Домой » Новости » Аналитика » Дойдут ли до Саратова транспортные инновации Илона Маска?

Дойдут ли до Саратова транспортные инновации Илона Маска?

elon-musk-hyperloopЭтот май стал весьма значимым для инновационного сегмента транспортной отрасли, и, — что особенно важно, — Россия была непосредственным участником последних событий. Так, стало известно о том, что Российские железные дороги (РЖД) всерьез занялись реализации проекта высокоскоростных перевозок в сотрудничестве с американской компанией Hyperloop One.

Российская “гиперпетля”

Для того чтобы понять, почему это имеет такое большое значение, следует, во-первых, разобраться что такое Hyperloop (“гиперпетля”). В общем смысле это транспортная технология, реализованная по задумке миллиардера Илона Маска (основатель Tesla Motors, производящей всемирно известные электромобили, и SpaceX, выпускающей космическую технику). Ее воплощение — это подобие капсулы на воздушных подушках, которая способна перемещаться по трубам в условиях низкого давления со скоростью близкой к скорости звука (порядка 1200 км/ч). Во-вторых, стоит посмотреть, как выглядит первый запуск подобной капсулы на высоких скоростях.

Реализацией концепции “гиперпетли” занимаются две компании: Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop One. Они работают над адаптацией идеи под грузовые и пассажирские перевозки.

Интересно, что обе компании имеют отношение к России: HTT в январе этого года анонсировала возможный запуск поезда между Москвой и Санкт-Петербургом при содействии российского частного инвестора, а Hyperloop One получила крупные инвестиции от венчурного фонда Caspian VC Partners, основанного российским миллионером Зиявудином Магомедовым.

В течение мая в СМИ стала появляться информация о формировании рабочей группы для разработки концепции по внедрению технологии Hyperloop в транспортную систему России. 19 мая “Ведомости” сообщили, что, по словам человека, близкого к РЖД, инициатива изначально исходила от Hyperloop One, и соответствующее решение будет вынесено до конца года. Начальник Центра инновационного развития филиала ОАО «РЖД» Александр Корчагин косвенно подтвердил эти сведения, но выразил недоверие по поводу фактической безопасности “гиперпетли”, а также в отношении конкурентоспособности такой капсулы по сравнению с авиасообщением.

В то же время в англоязычной статье издания Inverse под названием «Russia Is Ready?» (“Готова ли Россия?”) сообщалось, что Министр транспорта РФ Максим Соколов в середине мая заявил, что “Россия готова к реализации этого проекта, как ни одна другая страна в мире”, и проект вписывается в стратегию развития транспортной отрасли до 2030 года. Эта же программа описывает строительство в России 4 тыс. км высокоскоростных магистралей (ВСМ) железнодорожного сообщения.

Планы по реализации ВСМ в России

Своеобразный символ ВСМ для нашей страны — электропоезд “Сапсан”, совершающий рейсы из Нижнего Новгорода в Москву (3 часа 55 минут) и из Москвы в Санкт-Петербург (3 ч 45 мин) уже более 6 лет.

Успех данной линии стал почвой для рождения проектов новых магистралей, один из которых в данный момент находится в стадии реализации. Речь идет о ВСМ Москва — Казань, которая пройдет также через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Есть и такие отдаленные перспективы, как продление линии до Екатеринбурга и Пекина. Почему именно Пекин? В 2014 году Госкомитет КНР по развитию и реформам и корпорация «Китайские железные дороги» в присутствии премьер-министра РФ Дмитрия Медведева подписали в Москве меморандум о сотрудничестве, который предполагал развитие Евроазиатского транспортного сообщения, проходящего по линии ВСМ Москва — Казань. Таким образом, Китай напрямую заинтересован в реализации проекта и намерен принять участие в его финансировании.

Если все пойдет по плану, с 2021 года по маршруту начнется регулярное движение высокоскоростных пассажирских и транспортных поездов. Дорога из Москвы в Казань, согласно прогнозам, займет порядка 3,5 часов. Из Москвы в Екатеринбург — не более 8 часов.

Транспортные инновации и Саратов

Любой разговор о высокоскоростном железнодорожном сообщении — это в первую очередь разговор о возврате инвестиций. В 2013 году проект ВСМ Москва — Казань был отложен как раз по причине неготовности финансовой модели. Иными словами, инвесторам нужны гарантии: будет ли обеспечена транспортная линия должным пассажиропотоком с необходимой платежеспособностью?

Минимальная стоимость билета на будущий скоростной поезд по маршруту в Казань может составить около 3,5 тыс. рублей при прогнозируемом пассажиропотоке в 7,4 млн человек. Аналитики составляют прогнозы относительно популярности тех или иных участков ВСМ, на основе чего и выносится вердикт о рентабельности маршрута.

Что до прочих регионов, развитие ВСМ в них целиком и полностью зависит лишь от стратегической значимости в рамках таких проектов, как “Евроазиатский железнодорожный мост” из Китая. Так, «Китайская железнодорожная корпорация» выразила готовность возвести магистраль между Самарой и Тольятти к 2018 году в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. Но опять же с оглядкой на темпы развития основного проекта, в котором Китай выступает инвестором и заинтересованной стороной.

Вопрос соединения Москвы с южными направлениями также нередко поднимается на высшем уровне, но не находит ответа — в марте 2016 года строительство ВСМ Москва — Сочи было отложено на неопределенный срок.

Саратовская область же не попадает ни в один из потенциальных стратегических маршрутов для высокоскоростного сообщения. От возможной магистрали Москва — Пекин наш регион отклоняется на 500 км. С южным направлением ситуация почти аналогичная. Конкурентоспособность отдельного направления, в котором Саратов мог стать хотя бы одной из возможных станций, также вызывает массу вопросов, в основном из-за технического состояния существующих путей — почвы для высокоскоростных поездов здесь нет и быть пока не может.

Возвращаясь к Hyperloop, реализация такого проекта в России пока имеет схожий экономический смысл с возведением ВСМ Москва — Саратов. По крайней мере, даже теоретическая стоимость создания инфраструктуры для капсульного транспорта выразится в такой цене билета, которая вызовет противоречие с развитым пассажиропотоком.

Александр Геллер. Специально для Делового Саратова