Рубрики

Домой » Новости » Аналитика » В преддверии четвертого срока: как жила Россия при Путине

В преддверии четвертого срока: как жила Россия при Путине

7 мая состоялась инаугурация Владимира Путина на четвертый срок в качестве главы государства. РБК предлагает читателям посмотреть, как менялись при нем главные социальные и экономические показатели страны.

РБК подготовил десять графиков, которые показывают, что происходило с ключевыми показателями уровня жизни россиян с момента первого вступления Владимира Путина в должность президента.

Средний россиянин «богател» быстрыми темпами до кризиса 2008 года: подушевой ВВП (по паритету покупательной способности, по данным МВФ) за этот период вырос более чем в два раза. Но затем рост затормозился — за те же девять лет он составил лишь 20%.

В послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года Путин поставил целью рост ВВП в расчете на каждого россиянина в полтора раза к середине 2020-х. Какой показатель он имеет в виду, президент не уточнил (подушевой ВВП можно считать по паритету покупательной способности, в национальной валюте или в долларах, в текущих ценах или в постоянных). Но Росстат уже после выборов подсчитал, что ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составил в 2017 году $25,5 тыс. (рост на 2,9% к предыдущему году). Если брать за основу этот показатель, то к середине 2020-х он обязан достичь $38 тыс. Сейчас на этом уровне находятся Италия, Мальта и Новая Зеландия.

2017 год — оценка

По Росстату располагаемые доходы — это зарплаты, социальные выплаты и прочие доходы, за вычетом налогов и других обязательных платежей. За 18 лет этот показатель вырос более чем в 2,6 раза, но побороть бедность это так и не помогло. Последние четыре года доходы в реальном выражении падают: в 2014 году они снизились на 0,7%, в 2015-м — на 3,2%, в 2016-м — на 5,8% и в 2017-м — на 1,7%.

В прошлом году показатель мог сократиться еще сильнее, но разовая выплата пенсионерам 5 тыс. руб. («отступные» за отказ от индексации пенсии) позволила Росстату зафиксировать первый и единственный случай роста доходов за 26 месяцев. Ожидать роста реальных доходов населения в 2018 году не стоит, предупреждают экономисты. По последним данным Росстата (январь–сентябрь 2017 года), уровень бедности в России составляет 13,8% — более 20 млн человек числятся малоимущими. Путин планирует сократить бедность вдвое к 2024 году.

Финансовые власти с 2006 года начали переход к инфляционному таргетированию. «Именно инфляция как индикатор лучше характеризует изменение стоимости жизни, и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики», — объяснял свой выбор ЦБ в 2013 году в «Основных направлениях денежно-кредитной политики».

В 2017 году инфляция достигла рекордно низкого уровня — 2,5%, что ниже показателей, заложенных в бюджет (в 2018–2020 годах Минфин и ЦБ ожидают инфляцию на уровне 4%). Низкий уровень инфляции дает дополнительные возможности для развития российской экономики, например возможность снизить ставки по ипотеке до 7%, говорил в послании Федеральному собранию Путин. Но ЦБ предупреждает, что анонсированное президентом в том же послании увеличение расходов на человеческий капитал может привести к ускорению инфляции, если параллельно не будут реализованы структурные реформы.

Россия при президенте Путине стала страной, в которой приоритет в социально-экономической политике отдается стабильной занятости населения: даже во время рецессии людей предпочитают не увольнять, а сокращать зарплату или переводить в режим неполной занятости. К тому же около 24% трудовых ресурсов в России занято в госсекторе, которому по определению положено отвечать за социальную стабильность.

Сейчас безработица в России находится на исторически низком уровне. Однако низкая безработица имеет оборотную сторону в виде большого числа низкооплачиваемых рабочих мест, это создает «феномен работающих бедных», говорили ранее РБК экономисты. Такие люди не создают платежеспособный потребительский спрос, который мог бы стать драйвером развития экономики в целом.

2017 год — оценка

В расходах на образование Россия существенно отстает от стран ОЭСР: в 2017 году расходы бюджетной системы по разделу «Образование» составили 3,5% ВВП против 5,3% в среднем по ОЭСР.

Российская система образования должна быть модернизирована: нужно переходить к индивидуальным технологиям обучения детей и поддерживать талантливых учителей, заявил Путин 1 марта.

Высшая школа экономики и ЦСР представили проект образовательной реформы, затрагивающей все уровни (дошкольное развитие, технологическое обновление школ, модернизация вузов, поддержка науки и исследований). Эксперты предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус». Реформа потребует увеличения расходов бюджетной системы на образование до 4,8% ВВП к 2024 году.

В начале 2000-х естественная убыль населения достигала почти 1 млн человек в год, затем ее темпы постепенно снижались, и между 2013-м и 2016 годами наблюдался небольшой прирост населения (до 30 тыс. человек). Но затем смертность снова превысила рождаемость, в 2017 году — на 134,4 тыс. человек.

Естественные прирост или убыль населения «не слишком зависят от того, что происходит в том или ином году» и «не являются ничьей заслугой», пояснил РБК директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский. По его словам, демографическая динамика зависит от давно сформировавшейся возрастной пирамиды населения и возобновившаяся убыль — результат демографического «провала» 1990-х.

2017 год — оценка

Оборонные расходы резко выросли в 2015 году – на 28% в номинальном выражении, до 3,2 трлн руб. В 2016 году они подскочили почти до 3,8 трлн руб. — это было связано с тем, что правительство решило досрочно расплатиться по кредитам оборонных предприятий, взятых у банков для выполнения гособоронзаказа. В 2017 году военные расходы бюджета должны были снова превысить 3 трлн руб., но в итоге они были исполнены с экономией в 200 млрд руб. относительно уточненного плана.

Рост оборонных расходов в начале 2000-х годов был вызван в первую очередь ростом денежного довольствия военных, но с 2013 года началось планомерное повышение доли расходов на Государственную программу вооружений (ГПВ). Эта доля в бюджете Минобороны выросла с 37% в 2013 году до почти 62% к 2015 году, отмечала замминистра обороны России Татьяна Шевцова. Утвержденная летом 2017 года президентом ГПВ на 2018–2025 годы оценивается в 19 трлн руб. В ее рамках приоритет отдается стратегическим ядерным и воздушно-космическим силам, средствам разведки.

Данные на начало года

Объем государственного внешнего долга сократился в три раза: с 2000-го по 2017 год он снизился со $158,7 млрд до $51,2 млрд. За это время Россия полностью выплатила задолженность по обязательствам бывшего СССР (в 1991 году СССР объявил мораторий на обслуживание внешнего долга, непогашенными остались кредиты на сумму $61,8 млрд), в том числе $28 млрд были возвращены неофициальному клубу стран-кредиторов — Парижскому клубу.

Последнюю задолженность по советским обязательствам Россия погасила только в августе 2017 года — Москва тогда перечислила Боснии и Герцеговине $125,2 млн за поставку товаров из Югославии. Долги зачастую возвращались поставками услуг или товаров. При этом российские власти активно прощали долги другим странам: в 2016 году Владимир Путин списал долг с Узбекистана в размере $865 млн, Монголии ($170 млн), Афганистана ($12 млрд) и Ливии ($4,5 млрд).

Численность чиновников при третьем президентском сроке Владимира Путина выросла в 1,5 раза — с 1572,2 тыс. человек в 2012 году до 2172,9 тыс. человек в 2017 году (данные Росстата). Рекордная численность чиновников была зафиксирована в 2014 году — 2211,9 тыс. человек. Согласно исследованию РБК, в 2013 году в России приходилось 102 чиновника на 10 тыс. человек. Для сравнения: в СССР на пике расцвета бюрократии в 1985 году было 73 госслужащих на 10 тыс. человек. В то же время в Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем (100–110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы).

В 2017 году экс-министр финансов Алексей Кудрин предлагал посредством цифровизации сократить число российских чиновников на треть. Это нужно для снижения расходов на госуправление с 2,5% от общего объема трат бюджета до 1,74%.

Уровень зарегистрированной преступности после некоторого снижения в начале 2000-х начал скачкообразно расти с 2002 года. В 2006 году количество преступлений достигло 3,9 млн, затем оно начало падать. В 2017 году Генпрокуратура отчиталась о 2 млн преступлений.

Рост преступности между 2002-м и 2006 годами связан с борьбой за «регистрационную дисциплину», пояснил РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев. Скачок преступности в 2015 году эксперт объяснил присоединением Крыма и Севастополя, который просто увеличил численность населения. Рост зарегистрированной преступности — «результат конструирования», поскольку силовые органы могут манипулировать статистикой, уверен Титаев. Реальную динамику, по его словам, показывает уровень убийств, где виден «мягкий тренд» на снижение количества преступлений. Титаев называет преступность «стабильным социальным феноменом», для резкого роста которого требуются социальные потрясения масштаба первой половины 90-х с кратным падением доходов населения.

Источник: РБК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: