Рубрики

Домой » Отрасли » Автомобильный рынок » Поволжье стало вторым округом в стране по числу легализованных таксистов

Поволжье стало вторым округом в стране по числу легализованных таксистов

Агрегаторы медленно, но верно выдавливают с рынка таксистов-нелегалов. На смену им приходят водители с лицензиями, как правило, работающие на какую-либо крупную диспетчерскую службу. От трети до половины таксистов зарегистрированы как ИП.

Такие данные получил Аналитический центр при правительстве РФ. Больше всего разрешений на работу в такси по состоянию на конец 2017 года действовало в Центральном федеральном округе – 144 тысячи.

Приволжский округ занял второе место в РФ по числу выданных лицензий на таксомоторную деятельность, в конце года их было 78 тысяч. Меньше всего официально зарегистрированных таксистов исследователи насчитали в Северо-Кавказском округе – 14 тысяч.

Всего в стране в 2017 году в сфере такси официально работало 584 тысячи человек, еще 117 тысяч граждан трудились в этой сфере временно. Начиная с 2015 года число таксистов в РФ растет на 25% в год.

По охвату услугами официально действующих служб такси Приволжский округ оказался на третьем месте, его обошли Центральный и Северо-западный. В ЦФО на тысячу жителей приходится в среднем от 3,4 до 3,8 официально работающих такси, в Северо-Западном округе – от 3,1 до 4,1 на тысячу населения. Лидерами выступают Москва и Петербург, 7,36 и 7,32 такси на тысячу жителей соответственно. В Поволжье этот показатель составляет, в зависимости от региона, от 2,4 до 2,7.

При этом эксперты-аналитики заявили о снижении доли нелегальных такси. С 2015 по 2017 год их присутствие в сегменте пассажирских перевозок сократилось с 20% до 15% (с 82 тысяч машин против прежних 118 тысяч). Выручка таксистов-нелегалов в 2015 году составляла 116 млрд рублей, в 2017 году – уже 75 млрд.

Под нелегальным такси в данном случае понимаются в первую очередь машины, которыми управляют водители, не имеющие лицензий. Но есть отдельная категория полулегальных водителей – разрешение на работу у них есть, но они или не проходят предрейсовый медосмотр, или уклоняются от налогов. Основные места сосредоточения таких нелегалов – это крупные транспортные узлы – аэропорты и вокзалы, также они работают на уличных заказах.

Согласно исследованию ВЦИОМ, число нелегальных такси снижается в первую очередь из-за изменения структуры потребления услуг: все больше граждан предпочитает заказывать машину заранее, а не ловить на улице. Заранее заказанное такси придет быстрее и обходится, как правило, дешевле. Тем более, что набирает популярность безналичная оплата услуг, в том числе предварительная.

Свою роль здесь сыграли и агрегаторы такси, установившие более выгодные тарифы на рейсы от вокзалов и аэропортов, из-за чего нелегальные перевозчики постепенно вытесняются в менее доходный сегмент перевозок, и водители переходят на работу в официально действующие компании.

Этими шагами ценовая политика агрегаторов не ограничивается. С 2017 года значительная их часть ввела фиксированную стоимость поездки, что значительно прибавило службам такси пассажиров. Расширился и функционал мобильных приложений, по ним стало можно отслеживать подаваемую машину, передать информацию водителю, например, подсказать, с какой стороны лучше подъехать к месту заказа. Кроме того, крупные компании начали страховать своих пассажиров и водителей.

Ключевыми игроками рынка услуг такси исследователи назвали крупных агрегаторов и диспетчерские службы: Fasten, Яндекс. Такси, Uber, Maxim и Gett Taxi. Сейчас их доля на общем рынке услуг такси составляет 32,8%.

При этом среди самих водителей 40% работают в такси по совместительству. Если таксист регистрирует свою деятельность официально, то, как правило, это ИП. Аналитический центр при правительстве РФ назвал российские регионы с максимальным процентом ИП на рынке услуг такси.

Из регионов Поволжья с наибольшим количеством разрешений на таксомоторные перевозки в список вошли Самарская область – 43% ИП среди таксистов, или 4,7 тысячи человек из 10,9 тысячи, занятых в данной сфере. В Нижегородской области в сфере услуг такси на долю ИП приходится 43%, в Оренбургской области – 22%. В тех регионах, где разрешений на перевозки выдавалось меньше, в этом сегменте рынка куда больше индивидуальных предпринимателей. Так, в Пермском крае их 65%, в Мордовии 55%, в Ульяновской области 33%.

Отдельных данных по Саратовской области исследователи не представили. Но, судя по событиям конца 2017 года, регион становится местом конкуренции для двух крупных агрегаторов – Яндекс.Такси и Gett.

Сервис Gett пришел в Саратов в октябре прошлого года и сейчас успешно действует. Кроме того, в Саратове действует порядка 30 местных диспетчерских служб такси, все без своего таксопарка. Исключение составляет такси «Метро», действующее в Саратове и Балакове.

Источник: «Бизнес-вектор»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: