Домой » Новости » Аналитика » Кто и как собирается зарабатывать миллионы на прокате электросамокатов

Кто и как собирается зарабатывать миллионы на прокате электросамокатов

В Саратове готов стартовать новый проект по прокату двухколесных друзей человека. Но на этот раз не велосипедов, а электросамокатов. Идею привез в город Антон Богнер, куратор проекта «Саратов велосипедный» и популяризатор двухколесного транспорта.

Фото Елены Налимовой

Свои идеи по организации для велосипедистов выделенных полос и развитии сети веломаршрутов в городе он уже предлагал в прошлом году на форуме «Город для бизнеса». Однако при воплощении возникли вопросы.

Пока стоянок для самокатов в Саратове запланировано две. Одну из них начали строить рядом с клумбой у памятника Чернышевскому, перед входом в парк Липки, вторая должна появиться у Крытого рынка. Вот только памятник — объект культурного наследия федерального значения, у него есть охранная зона, в которой ничего сооружать нельзя.

На это обратила внимание журналист, главный редактор ИА «Стройсар» Елена Налимова, направившая обращение в мэрию. Ответ чиновники пока разместили только в соцсетях. Администрация Волжского района признала, да, охранные зоны есть, постановление, которым они установлены, вышло еще в 2002 году, но оно «не содержит запрет на размещение стоянки для самокатов».

Как выяснил «БВ», охранные зоны памятнику Чернышевского определяло даже не профильное управление, а правительство Саратовской области. Документ допускает в их пределах только благоустройство территории и реставрацию памятника, но не новое строительство, не устройство автостоянок, и вообще никаких видов хозяйственной деятельности, кроме реставрационных работ, научных и проектных изысканий.

Охранная зона охватывает территорию от улицы Волжской до ограды Липок и далее до ограды северной стороны стадиона Динамо. Словом, здесь самокаты никак не помещаются. Но чиновники, давая ответ, слукавили. Ясно же, что в 2002 году об электросамокатах никто и не думал. Однако фраза о запрете любой хозяйственной деятельности включает, безусловно, и самокатную стоянку.

Сам Антон Богнер, архитектор по образованию и виду деятельности (он зарегистрирован как ИП), подчеркивает, что парковка для самокатов — это не капитальное сооружение, вид на памятник не закрывает, значит, вопросов быть не должно. Правда, именно со стороны памятника туристы обычно фотографируют консерваторию. Теперь в привычные снимки вписывается новый элемент — самокаты на парковке, из кадра их не уберешь.

Заметим, что и Крытый рынок имеет охранный статус, это тоже памятник культуры, как и расположенный рядом цирк. Так что зоны с особым видом использования существуют и там. Правда, чиновники, что муниципальные, что областные, считают, что ничего страшного — самокаты, так самокаты.

Глава областного управления по охране памятников Владимир Мухин на сегодняшнем брифинге заявил, что говорить о стоянке для самокатов в данном случае «не совсем корректно» и вообще, он бы не спешил с выводами.

— Предположительно, она находится где-то рядом с границами. К тому же, размещение проката никаким образом не влияет на сохранение объекта, — заявил Мухин.

Вопрос со стоянкой и вообще, появлением электросамокатов в городе стал предметом горячего обсуждения в группе «Говорит Саратов». Одни комментаторы высказываются, что они не против самой идеи проката самокатов или, как его называют, кикшеринга, но опасаются, не будет ли столкновений катающихся с пешеходами на проспекте Кирова и пешеходной улице Волжской.

В Казани, где самокатов больше, печальные примеры уже есть. Электросамокат тяжелее велосипеда, а скорость развивает большую. Антон Богнер уверяет, что пришедшая в Саратов франшиза использует технику с ограничениями по скорости и мощности, больше 22 км/ч такой самокат не разгонится.

Как выяснил «БВ», на электросамокате в Саратов приехала компания ООО «Э-Моушен» Константина Кокуша, Ларисы Концебовской и Константина Большакова. Зарегистрирована она в Петербурге, но ее головной офис находится в Крыму, где в Севастополе теми же собственниками зарегистрировано ООО «Э-Моушен Крым», а также действует ООО «Э-Моушен Юг», принадлежащее Константину Кокушу.

Распространяется сервис проката по франшизе и уже представлен достаточно широко — он заработал в Армавире, Алуште, Пензе, Ялте, Симферополе, Москве. Финансовая модель франшизы позволяет начинать с одной наземной станции подзарядки самокатов на 3 секции. В этом случае от франчайзи требуется около 600 тысяч рублей вложений, а выручку ему обещают до 300 тысяч в месяц. Станция подзарядки может размещаться как у фасада здания, так и быть самонесущей. Также можно пристраивать станции к существующим велопарковкам.

Самокат берется на прокат по той же схеме, как велосипед в велошеринге — через мобильное приложение. При этом планы у вложившегося в проект Антона Богнера очень обширны. Станций на первом этапе должно быть 12, только в ближайшее время их планируется открыть 4. А а до конца года сервис разрастется до 24 станций. Давать самокаты в прокат планируется по тарифу 40 рублей за 10 минут.

Напомним, что в 2019 году в Саратове провалилась попытка проката велосипедов с парковками по городу. Велошеринговая компания ООО «Мобайк» столкнулась с вандализмом, а честные пользователи — с полным равнодушием компании к своей собственности. На диалог с нашедшими их велосипеды гражданами организаторы сервиса не шли, а работа мобильных приложений, через которые бралась на прокат техника, вызвала много нареканий. В итоге сервис свернули.

Справка «БВ». ООО «Э-Моушен» действует с 2017 года. Юридический адрес компании — Санкт-Петербург, основной вид деятельности — производство телекоммуникационного оборудования, прокат спорттоваров является дополнительным. В 2020 году компания отметила серьезный рост выручки — с 15,6 млн до 89,6 млн рублей. Финансовый результат ООО «Э-Моушен Крым», также учрежденного в 2017 году, по итогам 2020 года вырос с 9 млн до 21,6 млн рублей.

Источник: Бизнес-вектор