Домой » Общение » Мнения » Зачем Саратову конгрессно-выставочный центр

Зачем Саратову конгрессно-выставочный центр

30 марта дискуссионный клуб “Россия сегодня и завтра” провел очередную встречу. Темой обсуждения стала “Конгрессно-выставочная деятельность, как стимул развития экономики Саратовской области”.

Участники (бизнесмены, ученые, представители профильных организаций и министерств) рассмотрели возможность выхода Саратовской области на более высокий уровень экономического развития за счет конгрессно-выставочной деятельности.

Почему Саратовская область?

Организаторы сформулировали основные предпосылки формирования Саратова, как центра международной торговли и деловой активности:

— наличие международного аэропорта “Гагарин”;
— строительство магистрали “Шанхай-Гамбург”, проходящей по территории Саратовской области. Более того, наш регион станет одним из первых, где пройдет данная автомагистраль;
— наличие Волжской водной артерии, речного порта и крупного узлового железнодорожного центра;
— проектирование нового железнодорожного моста с новым транспортным обходом;
— строительство технопарка со свободной экономической зоной;
— развитие Саратова как туристического кластера (крупнейшая пешеходная зона в Европе, реконструкция Набережной, проспекта Кирова с восстановлением объектов культурного наследия). Благоустройство территорий и восстановление объектов культурного наследия в
области. Строительство ветки скоростного трамвая и парка «Гагаринский». Строительство аквапарка. Развитие территорий бывшего аэропорта;
— планируемые федеральные международные инвестиционные площадки (ИКЕА и т.д);
— наличие крупнейших профильных вузов в промышленности, переработке, архитектуре;
— наличие лоббистов – депутатов в ГД, института землячества в высших эшелонах власти, отраслевых министерствах;
— близость к границе Казахстана и странам юго-восточного бассейна, странам БРИКС.

Как обстоят дела сегодня?

Выставочную деятельность Саратовской области представляет компания “Софит-Экспо”. Ежегодно она проводит тематические выставки в сфере строительства, энергетики, сельского хозяйства, дизайна, красоты, образования. Генеральный директор выставочного центра “Софит-Экспо” Анатолий Бурлачук рассказал присутствующим об особенностях выставочной деятельности и проблемах, которые существуют сегодня.

Главной проблемой, по мнению докладчика, является недостаточная финансовая поддержка выставочной отрасли со стороны государства.

“Все выставки “Софит-Экспо” проводятся за счет собственных средств. В нынешних условиях это очень ограниченные по объему средства, и мы не можем провести выставки качественно”

Анатолий Бурлачук привел средние по России данные по окупаемости выставочной деятельности: “1 квадратный метр выставочной площади генерирует в экономику 1 млн рублей. Это лишь за счет заключения контрактов. Мультипликативный эффект от выставочной индустрии — 1 к 7. Мы не учитываем затраты гостиничного, ресторанного, экскурсионного бизнеса. Эта цифра очень строгая”.

При этом он отметил, что участники обычно неохотно говорят о заключенных контрактах, и о том, насколько эффективным было участие в той или иной выставке: “Присутствует легкий скепсис, чтобы не вызвать эйфорию у организатора, чтоб он не повысил стоимость участия”.

Многие отраслевые выставки уже сегодня являются межрегиональными и претендуют стать всероссийскими или международными. Речь идет о “Саратов- Агро. День поля”, “Энергетика”, “Строительство”, Машиностроение”. К этим мероприятиям, несмотря на упадок промышленности в области, проявляют интерес 16-20 регионов.

Увеличить масштаб этих мероприятий не позволяют имеющиеся площади (как по площади, так и по функциональности). Выставки “Софит-Экспо” проходят на Театральной площади, Ледовом дворце или полях НИИ Юго-Востока.

“Организовать масштабное мероприятие нам сложно. Например, иногда нужно провести пленарное заседание на 800-1000 человек, а затем — чтобы люди расходились по секциям. Для этого требуются иные помещения, гостиничный фонд рядом, зал официальных приемов, ресторан. У нас этого нет” — заключил гендиректор “Софит-Экспо”.

Внешнеэкономические особенности

В 2020 году объем внешней торговли Саратовской области составил 2,13 млрд долларов. Экспорт увеличился на 2,2% и составил 1,2 млрд млрд долларов. Импорт вырос на 12% — 760 млн долларов.
Бизнес-миссии осуществляются в такие страны, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Алжир, Вьетнам, Индия, Китай, Турция.

Такие данные привел советник Минэкономики области по вопросам инвестиций и внешнеэкономической деятельности Юрий Аршинов, подчеркнув, что область заметна в экспортно-импортных потоках.

Конгрессно-выставочная деятельность отражает не только состояние экономики, но и концептуальное устремление региона в будущее. И здесь, по мнению спикера, у нас есть проблемы.

Саратов не является столицей Поволжья, и чтобы вернуть региону этот статус работать нужно, не опираясь лишь на одну отрасль: “Нужна совместная работа предпринимательства, вузов, власти, инфраструктура и поддержка бизнеса, которые сформулировали бы единое движение Саратовской области в этом направлении”.

Кроме того за статус центра волжской торговли Саратову придется побороться с сильными конкурентами: Самарой и Волгоградом. У нашей области есть ряд преимуществ, о которых мы писали выше, но этого явно недостаточно, так как соседние регионы также делают всё возможное для своего развития.

Советник видит выход в привлечении первых лиц государства: “Нужно сосредоточиться на привлечении на наши мероприятия первых лиц государства. Область граничит с Казахстаном, но при этом ни разу не проводили здесь российско-казахстанский форум. Мы подали заявку на проведение соответствующего форума на следующий год, но нужно еще доказать, что такие мероприятия нужны нашему региону”.

“Скоро будет День космонавтики, на место приземления Юрия Гагарина мог бы приехать президент. Мне кажется, открытие конгрессно-выставочного комплекса должно быть приурочено к подобному мероприятию”

С Юрием Аршиновым согласился и бизнес-омбудсмен Саратовской области Михаил Петриченко: “Для бизнеса важны контакты. Чем больше компаний будет к нам приходить, тем лучше для региона. Если вы не остановитесь на проекте, бизнес тоже его поддержит”.

С другой стороны, он отметил, что многие мероприятия сегодня виртуализировались: “Пандемия показала, что выставки можно делать и виртуальными”.

Однако, Анатолий Бурлачук категорически не согласился с тезисом, что онлайн-выставки способны заменить живое общение. Директор “Софит-Экспо” привел пример, когда многие партнеры заявляли о своем участии в выставке, главным образом, для живой встречи с партнерами.

Сергей Гайдаш, представитель Фонда микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области поделился своими цифрами:

“Гарантийный фонд за прошлый год предоставил 170% к 2019 году поручительства, что позволило привлечь МСБ 2 млрд кредитов. Фонд микрокредитования нарастил портфель микрозаймов малого бизнеса в 1,5 раза, а количество получивших консультации и финансовую поддержку за 2020 год — чуть меньше 4 тысяч. Получается, лишь 5% проинформированы и реализуют финансовое оздоровление”.

Выступающий уверен, что наличие выставочного центра и новых возможностей для контактов позволило бы говорить о других цифрах.

Также он отметил, что за 2020 год из числа получивших финансовую поддержку малого бизнеса прирост уплаченных налогов составил 16%. Это говорит о том, что поддержка в рамках госпрограммы развития МСБ “работает, но должна работать шире”.

Представитель компании по поиску партнеров, сопровождения международных сделок и проектов Наталья Корниенко также считает самым быстрым налаживанием партнерства, в том числе и международного, выставочно-ярмарочную деятельность.

При этом она акцентировала внимание на сложностях, которые испытывает малый бизнес: “Крупные участники обычно знают все организационные моменты: как довести свою продукцию, как доехать и т.д. Для малых и средних предприятий бывает сложно провести переговоры, а уж собраться, оформить сопроводительные документы и выехать на выставку — еще сложнее. С нашими усилиями это удается. Но это всегда дополнительные решения”.

Появление масштабного конгрессно-выставочного центра обеспечит таким участникам более качественное мероприятие, на организацию которого потребуется меньше усилий.

Что думает научное сообщество?

Заведующий кафедрой “Архитектура” СГТУ им. Гагарина Ю.А. Сергей Дядченко предлагает сосредоточиться на двух вопросах: что и где?

“Под “что” мы понимаем содержательную концепцию этого действия. Происходят стремительные изменения. Пандемия заставила нас многое осмыслить: достаточно ли нам дистанционного общения? Ведь ярмарка — это нечто глубинное и традиционное. Выставка в этом смысле универсальна, потому что она работает не только на дело, но и на развлечение”, — пояснил Сергей Федорович.

Что касается вопроса “где”, ученый сделал наиболее очевидные предположения. С учетом динамично развивающихся проектов, перспективными могут оказаться: зона нового аэропорта, старого аэропорта, Глебучев овраг, СХИ. Также ученый обратил внимание присутствующих на концепцию Саратовской агломерации: “Это стоит рассматривать в связке”.

Его коллега заведующий кафедрой “Дизайн архитектурной среды” САДИ СГТУ им Гагарина Ю.А. Виталий Кудрявцев настроен менее оптимистично. По его мнению, жители региона проигрывают в энергичности своим конкурентам самарцам и волгоградцам. Последние же, очевидно, делают все возможное для размещения столь влиятельных объектов на своей территории.

“Да, предпосылки есть, но они не реализуются сами по себе. Сейчас важны и экономические факторы, и политическая воля, и харизматичность тех, кто будет продвигать эти идеи”, — поделился мнением Виталий Викторович.

Ректор СГАУ Дмитрий Соловьев поделился своим опытом, полученным в Германии на “Зеленой неделе”. По его словам, европейцы вкладывают много труда и знаний в выставочную деятельность.

Говоря о плюсах он отметил существующую в Саратове площадку на полях НИИ Юго-восток: “для сельского хозяйства она востребована и перспективна”. Также руководитель СГАУ подчеркнул, что вуз готов предоставить свои ресурсы: “Мы тоже рассматриваем свои объекты для возможности демонстрировать достижения сельхозтоваропроизводителей. Есть прекрасная площадка с тремя прудами — Корольков сад”.

В качестве итога

Итоги подвел директор Института развития социально-экономических проектов и инициатив Владимир Шашко:

“Торговля — двигатель экономики, а выставки — двигатель бизнеса. Необходимость живого общения никто не отменял. И приезжают большинство бизнесменов именно за очным общением”.

Он согласился с большинством участником, что в реализации такого проекта необходимо участие государства и привлечение первых лиц государства: “Нужна политическая воля. Да, это не самый нормальный экономический путь, но мы живем в этой реальности”.

По итогам встречи была создана резолюция, где изложены основные тезисы по заявленной теме, а также предварительные выводы, среди которых:

— проведение совещания с привлечением правительства и парламента Саратовской области, депутатов Госдумы, потенциальных инвесторов и организаций, отвечающих за международные связи;
— определить возможную территорию строительства;
— привлечь к работе по проектированию и строительству ведущие российские и мировые организации в сфере производства подобного рода конструкций;
— рассмотреть возможность объединения потенциально возможных площадок будущего технопарка и конгрессно-выставочного комплекса.

Автор: Кристина Молодкина