Домой » Новости » Аналитика » Чем может грозить Энгельсу строительство метро в Саратове?

Чем может грозить Энгельсу строительство метро в Саратове?

метроТема метрополитена — один из неизменных атрибутов саратовских реалий. К амбициозному проекту, который так необходим городу, возвращались за последние десятилетия с такой завидной периодичностью, что, кажется, нет ни единой причины, объясняющей отсутствие в Саратове хотя бы “легкой” ветки.

 

История развития концепции скоростного транспорта в Саратове тянется еще с советских времен. В 1960-х по улицам города мог начать движение такой же трамвай, как и в Волгограде, который, к слову, попал в список Forbes как один из самых интересных маршрутов. Схожий проект по значительному “ускорению” третьего трамвайного маршрута в Саратове был застопорен, так как строительство затянулось, встретившись с рядом затруднений.

В 1980-х город был, возможно, как никогда близок к появлению метро. Уже тогда реализация проекта не мыслилась без задействования Энгельса, а, значит, была сопряжена с возведением технически сложной соединительной конструкции между двумя городами, уникальной в масштабах страны, но неизбежно сверх-дорогостоящей. Проект поэтапно отправлялся в стол, пока не прекратил свое существование вместе с СССР.

Вопрос строительства метрополитена в Саратове за все время своего существования переживал три основные, чередовавшие друг друга время от времени аргументационные стадии:

  • Метро в Саратове не может появиться из-за геологических особенностей;
  • Реализация проекта не обоснована по причине недостаточной численности населения, а, следовательно, и пассажиропотока;
  • На строительство метро нет средств.

Смена курса, как правило, происходила под прессом вмешательства энтузиастов, которые опровергали как невозможность строительства подобного объекта на базе Саратовского рельефа (положение дел в этом плане в Санкт-Петербурге ничуть не лучше), так и потенциально слабый пассажиропоток, сводя истоки проблемы, в конечном счете, к третьему пункту — к отсутствию финансирования.

При этом необходимость в метрополитене, соединяющем отдаленные районы и два города, почти никогда не вызывала сомнений у горожан — нынешняя транспортная система не способна решить все городские задачи. Именно поэтому проект Саратовского метро приобрел статус “вечной темы” и периодически возвращается в качестве политического инструмента.

В то время как проект скоростного транспорта считается однозначным благом с инфраструктурной точки зрения, он может представлять собой угрозу для локальной экономики. Такой вывод можно сделать из статьи в BBC, посвященной метрополитену в Уэльсе. Издание поднимает тему планируемой транспортной сети, которая должна охватить валлийские пригороды. И вот экспертный вывод: проект может ослабить их экономическое положение путем массового оттока рабочий силы из южных районов в столицу Кардифф. По большому счету, южные пригороды и без того страдают от нехватки “рук”, но совершенствование коммуникаций, облегчение перемещения может стать губительным фактором для местных производств.

Так, в Суонси, втором по величине городе Уэльса, проживает порядка 239 тыс. человек, и основой экономики южного центра является торговля, сфера услуг и муниципальное управление. Уровень экономической активности, как и заработной платы, здесь значительно ниже, чем в общем по стране. Без участия метро сегодня Суонси ежедневно покидают 16 тыс. работников. Говоря о крупнейших административных районах Саратова, отдаленных от центра города, — Ленинский (274 тыс. жителей) и Заводской (193 тыс. жителей), — а также о вполне автономном Энгельсе с собственными пригородами и сформировавшимся промышленным кластером (221 тыс. жителей), мысли о возможных параллелях, пусть и не самых прямых, возникают сами собой.

Четверть работающего населения Энгельса в 2014 году в условиях спада промышленности была занята именно на производствах. Тогда же рост заработной платы был незначительным. В городе были запущены значимые инвестиционные проекты, и появление метро в Саратове могло не лучшим образом сказаться на их будущем. С другой стороны, изменения в профессиональных предпочтениях способны принять и обратную тенденцию — рабочая сила из центральных районов Саратова могла бы устремиться в сторону промышленных предприятий Энгельса. Словом, в плане распределения кадров последствия непредсказуемы, и этот аспект непременно стоит учитывать.

Безусловно, открытие метро в Саратове — это долгожданный шаг на пути к прогрессу, который к тому же облегчит жизнь десяткам тысяч жителей города, создаст немалое количество новых рабочих мест и значительно разгрузит транспортную систему, но может ли он стать настоящей проблемой для локальных экономик? У “валлийского вопроса” до сих пор нет однозначного ответа.

Александр Геллер. Специально для Делового Саратова