Домой » Общение » Интервью » Александр Кискин: Карта завтрашнего дня

Александр Кискин: Карта завтрашнего дня

Долгое время единственной большой архитектурной новостью в Саратове было строительство ТРК «Триумф-Молл». Затем у всех на слуху были ипатовские стройки — ТЮЗ и перинатальный центр. Задолго до этого — громкие обещания инвесторов заполнить город аквапарками, отелями, бизнес-центрами, осыпавшиеся, как листва под осенним ветром. Новый этап саратовского девелопмента продвигается без шума, пыли и громких заявлений. Просто в один прекрасный момент все вдруг осознают, что проблемы, не решавшиеся десятилетиями, начали сдвигаться с мертвой точки. Чего ждать простым обывателям, на что рассчитывать инвесторам, куда направлены векторы развития городского пространства? Об этом наш разговор с главным архитектором города, председателем комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова
Александром Кискиным
.

— Одна из важнейших новостей лета — публичные слушания, на которых было принято решение ограничить застройку в историческом центре Саратова по этажности. Причем общественность пошла дальше чиновников, и на слушаниях прошел вариант, по которому высотность застройки ограничивается 12 метрами во всех подзонах исторического центра.

— Тем не менее комиссия по землепользованию и застройке администрации города поддержала предложение архитектурно-градостроительного совета, по которому исторический центр делится на три подзоны с разными вариантами высоты застройки — от 12 до 30 метров. Решение общественников ограничить всю застройку 12 метрами противоречит истории, ведь строения в центре в разные эпохи имели разную этажность.

— Но ограничения для застройщиков будут?

— Конечно, остаются требования к фасадам, которые по стилю не должны диссонировать, оказывать вредное воздействие на памятники своей яркостью, заглушать существующие исторические здания своим цветовым решением. Строить в историческом центре можно и нужно, это и обновление коммуникаций, и приведение всей территории в жизнеспособное состояние. Но новое строительство должно быть сдержанным и гармоничным. Для нас главное — сохранение исторического наследия.

— У меня много знакомых живет в историческом центре, в ветхих в общем-то двухэтажках, не представляющих никакой ценности. И среди жителей ходят легенды, что президент Путин во время приезда в Саратов был весьма недоволен обликом исторической части, так что скоро, якобы, начнется чуть ли не повсеместный снос «гнилушек».

— Это и в самом деле легенды. Насколько мне известно, речь шла о ветхих домах, которые стоят вдоль съезда с Предмостовой площади. Но там еще с 70-х годов запланирована транспортная развязка, поэтому там ничего не строят и не сносят. Мы завершили проект планировки на Предмостовой площади, на публичные слушания он будет вынесен в сентябре. А коврового сноса, конечно, не будет. Это неправильно, да и средств таких нет, чтобы все сносить.

— А небоскреб на Предмостовой высотой 128 метров? Насколько он вписывается в проект планировки?

— Высотка уже построена, убрать ее нереально. Там строить тяжело, потому что жесткие требования и по влаге, и по ветровой нагрузке, и по грунтам, но застройщик все соблюдает и выполняет все условия. Вписывается высотка по стилистике или нет, сказать пока нельзя, так как квартал еще формируется. Но в принципе, это единственные въездные ворота в город, которые хоть как-то оформлены. Въезды в город с других сторон не сформированы вообще.

— Что все-таки будет на месте участка недалеко от «Словакии», который много лет простоял за бетонным забором?

— Мы хотим, чтобы там был сквер, а что будет на самом деле, можно будет сказать только, как муниципалитет приобретет права у собственника.

— Расширение дороги на Затон воспринято горожанами весьма одобрительно. Будет ли и дальше продолжен проект?

— Расширение дороги прописано в Генпалане. Она выступает дублером дорог по ул. Мясницкой и Симбирской и призвана принять часть транспортного потока в направлении пос. Юбилейного. Сейчас расширено 2,2 км, в плане — 10 км, мы разрабатываем документацию. Расширенный участок протянется от площади Предмостовой до аэропорта, но когда он будет полностью введен в действие, сказать не могу, все зависит от финансирования. А проекты планировки мы делаем своими силами, на это даже денег не просим.

— Еще одна «стройка века» — реконструкция набережной. Насколько мне известно, существует достаточно давняя разработка «Саратовгражданпроекта», согласно которой благоустроенная территория набережной протянется от речного вокзала до Улешей. Насколько реально воплотить ее в жизнь?

— Все, что мы делаем сейчас, идет в рамках разработанного в конце 90-х годов проекта планировки. Исторически сложилось, что предприятия располагались вдоль Волги, потому что в свое время речной грузовой транспорт был самым развитым и недорогим. Застройка берегов – не только наша проблема, например, территория вдоль Москвы-реки на 90% занята промышленными объектами и только 10% принадлежат жителям. У нас к тому же вдоль берега идет железная дорога, которая заканчивается комбикормовым заводом, на ней подвозили топливо для ТЭЦ. Сейчас администрация города обратилась в Росимущество, чтобы землю под дорогой перевели из федеральной собственности в муниципальную. Ответа пока нет. Сейчас запроектирован участок берегоукрепительных сооружений от ул. Провиантской до Вольской. Там сейчас и идут берегоукрепительные работы, проектом предусмотрены пешеходный переход в этой части и проезд. Мы не можем пока соединить их с Волгой, так как ТЭЦ и комбикормовый завод имеют на этом участке причал, но со временем это произойдет. Будем двигаться поэтапно, один из этапов — вынос железнодорожных путей, так что надо еще искать альтернативный способ подвоза грузов для предприятий, которые еще остались в числе действующих. В целом же, повторюсь, по проекту заложено благоустройство набережной до Улешей, со спусками в районе горпарка, 4-ой горбольницы, границы Октябрьского и Заводского районов. Последним пунктом реализации Генплана станет ликвидация улешовской нефтебазы.

— В апреле проходил круглый стол по реконструкции набережной, один из проектов предусматривал появление благоустроенных городских пляжей на береговой полосе. Насколько это реально?

— Сейчас — совершенно нереально, качество воды не позволяет купаться. Ведь в районе Глебучева оврага находится коллектор, а город расположен ниже по течению. Но мы сейчас проектируем очистные сооружения возле моста через Волгу, когда они появятся, можно будет вернуться к этому вопросу.

— На этом круглом столе говорили еще и о том, что город должен разумно и дальновидно распорядиться освободившейся территорией, так как отдать все бизнесу под застройку значит снова отрезать Саратов от Волги.

— Насчет распоряжения территорией ситуация такая: если земля находится в частной собственности, мы не можем собственника что-либо заставить строить. Но как граждане и должностные лица мы можем согласовывать строительную документацию и обсуждать на публичных слушаниях. Самый прямой путь — выкупать земли и самим планировать застройку, но и сейчас участвовать в планировании территорий целевого использования город может и должен. И мое мнение такое: промышленных объектов в зоне набережной быть не должно.

— Многих волнует судьба территории бывшего авиазавода и его аэродрома. Какое будущее здесь просматривается?

— Большой фрагмент территории, от проспекта Энтузиастов до главной проходной, ограниченный ул. Пензенской и Строителей, сменил функциональную зону, теперь это зона общественно-деловой застройки. Территория, которая спускается ниже к Волге и выходит к железнодорожным путям остается в категории земель промышленности, она оставлена для строительства завода по производству турбин для гидроэлектростанций. Часть, которая расположена ближе к центру и доходит до домов по проспекту Орджоникидзе, отведена под жилую застройку. Территория аэродрома отведена под зону перспективной застройки. Планов собственника этой земли мы пока не знаем, но, в принципе, здесь мог бы располагаться большой микрорайон. Плюс этой территории в том, что с нее не нужно никого отселять, минусы – железнодорожная ветка вдоль берега Волги и наличие очистных сооружений «Саратовводоканала». И, конечно, для полноценного развития необходима транспортная инфраструктура. На мой взгляд, администрация города должна высказать свою позицию по устройству ул. Томской и соединению ее с ул. Орджоникидзе, дабы разгрузить транспортные потоки. И, конечно, необходимо, чтобы территории для жилищного строительства осваивались комплексно, со всеми необходимыми социальными объектами и инфраструктурой.

— Не так давно в прессе появилась информация о том, что в районе 3-й Дачной, на месте, где раньше располагался торговый центр «Поволжье», будет построен большой мегамолл, а дальше, на ул. Лунной целый новый микрорайон. Эти перемены были как-то с вами согласованы?

— По российскому законодательству мы не согласуем проектную документацию, у нас нет таких полномочий. Мы знакомимся с проектом на стадии выдачи разрешения на строительство. Заявители обращались к нам и мы выдали такое разрешение, при всем моем личном сожалении. Я считаю, что торговый центр «Поволжье» был последним в городе торговым комплексом единой стилистики, как по планировке, так и по архитектурному решению. Он был как бы нашим вариантом ВДНХ — большая благоустроенная территория, простор, розы, фонтан. Туда отдыхать ходили семьями, это не нынешние ТРК, где всех загоняют в помещения с кондиционерами. Потеряв торговый комплекс, мы еще больше потеряли свой стиль, вот все, что я могу сказать.

— Улица Сакко и Ванцетти в районе кинотеатра «Победа» снова доступна для пешеходов. Почему снято ограждение, вокруг которого прошлой осенью кипели такие страсти? Построит ли компания «Ю-Век-М» торговый центр «Plaza» возле Крытого рынка?

— Ограждение было снято, потому что арендаторы не начали строительство в указанный в договоре аренды срок. Улица перекрывалась на период строительства, ее никому в собственность не отдавали, просто по требованиям техники безопасности нельзя строить, не перекрыв находящийся в непосредственной близости участок. Там был достаточно сложный земельный отвод, отводилось три участка: под здание, под подъездные пути и под благоустройство. Под подъездные пути и отводился фрагмент ул. Сакко и Ванцетти, теперь обременение в виде аренды с этого участка снято, он возвращен в муниципальную собственность, позднее его снимут с кадастрового учета и как участок он вообще перестанет существовать.

— Но если дороги не будет, не будет и всего остального?

— Об этом рано говорить, что дальше будет, мы не знаем. Возможно, обременение будет снято с участка под благоустройство.

— Много лет как о чем-то далеком и невозможном говорили о тех временах, когда любой инвестор сможет, щелкнув мышкой по электронной карте, получить информацию о том, где что можно строить, какие территории уже отведены, а какие еще свободны. Насколько мы приблизились к этому идеалу?

— Уже сейчас инвестор может получить, не отходя от компьютера, информацию о зонировании территорий, о том, какой вид использования лучше применить на конкретном участке. В данный момент комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству создает регламенты — это открытые правила игры, где сказано, сколько этажей может иметь здание, какая плотность застройки допустима, какова площадь зеленой зоны, которую обязан создать застройщик. Так что бизнесмен может сразу подсчитать примерные затраты и возможную прибыль. Эти регламенты уже прошли публичные слушания в июне, а в сентябре они будут рассматриваться на городской Думе. Мы, комитет, видим свою задачу в создании понятного законодательства и четких правил игры, это во-первых, а во-вторых, в создании планировочных решений, которые создают условия для привлечения инвестиций. Сейчас мы будем иметь возможность принимать на работу специалистов по разработке перспективных планов, сами будем разрабатывать проекты планировки.

— Но возможные соседи, существующие претенденты на территорию, которая вам понравилась — где эту информацию может получить инвестор и насколько она доступна?

— Виды использования земли также можно узнать из Правил землепользования и застройки, там же содержится информация по зонированию и регламенты.

— Бытует мнение, что раз все земли в пределах городской черты уже имеют своих хозяев, то у города нет иных возможностей для развития, кроме как осваивать окраины.

— Это не совсем так. Направления развития города были определены еще в начале 90-х годов, и отсутствие свободных участков не препятствие. К примеру, в свое время бесплатно раздавались участки под коттеджную застройку в Новосоколовогорском направлении. Сейчас те, кто в свое время ничего не построил, продают землю, на ней появляются новые объекты. Так что отсутствие участков, свободных от прав третьих лиц, — не помеха для развития. Вообще, я думаю, менталитет будет меняться постепенно. На западе люди в большинстве своем живут в арендованном жилье, потому что собственность — это обременение, это налоги и обязательства. А направления развития города известны. Это освоение земель НИИ Юго-Востока, микрорайон Солнечный-2, направление нового аэропорта, береговая территория.

— Кстати, о смене подходов. Не секрет, что принятию регламентов по этажности застройки в историческом центре очень долго противились наши строительные бароны, которым выгодно лепить высотки, нарушая облик и гармонию города. Но все-таки отношение к городской среде меняется или бизнес по-прежнему ставит прибыль превыше всего?

— Уже все пришли к мысли, что свой город нужно защищать. Например, сейчас на градостроительном совете обсуждается концепция размещения рекламы в историческом центре. Даже операторы этого рынка говорят, рекламу нужно сокращать в исторической части, что она превысила уже все мыслимые пределы. Предприниматели уже поняли, что тяжело заниматься бизнесом в городе, который потерял свое собственное, уникальное, веками формировавшееся лицо. И это не может не радовать.

Специально для Делового Саратова. Наталья Левенец