Домой » Новости » Аналитика » Как и почему растут цены на бензин в Саратовской области?

Как и почему растут цены на бензин в Саратовской области?

цены на бензинВ декабре 2014 года президент Владимир Путин задался одним из наиболее насущных вопросов современной экономики:

Вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%. Это как вообще понять?

Действительно, как это можно понять?

Полтора года назад отвечать пришлось Антимонопольной службе, которая объяснила скачок в потребительских ценах на бензин в 81 регионе РФ на 8,7% в годовом исчислении реализацией нефтепродуктов по старым договорам, заключенным в период роста оптовых цен. Глава управления контроля за ТЭК в ФАС Дмитрий Махонин тогда пообещал, что снижение стоимости опта в среднем на 25% обязательно скажется и на потребительских ценах, однако называть конкретные даты он не стал.

Как менялось положение вещей с момента той дискуссии, всем известно — рост продолжался, при этом как в рамках оптовой продажи, так и розничной. Так, 6 июня 2016 года РБК со ссылкой на Thomson Reuters Kortes в очередной раз сообщил о повышении стоимости опта «Регуляр-92» на 1,2 тыс. рублей за тонну.

Рост цен на бензин в Саратовской области

По состоянию на март 2016 года, по данным Росстата, бензин самой востребованный марки АИ-92 отпускался на АЗС в регионе в среднем по цене в 33,99 рублей за литр. Такой показатель попадает в средний диапазон по России и ПФО. Дороже всего в федеральном округе топливо обходится жителям Нижнего Новгорода (34,35 руб.), дешевле всего — Самары (32,09 руб.)

бензинГод назад, в июне 2015 года, и Саратовская область была близка к показателям Самары: АИ-92 в среднем стоил 32,17 рублей. Среднегодовое подорожание, составившее 5,35% (а согласно исследованию портала Agro2b, 7,76%), не может не беспокоить саратовцев. Обращаясь к глобальной динамике цен в регионе, можно заметить, что за период с июля 2013 года по настоящее время рост потребительских цен на бензин АИ-92 превысил показатель в 16,5%. Пик роста был зафиксирован в апреле этого года (34,98 руб.) в связи с повышением акцизов. Тогда, согласно индексу топливных цен «Петрол Плюс», между уровнем цен Саратовской области и средним показателем по России возник самый масштабный разрыв за последние 3 года — в 1,42 рубля.

Почему растут цены на бензин?

Согласно отчету ОМТ-Консалт за 2015 год, на саратовском рынке розничной продажи топлива среди сетевых операторов лидирует ПАО «Саратовнефтепродукт», представленный 79-ю АЗС под брендом ТНК (около 18% рынка); за ним следуют бренд Лукойл (8% рынка) и Торэко (порядка 2%). 52% рынка представлены независимыми операторами.

В 2014 году в отношении НК «Роснефти» (головное предприятие «Саратовнефтепродукт»), «ЛУКойла» и «Башнефти» (первая АЗС под брендом Башнефть появилась на территории Саратовской области в 2015 году) были возбуждены дела по ч. 4 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Тогда ФАС удалось уличить крупных игроков в манипуляциях на бирже, в результате которых цены во внебиржевом крупнооптовом сегменте выросли почти на 20%. Таким образом, весьма популярной темой в данном контексте стала спекуляция. Не просто так президент обращался в первую очередь к антимонопольному ведомству для разъяснения ситуации — одной из причин неоправданно стремительного роста потребительских цен было и, вероятно, остается искусственное вмешательство.

бензин1Еще одним негативным фактором называют дефицит бензина. Он во многом обусловлен неэффективностью работы некоторых российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), но, что до Саратова, местный НПЗ не нарушил нормы топливообеспечения даже в связи с пожаром на предприятии в 2014 году. К тому же в 2015 году производимый здесь бензин марки PULSAR-92 вошел в список «100 лучших товаров России». Поэтому проблема недостатка топлива для нужд региона не совсем ясна.

Третий, глобальный аспект, относится к актуальной кризисной экономической ситуации. Thomson Reuters Kortes объясняет главную загадку современности так: цены на внутреннем рынке привязаны к их экспортному эквиваленту, который растет из-за ослабления рубля, что перечеркивает весь эффект от снижения цен на нефть на мировом рынке.

И, конечно, не стоит забывать о повышении акцизов на бензин. В течение 2015 года, согласно отчету ОМТ-Консалт, маржинальность в расчете на литр на АЗС Саратовской области варьировалась в диапазоне 1,03 – 7 рублей. С 1 же января акцизы выросли на 2 рубля за литр, а с 1 апреля, согласно изменениям в Налоговом кодексе, акцизы на бензин 5-го класса выросли с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей за тонну. Чтобы сохранить маржу, операторы будут вынуждены увеличивать стоимость топлива вслед за ростом акцизов. Эксперты говорят о возможном подъеме уровня потребительских цен на 15% к концу этого года.

Впрочем, не все так плохо. По состоянию на февраль 2016-го среди 33 европейских стран Россия занимает 2-е место с точки зрения самых низких потребительских цен на бензин. С другой стороны, есть и ложка дегтя — в пересчете на количество литров, доступных на одну зарплату гражданина тех же стран, Россия расположилась на 21-м месте, пропустив вперед ведущих импортеров мира.

Александр Геллер. Специально для Делового Саратова