Домой » Общение » Мнения » Как вы относитесь к расширению пешеходной зоны в Саратове?

Как вы относитесь к расширению пешеходной зоны в Саратове?

volzhskaya2

На днях стало известно, что саратовские улицы Волжская и Октябрьская (от проспекта Кирова до Набережной Космонавтов) станут полностью пешеходными. И уже 17 августа ул. Волжская перекрывается для автомобильного движения.

Эта новость стала обсуждаемой в прессе и социальных сетях. Многие пользователи высказываются негативно в адрес такой инициативы, аргументируя свое мнение плохим состоянием саратовских дорог и нехваткой мест для парковок и движения автомобилистов. Кроме того, возмущение горожан вызывает тот факт, что мнением жителей Саратова на этот счет никто не поинтересовался, и к работам приступили очень быстро. Другие горожане поддерживают инициативу и считают, что данная часть центра Саратова должна быть пешеходной.

Как вы относитесь к решению сделать эти улицы пешеходными? Считаете ли вы эти изменения необходимыми, и что, по-вашему, это принесет Саратову?

Иван Кузьмин,
заместитель председателя правительства Саратовской области:

— Улица Волжская, безусловно, одна из самых красивых улиц Саратова. Ее уникальность, экзотичность, неповторимость востребованы саратовцами. Создание в этом месте пешеходной зоны будет помогать гармоничному развитию центра города и наиболее полно раскроет историко-культурный и туристический потенциал Саратова. Я уверен, что это повлечет и благоустройство областного центра, и создание дополнительных туристических маршрутов, и обновление исторического и культурного имиджа Саратова.

В итоге создается мощная зона притяжения, как для туристов и приезжих, так и для самих горожан. Дети, пенсионеры смогут здесь любоваться архитектурой купеческого Саратова, дышать свежим воздухом. Это место прекрасно подходит для проведения социально-ориентированных мероприятий. Молодежь сможет полноценно провести досуг и получить максимум удовольствий и общения. Переезжать из города, который благоустраивается, они не захотят. Создание пешеходной зоны на улице Волжская – это мощная социальная инвестиция в наше будущее.

 


Денис Жабкин,
саратовский блогер, краевед:

— Идея сделать пешеходной улицу Волжскую и Октябрьскую до спуска к Волге идёт ещё с советских времён.  Это собирались сделать после перевода проспекта Кирова в пешеходную зону. И троллейбусы с этих улиц убрали по той же причине, но в итоге получилось только расширение тротуаров и установка «золотых огней».

К сожалению, несколько лет назад фирменные «золотые огни» убрали с Волжской, а тротуары сузили для парковочных карманов, однако сама идея всё-таки сделать пешеходную зону напрашивается сама собой. Любой турист, попадающий в Саратов не на круизном лайнере, при осмотре города попадает на проспект Кирова и стремится оттуда  спуститься к Волге на набережную. Путь по Волжской — Октябрьской — это самое логичное продолжение пути. Если говорить о комфорте городской среды, то расширение пешеходных зон в историческом центре — одна из основных задач. Удлинённая пешеходная зона будет весьма востребована и у жителей, и у туристов, и для ведения бизнеса, учитывая количество людей, ежедневно проходящих по проспекту Кирова.

Последние годы пространство для пешеходов постоянно уменьшается — его у нас отнимают автомобилисты. Человек некомфортно чувствует себя в такой среде. Она становится агрессивной по отношению к нему. В такой среде хочется не выходить на улицу, а передвигаться исключительно на автомобиле.

Что касается дилеммы делать или нет улицу полностью пешеходной,  моё мнение — делать. Если мы не делаем ничего, то и автомобилисты, и пешеходы недовольны. Если мы идём по пути увеличения пространства для автомобилистов, например,  делаем проспект Кирова автодорогой, сужаем и дальше тротуары на остальных улицах, то сильно недовольны будут пешеходы. Автомобилисты  также довольны не будут, т.к. эти меры имеют крайне кратковременный эффект.

Если появляются новые парковки, то они очень скоро забиваются новыми автомобилями, которые раньше не доезжали сюда по причине нехватки мест. В том случае, если расширяется улица, то пробки уменьшаются кратковременно, т.е. люди, зная, что здесь пробки уменьшились, устремляются сюда, в тот числе те, кто здесь не ездил.

