Домой » Новости » Аналитика » Bloomberg: Wildberries, Ozon или AliExpress — кто из них станет российским Amazon?

Bloomberg: Wildberries, Ozon или AliExpress — кто из них станет российским Amazon?

Пандемия подтолкнула миллионы россиян попробовать электронную коммерцию — в отсутствие Amazon горстка местных игроков борется за доминирование на рынке.

Covid-19 привлек в интернет более 10 миллионов российских потребителей, что ускорило гонку за статус местного Amazon.com Inc.

Возможность доминировать в электронной коммерции в крупнейшей стране мира все еще остается открытой. Самый большой в России интернет-магазин Wildberries контролирует лишь 13% рынка даже после того, как его продажи удвоились за первые девять месяцев года. В тоже время, Amazon занимает около половины рынка США.

В связи с пандемией крупные платформы электронной коммерции поглощают долю рынка как офлайн, так и онлайн-магазинов, — рассказал Bloomberg Марат Ибрагимов, аналитик Газпромбанка. Конкуренция накаляется, и в будущем будут доминировать лишь две-три компании.

Суета на рынке

В России больше пользователей Интернета, чем на втором рынке Amazon в Германии. Тем не менее, укоренившиеся потребительские привычки и логистические проблемы затруднили электронную коммерцию в стране и отговорили иностранные компании, такие как Amazon, вести там бизнес.

После того, как президент Владимир Путин приказал весной закрыть магазины на почти два месяца во время первой волны коронавируса, у потребителей не осталось иного выбора, кроме как попробовать электронную коммерцию. По данным исследователя Data Insight, в 2020 году продажи через Интернет в России вырастут на 44% до 2,5 триллиона рублей (32 миллиарда долларов).

«Когда власти закрыли местный рынок из-за Covid-19, все, что я могла сделать, это попробовать Интернет», — поделилась 62-летняя Надежда Никулина, которая живет на северо-западе России и в основном использует Wildberries. «Мне показалось это действительно удобным, и выбор огромен».

По данным отраслевой лоббистской группы АКИТ, в 2020 году на онлайн-покупки будут приходиться чуть более 10% розничных продаж в России по сравнению с 6% в прошлом году. Для сравнения: в 2019 году в США их было 16%, а в Китае — 37%.

Интернет-магазины не смогли развиваться так стремительно отчасти из-за трудностей, связанных с доставкой товаров в такую ​​большую страну. Даже национальная почтовая служба только недавно начала экспериментировать с доставкой на дом. Свою роль также сыграло широко распространенное нежелание платить за товары до их получения – пережиток хаотичного перехода России к рыночной экономике в 1990-х годах.

Местный рынок остается раздробленным: существуют тысячи интернет-магазинов, в том числе среди традиционных магазины, таких как магазин электроники М.Видео и сеть детских товаров Детский мир. Но есть тенденция к развитию торговых площадок в стиле Amazon.

Wildberries начал свою деятельность в 2004 году как онлайн-магазин одежды, но теперь продает различные товары, от продуктов питания до электронных товаров. Более 90% доставок идет в сеть, состоящую из 26 000 пунктов самовывоза по всей России — крупнейшую торговую сеть за пределами национальной почты, — что позволяет покупателям примерить товары перед тем, как забрать их домой.

Есть еще три основных претендента на звание российского Amazon.

Одним из них является AliExpress, совместное предприятие китайской Alibaba Group Holding Ltd. и Mail.ru Group Ltd., зарегистрированной в Лондоне. После потери доли рынка из-за длительного срока доставки заказов из Китая компания начала работать с большим количеством местных поставщиков. AliExpress субсидирует и обеспечивает доставку некоторых товаров в тот же день в рамках партнерства с государственной почтовой службой.

Ozon, российский подражатель Amazon, поддерживаемый миллиардером Владимиром Евтушенковым и Baring Vostok Capital Partners, предлагает 40% населения доставку уже на следующий день. Правда, доставка в Сибирь может занять до пяти дней.

В октябре Ozon объявил, что подал заявку на продажу акций в США для финансирования дальнейшего роста после более чем двукратного увеличения продаж в первом полугодии. Компания создала сеть боксов для доставки возле квартир клиентов, а также рассчитывает прямые поставки через партнеров.

Самым скромным конкурентом на сегодняшний день является Yandex NV, на долю которого приходится 2% рынка онлайн-торговли. Яндекс уже управляет ведущей поисковой системой в России и крупнейшей службой такси. После попытки создать онлайн-торговую площадку с ПАО Сбербанк, завершившуюся в начале этого года, Яндекс продал акции на 1 миллиард долларов миллиардеру Роману Абрамовичу и другим партнерам, чтобы инвестировать больше в электронную коммерцию.

Перевод Станислава Прыгунова, специально для «БВ»

Источник: Бизнес-Вектор