Домой » Общение » Интервью » Михаил Лащенко: «Комфортность проживания не ограничивается горячей водой и чистым подъездом…»

Михаил Лащенко: «Комфортность проживания не ограничивается горячей водой и чистым подъездом…»

Рынок мобильных устройств является наиболее показательным в плане скорости появления новых технологий. То, о чем 30 лет назад писали в своих произведениях фантасты, сегодня уже лежит в сумках у бабушек, которым заботливые внуки купили наиболее «бедную» по функциям модель телефона. В сфере строительства таких стремительных изменений не происходит. «Деловой Саратов» обсудил далекие перспективы этой отрасли в Саратове с главным архитектором группы «ЭЛИУС» Михаилом Лащенко.

— Михаил Алексеевич, какие принципиальные изменения произошли в строительстве за последние годы? Или просто меняются материалы, фактуры и цвета фасадов?

— Никаких глобальных изменений не происходит. Дома построенные вчера не сильно отличаются от тех, что появились 20 или даже 50 лет назад. Кварталы, микрорайоны уже настолько привычны, что мы практически не представляем, что может быть иначе. При этом большинство жителей работает вдали от дома, и затрачивает 2, а то и 4 часа в день на дорогу.

С тех пор как вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в связи с ожидаемым ростом цен на энергоресурсы, многие руководители предприятий стали задумываться об экономии, внедряя сберегающие технологии. Однако, это «местные решения». Не касаются они и жилых домов, энергосбережение которых заключается в обшивке утеплителем, польза от которого во многих случаях будет стремиться к нулю.

Несмотря на отсутствие реального применения в российских условиях, системным подходом никого не удивишь. Источников альтернативной энергии уже существует много, и каждый из них представляет собой готовое решение. Комплексное их применение на объекте ведет к усложнению проекта и заметному удорожанию сметы, к чему не каждый готов . Ведь хочется, чтобы строительство себя окупало.

— Некоторые эксперты ожидают повышения тарифов на энергоресурсы в связи со вступлением России в ВТО…

— Совершенно верно, и многие люди уже озаботились вопросами экономии своих средств. Они находятся в поиске архитектурных решений, которые позволят в будущем им жить комфортно и экономно. За рубежом об этом задумались еще в 1970-х и сегодня они далеко впереди. Наш обыватель, который хочет жить комфортно еще не понимает этих вещей, и нам приходится каждый раз доказывать, что решения разработанные 10 лет назад уже не эффективны. Классический пример – строительство домов со стеной в 2,5 кирпича без утепления, которая обеспечивает лишь 30% от действующей нормы теплосбережения. Однако частное лицо невозможно обязать законодательно строить энергоэффективные дома, поэтому строят, как кому хочется.

Государство ведет работу в этом направлении: издаются законы, отслеживается их исполнение, но все охватить невозможно.

— В составлении энергоэффективных проектов первичными оказываются архитектурные решения или энергосберегающие технологии «упакованные» в них?

— Здесь нельзя говорить о первичности или вторичности, в рамках проекта они взаимно определяемы. Сейчас много придумано новых технологий, но специалисты работают в узких направлениях и не знают чем занят ближайший коллега. Поэтому собрать множество разработок на одном проекте может далеко не каждый, а вместе они дают наибольший эффект.

— Эти разработки ориентированы на индивидуальную застройку или многоквартирные дома?

— Применение наиболее реально в частной застройке — больше вариантов, но здесь дело не только в технологиях. Наше общество пока не созрело для такой архитектуры, но шаги в этом направлении уже делаются. Мы пытаемся переориентировать людей в будущее. Мы стараемся объяснить людям, своим клиентам, что в таком деле как строительство собственного дома, лучше побольше вложиться изначально, чем тратиться потом.

Дело в том, что затраты на строительство составляют всего около 10-15% от общего количества вкладываемых в жилье средств (из расчета 50 летней жизни здания). Львиная доля вложений приходиться на дальнейшее обслуживание, то есть это эксплуатационные траты. Вложив больше на начальном этапе, мы значительно снизим дальнейшие платежи, и останемся в итоге в выигрыше. Мы разработали систему «Новая волна» для малоэтажного строительства, в которой есть ряд решений, позволяющий экономить средства на стадии строительства и дальнейшей эксплуатации.

— Индивидуальная застройка, как правило, расположена в пригороде и добраться до места работы довольно проблематично, но и в городе ситуация не лучше…

— Проблемы города одним транспортом не исчерпываются. Здесь в целом перегруз инфраструктуры, нехватка зеленых насаждений, уборка снега, вывоз ТБО… Например, ситуация с утилизацией отходов в нашем городе стоит особенно остро. В качестве справки могу предложить такие данные: в Саратове образуется 40% всех отходов региона, общий объем которых достигает 900 тыс. тонн в год и большая часть вывозится на несанкционированные свалки, а могло бы перерабатываться в ликвидные продукты. Даже если взять самый «варварский» способ переработки отходов – сжигание, то в результате этого процесса образуется электроэнергия, горячая вода и шлак, который можно использовать как основу под дорожное полотно – безотходное производство! Несколько раз предпринимались попытки зайти в регион с мусороперерабатывающими технологиями, но, увы, они не увенчались успехом.

Проблемы пытаются решать, но каждую по отдельности. Комплексный подход пока встречается только в теории. Да и его свежим не назовешь. Еще в советские годы рассчитывалась норма квартальной застройки, согласно которой все объекты инфраструктуры должны были находиться в шаговой доступности, то есть радиус передвижений ограничивался 500 метрами. Тогда не возникало потребности в автомобиле для совершения покупок или доставки детей к месту обучения. То есть транспортную проблему, впрочем, как и все остальные, мы создали себе сами, нарушив этот баланс в застройке.

При этом комфортность проживания не ограничивается горячей водой и чистым подъездом, это целый комплекс взаимозависимых факторов. Здесь нужен новый подход к жизни, к ее благоустройству.

— Вы говорите так, как будто уже имеете решение всех проблем сразу, и знаете, что должно лежать в основе нового подхода…

— Действительно, мы разработали довольно масштабный проект, в основе которого лежит артериальная линейная архитектура (АЛА). Она может стать базовой единицей города или поселения, поскольку в довольно ограниченном, но комфортном пространстве сочетает все сферы жизни. Обеспечение функциональности этой системы отдается в руки частного бизнеса.

Там нет принципиально новых решений, но подход к их применению и их сочетанию более продуман. Если можно так сказать мы предлагаем собрать воедино несколько кусочков, вроде пазла.

Мы представляем это как территорию закрытую климатической оболочкой, которая обеспечивает более мягкий температурный режим и отсутствие осадков. Сейчас она довольно широко применяется и дает возможность перекрытия больших пространств и регулирования светопотока. На этой территории расположен жилищный комплекс, состоящий из домов с «зеленой» кровлей, которая дает возможность приблизиться к природе. Этот комплекс как бы нанизан на одну линию — артерию, в этом особенность такой архитектуры. Артерия обеспечивает связь с «большой» дорогой, магистралью, с миром. И при всей своей замкнутости сообщество проживающих в этом месте не теряет связи с миром. При этом у членов такого сообщества все под рукой. В пешей доступности сконцентрировано все необходимое: аптеки и магазины, медучреждения, парикмахерские, развлечения и прочее. Развитая за счет частного бизнеса инфраструктура обеспечит жизнедеятельность сообщества. Самодостаточность сообщества делает его независимым, к нему не нужно, например, тянуть коммуникаций. Проблема ЖКХ в таком сообществе решается за счет прозрачности системы ее построения и конкуренции среди предпринимателей за потребителей услуг.

Все обслуживание будет лежать на собственниках, что станет подспорьем для государства. Сейчас все ждут того что государство решит все проблемы, при этом ничего не хотят делать сами. Здесь ценность частной собственности, малого бизнеса заключается в том, что ты сам в ответе за эту территорию, и хорошо тебя там живется или нет зависит только от тебя. Конечно, удобно когда кто-то решает за тебя, можно потом еще и поругаться, что не так сделали. Здесь нужно привыкнуть, что ты сам за все отвечаешь. Тогда люди будут контролировать и деятельность управляющих компаний, и сами будут более аккуратны.

Сейчас мы пытаемся собрать такое сообщество из 1000 человек и поселить их на территории в 14 гектаров в пригороде Пензы. Одной из проблем закрытых поселков стала трудность в обслуживании территории, здесь непременным условием должно стать проживание обслуживающего персонала на территории сообщества.

Сбалансированное содержание сообщества основывается на точном расчете, именно это отличает эту идею от множества других. Расчету поддается здесь в первую очередь экономический эффект, при этом сохраняется свобода выбора помещений, условий и прочего. Собранные все вместе энергосберегающие технологии позволят всем нам выйти на некоторую самоокупаемость и дальнейшее развитие бескризисного общества. Мы стремимся построить такие урбанистические системы, в которых доступное жилье сочетается с комфортностью проживания…

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева