Рубрики

Домой » Новости » Аналитика » Затронул ли общий спад автомобильный рынок Саратовской области?

Затронул ли общий спад автомобильный рынок Саратовской области?

avtomobil_rynok9 июня 2016 года состоялось очередное вручение премии “Автодилер года”. Участие в конкурсе приняли 250 дилерских центров со всей страны по сравнению с 227 в 2015 году, что могло бы говорить об оптимистичном настроении в индустрии.

Но, на самом же деле, темами мероприятия, шествующими через всю церемонию “красной нитью”, стали тяжелые времена, серьезные испытания и нависшая над дилерами суровая истина — по итогам спада продаж и реструктуризации рынка ряд компаний будет вынужден покинуть автомобильный бизнес.

Состояние автомобильного рынка Саратовской области

По данным агентства “Автостат”, в 2015 году 435 АЗС в регионе обслуживали топливом 696,6 тыс. персональных легковых автомобилей, 56,5 тыс. легких коммерческих автомобилей, 56,3 тыс. грузовых автомобилей и 4,9 тыс. автобусов, зарегистрированных в регионе.

Если обратиться к данным МВД России о зарегистрированных легковых автомобилях, находящихся в собственности граждан, становится ясно, что их число составляет порядка 950 тыс. или 320 автомобилей на 1000 жителей. При этом за последние 8 лет общее количество личных транспортных средств возросло на 50%, а с точки зрения их распределения среди местных жителей регион в данный момент опережает как ПФО, так и РФ в целом.

1 Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения

2 Наличие автомобильного транспорта, всего

Период роста Саратовского автопарка совпал с его увеличением в национальном масштабе — с 2006 по 2016 годы он вырос почти на 60% (до 40,9 млн штук в стране). Вместе с тем росту была подвержена и средневзвешенная цена нового легкового автомобиля: за тот же период она совершила троекратный скачок, достигнув 1,36 млн рублей. С количественными показателями росло и число официальных дилеров — с 2,5 тыс. в 2006 году до 3,5 тыс. в 2016 году. Отечественным автомобилям на фоне этих изменений пришлось “потесниться”, уступив иномаркам 21% рынка.

Стремительный рост не мог продолжаться бесконечно, и сегодня, в условиях кризиса, происходят события, отбрасывающие индустрию в прошлое. Снижение покупательской способности и чрезмерное предложение как на российском, так и на региональном уровне дали импульс развитию вторичного рынка, которое опережает темпы приспосабливаемости дилеров к новым условиям. По данным Минпромторга, снижение продаж новых легковых авто в течение этого года может составить 6,7% в сравнении с 2015 годом. При этом, согласно “Автостату”, за первые пять месяцев года объем вторичного рынка вырос на 10,7%. В этом разрыве и рождается настоящая угроза для автодилеров.

Аналитическое агентство провело исследование положения вторичного рынка легковых автомобилей в регионах. Выяснилось, что спад наблюдается лишь в Дагестане, и то его можно назвать незначительным (-0,9%). Саратовская область заняла 21 место в рейтинге с ростом в 10,1% по сравнению с показателем 2015 года. В нашем регионе за указанный период было куплено 32,4 тыс. единиц ТС. Если говорить о новых легковых авто, область попала на 16-ю строчку в соответствующем рейтинге с годовым спадом продаж в 3,7% (5,4 тыс. ТС, купленных в период с января по апрель 2016 года).

Отток автодилеров

В феврале этого года Российская газета сообщила о первом сокращении числа автосалонов в России с 2009 года. Действительно, в январе 2015-го в стране насчитывалось свыше 4 тыс. центров, а к церемонии вручения премии года их осталось не более 3,8 тыс.

3 ВыручкаКого в первую очередь коснулась тенденция? Как ни странно, бренд Chevrolet. Дело в том, что автомобили под этой торговой маркой продемонстрировали лучшие продажи на российском рынке за последние 10 лет (около 1,48 млн единиц) после Lada. Тем не менее, за год в стране стало на 68% автосалонов Chevrolet меньше. За ними в этом печальном рейтинге следует Opel (закрытие 42% дилерских центров). В противоположность Chevrolet Hyundai, занявший 3-е место по продажам за десятилетие (1,46 млн единиц), удалось нарастить присутствие в России на 13%. Лидером, безусловно, остается отечественный АвтоВАЗ с 320-ю автосалонами по всей стране. Дилерскую сеть также не обошли сокращения — их число снизилось на 16%. Тенденция отображена в рейтинге брендов по выручке за период январь-май 2016 года. Как можно заметить, по снижению выручки в годовом выражении Chevrolet оказался на втором месте (-40,1%). Если обратить внимание на рейтинг самых продаваемых автомобилей на российском рынке за апрель 2016 года, ни одной модели Chevrolet в нем не найти.

4 продаваемые автомобили
В Саратове работают 45 дилерских центров. Как правило, каждый автомобильный бренд представлен 1-2 компанией-дилером. Исключение составляет лишь Lada. Следует заметить, что серьезных потрясений, выразившихся в оттоке участников рынка, не произошло. Пожалуй, самым значимым событием стало закрытие “Саратов-Моторс” в начале 2015 года, что опять же связано с деятельностью концерна GM, в состав которого входит марка Chevrolet.

5 выручка дилеровОтвет на вопрос “Почему Саратовскую область всерьез не затронули изменения?” следует искать в словах исполнительного директора агентства “Автостат” Сергея Удалова. Он считает, что некое преимущество в сложной ситуации находится на стороне автодилеров, в чьем портфеле царит баланс между продажами новых автомобилей, автомобилей с пробегом и оказанием сервисных услуг. По всей видимости, саратовский рынок находился в достаточно зрелом состоянии в преддверии реструктуризации, чтобы выстоять перед ее натиском.

Александр Геллер. Специально для Делового Саратова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: