Архивы

Рубрики

Домой » Новости » Аналитика » Сбербанк хочет купить Ozon или Avito вместо сервиса Яндекса «Беру»

Сбербанк хочет купить Ozon или Avito вместо сервиса Яндекса «Беру»

Как стало известно изданию The Bell, Сбербанк рассматривает возможность покупки крупных игроков в онлайн-ритейле — Ozon или Avito. А вот отношения с действующим партнером в этой сфере — «Яндексом» — не складываются. Через два года после того, как компании договорились вместе строить «отечественный аналог Amazon», стороны обсуждают варианты развода.

О том, что Сбербанк рассматривает возможность покупки крупного онлайн-ритейлера, The Bell рассказали источник, близкий к одной из крупных IT-компаний, собеседник, знающий об этом от одного из менеджеров банка, и источник, близкий к одному из крупных онлайн-ритейлеров. По словам одного из них, банк думает о покупке Ozon или Avito. Двое других подтвердили интерес Сбербанка к Ozon.

Одновременно сразу пять собеседников The Bell, близких к обеим компаниям или знакомых с ситуацией в их совместных проектах, утверждают, что «Яндекс» и Сбербанк недовольны тем, как складывается их партнерство в онлайн-ритейле, из которого предполагалось вырастить «русский Amazon». Двое из них утверждают, что партнеры уже предложили друг другу концепции развода, но решения об окончании совместного бизнеса пока нет.

В какой стадии находятся переговоры Сбербанка по покупке новых активов, выяснить не удалось: официально все стороны комментировать этот вопрос отказались, но никто из них не опроверг факт переговоров.

  • Южноафриканский фонд Naspers только недавно консолидировал полный контроль в Avito по высокой оценке (на этот счет, правда, есть разные мнения) и вряд ли настроен сейчас выходить из актива, рассуждает один из собеседников The Bell. Представитель фонда Naspers, основного акционера Avito, отказался от комментариев. В январе фонд выкупил 29% акций Avito за $1,16 млрд, доведя свою долю в ритейлере до 99,6%. Это решение отражает веру Naspers в долгосрочные перспективы «этого великого бизнеса и российского интернет-бизнеса в целом», говорил глава фонда Боб ван Дейк.
  • А вот крупнейшие акционеры Ozon — фонды Baring Vostok и АФК «Система» Владимира Евтушенкова — давно инвестировали в этот актив, последние их заявления сводились к тому, что они будут совместно развивать Ozon до момента IPO, которое может состояться через два года. Впрочем, источник, близкий к Евтушенкову, сказал, что тот сейчас не заинтересован в продаже.
  • Источники The Bell говорят об интересе к поглощениям именно со стороны банка, а не его совместного предприятия с «Яндексом», но как именно могут быть структурированы сделки — не сообщают.

Зато все собеседники подтверждают, что отношения партнеров в совместном проекте в онлайн-ритейле складываются непросто.

Компании начали изучать возможность развода еще год назад, сейчас у обеих сторон есть концепции того, как его можно осуществить, говорит один из собеседников The Bell. Оценить вероятность такого развития событий он не берется. Топ-менеджер одной из крупных российских IT-компаний слышал, что стороны уже предложили друг другу варианты развода.

О причинах конфликта между Сбербанком и «Яндексом» собеседники The Bell рассказывают по-разному.

  • Дела в СП по электронной коммерции идут не так, как ожидал Сбербанк, утверждает близкий к банку собеседник. Он объясняет разногласия тем, что в компании не было сильного лидера и найти его до сих пор не удалось.
  • Сбербанк не был доволен тем, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленные на первый год KPI, говорит еще один источник.
  • Партнеры не могут договориться о том, как должна строиться разработка совместного продукта: Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности, «Яндекс» был этим недоволен.
  • Сбербанк настаивал, чтобы все, что касается платежей, шло через него, хотя были банки, готовые предложить его СП с «Яндексом» лучшие условия, говорит еще один источник.

История вопроса

О планах создать нового игрока в онлайн-коммерции — «отечественного аналога Amazon», как называл будущую компанию Герман Греф, — Сбербанк и «Яндекс» объявили в августе 2017 года. Каждый из партнеров получил по 45% долей совместного предприятия на основе «Яндекс.Маркета», еще 10% было зарезервировано под опционы для менеджеров. Все СП было оценено в 60 млрд рублей. С тех пор партнеры запустили маркетплейс под названием «Беру» и онлайн-площадку для покупок из иностранных магазинов Bringly. Кроме того, за первый год работы партнеры открыли еще два сервиса: Boxbot, сеть постаматов, в которых можно получить свой интернет-заказ, и приложение «Суперчек», через которое можно будет оплачивать покупки в обычных офлайн-магазинах. Для развития последнего компания также купила аналогичный сервис Scan to buy, который разработал собственную технологию сканирования товаров.

Превратить СП в лидера рынка должны были технологии «Яндекса»: нейросети, помощник Алиса, технология распознавания картинок (чтобы покупатель мог сфотографировать понравившуюся ему вещь, а потом с помощью поиска найти ее на маркетплейсе), перечислял в октябре 2018 года Грег Абовский, операционный и финансовый директор «Яндекса». Кроме того, важную роль в развитии платформы должен был играть сервис «Яндекс.Доставка».
«Беру» интегрируется в приложение «Сбербанк.Онлайн», у которого десятки миллионов пользователей. Предполагалось, что в маркетплейсе можно будет тратить бонусы программы «Спасибо» от Сбербанка. Также планировалось задействовать в качестве пунктов для выдачи заказов сеть из 5–6 тыс. отделений Сбербанка, в которых можно размещать постаматы.

Источник: The Bell

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: