Домой » Общение » Интервью » Андрей Талалов: «Нужно, чтобы идеи изобретателя находили инвестиции или людей, которые в этих идеях заинтересованы…»

Андрей Талалов: «Нужно, чтобы идеи изобретателя находили инвестиции или людей, которые в этих идеях заинтересованы…»

Многие хотят открыть собственное дело, но не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. У кого-то есть идея или даже изобретение, которое может быть не только полезным, но и прибыльным, однако как его «раскрутить» не понятно. Инновационный Бизнес-центр ИРБиС помогает понять, как организовать бизнес и использовать новые идеи в существующем. О механизмах его работы «Деловому Саратову» рассказал директор центра Андрей Талалов.

— Как Вы определяете основной вид деятельности Инновационного Бизнес-центра?

— Основная задача Инновационного Бизнес-центра – перевод идеи с языка изобретателя на язык инвестора. На сегодняшний день, к сожалению, между изобретателем или инициатором проекта и инвестором, готовым вкладывать деньги в этот проект, существует некоторый разрыв, который, как правило, связан с «упаковкой» проекта. Идеи изобретателя зачастую являются чисто техническими, а инвестора в меньшей степени интересуют формулы и теоретические выкладки, он привык говорить на другом языке. Для него важны такие понятия, как прототипирование, бизнес-планирование, бизнес-моделирование… И Инновационный Бизнес-центр стал связующим звеном между изобретателем и инвестором, он объединяет эти две составляющие инновационного, венчурного бизнеса. Изобретатель может прийти в центр со своей технической идеей, и ему помогут переформатировать ее в бизнес-идею. При необходимости для него будет подготовлен бизнес-план, эффективная презентация, а также оказана помощь в поиске команды проекта, потому что изобретатели чаще всего являются одиночками.

— Изобретение может быть из любой сферы?

— В принципе из любой. Сферы изобретений различны: от IT до здравоохранения, от инновационных подшипников до саратовской гармоники, проект по возрождению которой мы готовили совместно с СГТУ. Главное, чтобы изобретение было коммерциализируемым. Если ориентироваться на бизнес-ангельские инвестиции, то мы должны помнить, что это суммы до 1 млн. долларов инвестиций в один проект: чаще всего 5-15 млн. рублей. Если мы говорим о проектах, которые затрагивают какие-то фундаментальные вещи, например энергетику, способы получения чистой энергии, то это другое финансирование. Важно, чтобы идеи изобретателя находили инвестиции или людей, которые в этих идеях заинтересованы. Нет смысла делать проект ради проекта, у него должно быть логичное продолжение.

— Какие еще функции выполняет Ваш Бизнес-центр?

— Инновационный Бизнес-центр является площадкой, на которой функционирует Некоммерческое Партнерство «Бизнес-ангельское региональное содружество». Это сообщество частных инвесторов — бизнес-ангелов. Начало этому положил состоявшийся в ИРБиС в конце 2009 года пятидневный семинар по инновационному предпринимательству, который вели представители содружества бизнес-ангелов России (СБАР). Среди них были такие знаковые фигуры, как Александр Иванович Каширин — президент СБАРа, Игорь Пантелеев — исполнительный директор организации и др. Они рассказали о частных и бизнес-ангельских инвестициях, о проектах, которые уже получили инвестирование, и их дальнейшей судьбе. По итогам семинара инициативная группа предпринимателей и бизнесменов Саратовской области решила организовать сеть бизнес-ангелов и создала некоммерческое партнерство, которое существует уже около 2 лет и занимается инвестированием в инновационные предприятия.

— Какова Ваша личная мотивация, почему Вы выбрали для себя эту деятельность?

— Моя мотивация – люди! Изобретатели и инвесторы, такие разные и такие интересные! Если говорить об инвесторах, в нашем случае бизнес-ангелах, это успешные, знаковые и очень нестандартные люди, общение с которыми дорогого стоит.

Что касается работы с изобретателями, то эту деятельность можно рассматривать как некую социальную помощь. Изобретатель, у которого нет ничего кроме технической идеи, обсудив ее с тобой, начинает понимать, как идею можно превратить в бизнес-проект, т.е. его представление о проекте меняется. Он получает проект, рабочую бизнес-модель, эффективную презентацию и знает, как ее представить, где сделать акценты, на что обратить внимание. Он хорошо представляет как «продать» себя и свой проект людям, заинтересовать в своем продукте бизнесменам Саратова и других городов.

— Существует критическое мнение о деятельности бизнес-ангелов. Суть такова: бизнес-ангел за чужую идею, которая реализуется чужими же руками, получает большую часть прибыли. То есть изобретатель развивает свой проект, но при этом продолжает работать «на дядю»… А вот если бы он все сам делал? Возможно, это получилось бы у него медленнее, но зато вся прибыль ему бы досталась…

— Много ли Вы таких примеров знаете? Если можешь сделать сам, то почему же не делаешь? Где наши 1,5 млн. Чичваркиных и Тиньковых? Почему не делают? А — нет желания, В — страшно, С — нет компетенции, D — не знают что делать, куда продавать… И этот список можно продолжить. Нет предпринимательского образа мышления у изобретателя. Как говорил экс-евангелист компании Apple и один из самых успешных инвесторов Гай Кавасаки, сама идея не стоит ничего, это дырка от бублика. С ней можно носиться сколь угодно долго, но она не принесет ничего, пока она не описана. Формализованная идея – уже предмет для разговора. А вот что человек теряет или приобретает – это вопрос переговоров. Мы все прекрасно понимаем, что если было бы возможно «поднять» проект самостоятельно, человек бы это сделал. А если привлекаешь людей, обладающих нужной компетенцией и деньгами, себе в помощь, надо с ними делиться.

— В каком состоянии находится сейчас движение бизнес-ангелов в Саратове? Что побуждает инвесторов к действию?

— Представим, что у вас есть бизнес, который развивается по намеченному плану. И постепенно у вас появляется больше свободного времени. И вы, как человек с активной жизненной позицией, ищете чего-то нового. Этим «новым» может стать бизнес-ангельство. Мотивация у бизнес-ангелов различна: кому-то уже не интересно использовать изъезженные схемы. К примеру, до кризиса была стандартная схема: есть деньги – вложи в недвижимость. Но это уже неинтересно, «не цепляет», да и не работает. Свое управленческое искусство, свои навыки в этой схеме применять сложно. Бизнес-ангелы – это профессиональные инвесторы, которые, как правило, работают за долю в компании, и нацелены на ее капитализацию. Это не просто человек, который дает деньги (для этого есть банки). Они всегда рядом с компанией, у них богатый опыт, к ним можно обратиться за советом, управленческим решением. Или даже использовать их налаженные связи. Они выступают в роли социальных менторов.

— В Саратове в апреле будет проходить неделя бизнес-ангелов. Чем она будет заполнена?

— Надо отметить, что это всероссийское, а я бы даже сказал всеевропейское мероприятие. Существует Европейская Ассоциация Бизнес-ангелов, которая объединяет 250 сетей бизнес-ангелов по всей Европе. Ежегодно проводится международный конгресс бизнес-ангелов, на котором награждаются лучшие представители движения, лучшие сети, участники обмениваются опытом, налаживают новые связи. Благодаря усилиям нашей Национальной Ассоциации Бизнес-Ангелов (НАБА), в этом году это мероприятие пройдет в Москве 23-24 апреля в выставочном центре Digital October. Там соберется около 150 представителей различных бизнес-ангельских сетей Европы и примерно столько же представителей наших сетей.

Конгресс станет центральным событием недели бизнес-ангелов России, которая представляет собой серию мероприятий информационного, дискуссионного, образовательного и инвестиционного характера. Эти мероприятия будут проходить с 23 по 27 апреля в различных городах России, в том числе и в Саратове. 26 апреля в нашем городе состоится пленарное заседание, круглый стол по вопросам бизнес-ангельского и венчурного инвестирования, и инвестиционная сессия инновационных проектов.

Сколько проектов будет представлено?

— Сейчас проекты еще «упаковываются» для презентации бизнес-ангелам. Какая бы ни была хорошая идея, бизнес-модель, в любом случае проект надо форматировать. Поэтому точное число можно будет назвать лишь накануне презентации.

— Как часто проходят презентационные сессии?

— Сессии проходят по мере комплектования, но довольно регулярно. Информацию о сессиях и требованиях к проектам можно получить в Инновационном Бизнес-центре ИРБиС СГТУ им. Гагарина Ю.А.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

Более подробную информацию о Неделе Бизнес-ангелов в Саратове можно найти на сайте БАРС (Бизнес-ангельского регионального содружества) или в нашем календаре