Домой » Общение » Мнения » Необходим ли электротранспорт Саратову?

Необходим ли электротранспорт Саратову?

трамваи

16 июня на весь день была прекращена работа большинства маршрутов трамваев и троллейбусов. Причина – крупная задолженность «Саратовгорэлектротранс» перед энергетиками. По состоянию на 1 января 2016 года предприятие задолжало 13,8 млн рублей ОАО «Саратовэнерго» и 53,1 млн рублей — ООО «СПГЭС». По словам директора Константина Касьянова, за полгода задолженность была сокращена на 45% и составила 36, 3 млн рублей перед СПГЭС.

Вопрос о прекращении работы саратовского электротранспорта или даже его ликвидации неоднократно возникал на протяжении последних лет. Как вы считаете, насколько необходим электротранспорт Саратову? Можно ли его чем-то заменить? И что, на ваш взгляд, поможет улучшить ситуацию с общественным транспортом в городе?

Роман Репин,
президент группы компаний «Подъем»:

— Общественный транспорт необходим городу. Городское население растет, личного транспорта всё больше, а проезжая часть шире не становится, особенно в старой части города. Общественный транспорт должен наоборот разгрузить улицы, вытеснить личный транспорт на окраины и за пределы города, дать людям возможность быстро и комфортно перемещаться по нему. Будет это трамвай или троллейбус, должен определить скрупулезный расчет. Автобусы дешевле, маневреннее троллейбусов и, разумеется, трамваев, но проигрывают в чистоте и экологичности. По-видимому, трамвай неприемлем в старой части города, однако в окраинных спальных районах он — отличное решение.

Автобусное сообщение уже сейчас могло бы решить все транспортные проблемы горожан. Однако там свои проблемы: недавно ко мне как председателю комитета по транспорту Опоры России обратились перевозчики с одной из самых острых из них. Необходимо решить давно назревший вопрос с компенсациями льготного проезда для владельцев городских автобусов. Компенсация осуществляется по отрывным талонам льготных проездных, добрую треть от них Минсоцразвития не принимает к оплате, как «не идентифицируемые», но и владельцам автобусов не возвращает. И из стоимости проезда транспортникам возмещают только половину тарифа. Таким образом, на льготниках перевозчики теряют две трети выручки со всеми вытекающими последствиями — невозможностью штатно содержать и обновлять парк техники, поддерживать конкурентную зарплату, нанимать квалифицированных водителей и механиков. Я считаю, что решение найти несложно, но для этого министерству необходимо кардинально изменить работу с льготниками.

Ну и о самом случившемся. Отключения электроснабжения СГЭТ при снижении задолженности, когда должник вполне успешно снижает сумму застарелого долга, причем в такое непростое в экономике области и страны время — это чистое вредительство, уверенная попытка свалить в банкротство действующее предприятие, экономическая подожка, удушающий прием. И это тема не только и не столько для интернет-дискуссий, а в первую очередь для депутатских и прокурорских запросов.

 

Денис Жабкин,
саратовский блогер, краевед:

— Электротранспорт необходим Саратову, как воздух. В прямом смысле. Ведь если транспорт будет состоять из автобусов и микроавтобусов, то город всё больше и больше будет погружаться в смог.
Обеспокоенность экологией города началась ещё в 1970-х годах, когда во всём СССР начали отдавать предпочтение именно электротранспорту. Сейчас в Европе стараются проложить больше трамвайных линий, а автобусы переводят на этанол и биогаз. Учитывая саратовские реалии, таких автобусов нам ещё десятилетия не видать. А количество автотранспорта с 1970-х годов увеличилось на несколько порядков.

В плане выбросов выхлопных газов, на данный момент в Саратове его ничто не заменит. А вот улучшать есть куда. Это и современный подвижной состав, и обновление рельсового пути с контактной сетью, новые стрелки, технологии укладки полотна для уменьшения шума и вибрации. Выделение трамвайной линии из совмещённой в выделенную (а не наоборот). Всё это ускорит электротранспорт. Выделенный трамвай — это по сути «метро» для Саратова, которое позволит доставить пассажиров вовремя независимо от пробок.

Для этого нужны деньги, дотации, ведь общественный транспорт практически в любой стране является дотационным, то есть работает ниже себестоимости. Выполняя социальную функцию – обеспечивая подвижность населения, а вместе с ней — развитие и поддержание экономики города. Ещё он уменьшает возможные пробки на городских улицах, так как перевозит большое количество людей, которые, будучи на автомобилях, заняли бы намного больше места на дороге. Другими словами, город заинтересован в хорошем, удобном, дешёвом общественном транспорте. Это уменьшит пробки, снизит нагрузку на дороги (реже надо будет их ремонтировать), увеличит экономические показатели города.

 

Тамара Фокина,
почетный профессор Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (РАНХиГС):

— Не считаю возможным серьезно обсуждать поставленные вопросы в данном контексте. Задолженность транспортников за ресурсы, которые необходимы для их работы, не является причиной остановки на некоторое время движения общественного транспорта. Причина состоит в том, что дурно налажено управление этой отраслью городского хозяйства. Она принадлежит к числу сложных систем. Её, эту систему, и следует анализировать обстоятельно и профессионально. Тогда и станет понятно, нужен ли электротранспорт, сколько он стоит, можно ли его содержать и в каком объеме. Без этого вопросы выглядят политизированными, становятся рычагом давления и торга. Но это уже другие вопросы. Свидетельством этого является то, что транспорт был пущен, хотя долги остались. Зачем тогда было городить огород.

 

kumakov-1308-1Андрей Кумаков,
руководитель филиала экспортера «Аутспан Интернешнл», краевед:

— Такие трамвайные маршруты, как № 3 и 11, мне кажется убирать нельзя. Когда убирали со старых улиц в центре, понимал целесообразность. Троллейбусы же за их экологичность, безопасность и бесшумность нужно беречь.

 

Специально для Делового Саратова