То есть в конечном итоге  улучшение среды для пешеходов — единственный вариант, при котором хоть кто-то остаётся доволен, учитывая, что количество социальной группы «пешеходов» в городе превышает количество «автомобилистов», потому что те же автомобилисты, выходя из автомобиля, превращаются в пешеходов. Если учесть, что количество личных автомобилей ежегодно только растёт даже при нынешней ситуации с парковками и дорогами,  то этих дорог с парковками для автомобилей не хватит никогда.  Городу рано или поздно придётся возвратиться к проектам платных парковок (по типу Москвы)  и ограничению въезда в центр, что было обещано уже много лет назад, чтобы исключить маятниковые движения личных автомобилей утром-вечером.

 

Михаил Авилов
владелец салонов Телепорт, Villeroy&Boch, Ambient, Scavolini:

— А когда кто-то всерьез интересовался мнением горожан по какому-либо вопросу, и что оно даст это мнение? От выборов до выборов живем более-менее спокойно и то, спасибо. В данной же инициативе усматриваю равные пропорции и хорошего,  и негативного, и бестолкового. Хорошо то, что что-то меняется, пусть малость, но меняется. В данном контексте любое изменение благо, ибо местечковое болото уже порядком поднадоело.

Негатив усматриваю в том, что хоть невелика транспортная артерия, но все же можно было пользоваться и парковать автомашину там, где нужно, а не за три квартала и затем разбивать ноги об раздолбанную плитку или грязь в зимнее время. Бестолково, потому что принято случайное и волюнтаристское решение, вдруг, без учета окружающей инфраструктуры, ее возможностей и потребностей. Никто никаких, насколько мне известно, планов освоения этой территории не обсуждал и не видел, денег, как известно, нет, соответственно делать будут абы как, и опять всем будет стыдно. Не тем, кто делает, а тем,  для кого делают. Это был комментарий реалиста. А теперь как мы это должны видеть – «с большим подъемом встретили горожане радостную весть»… и т.д.

 

Николай Скворцов,
директор Центра правовых технологий «ЮРКОМ»:

— Новая пешеходная зона  может стать визитной карточкой Саратова, тем более,  что она будет самой большой в России. Думаю, что пешеходная зона нужна и горожанам, и гостям столицы. Я двумя руками «за». Все мои знакомые, с которыми я обсуждал проект пешеходной зоны,  тоже поддерживают инициативу.

 

Роман Репин,
президент группы компаний «Подъем»:

— Боюсь показаться непопулярным среди автомобилистов, но городу остро не хватает пешеходных зон и общественных пространств. Чтобы не создавать проблем автомобилистам, пути объезда и удобные парковки должны быть в достатке, а в идеале должно быть  поменьше автомобилей. Но для этого необходим комфортный, быстрый и надежный общественный транспорт. Тогда потребуются выделенные полосы движения для общественного транспорта, жесткий контроль графиков движения и состояния транспортных средств, современная система оплаты проезда и прочее. Короче говоря, всё точно по Жванецкому: «Только тронь комбайн, чтоб он чище косил, – чуть ли не историю в школе надо лучше читать.»

Но если сделать улицы Волжская и Октябрьская полностью пешеходными — просто волевое решение в преддверии  известных событий, без расчетов, обоснования, разумной корректировки транспортных потоков, тогда от этого никакой пользы, один вред. В том числе и в свете известных событий.

 

Андрей Ларин
директор Юридического бюро «Аргументъ», член Общественной палаты города Саратова, член СРО «Опора России» :

— Улица Волжская одна из самых, нас мой взгляд, красивых. Фактически,  она уже давно стала пешеходной, поскольку является продолжением проспекта Кирова. Лично я вижу в этом определенную логику. Проспект Кирова, который уже давно называют «Саратовский Арбат», теперь будет несколько больше за счет улицы Волжской.

И вне всякого сомнения,  такая ситуация сильно усугубит проблему с парковкой в центре. Она у нас катастрофическая. Мы не настолько густонаселенный город, насколько плоха ситуация с парковками в центре. В этой связи я считаю, что все-таки нужно было спросить мнения жителей хотя бы Волжского района. Нужно было спросить мнение общественности всего Саратова.

Меня эта ситуация касается напрямую, поскольку я работаю недалеко,  и у меня есть ежедневная необходимость парковки в этом районе. И  раньше я ездил кругами, чтобы припарковаться. Теперь  в этом смысле будет еще хуже. Поэтому очень  хотелось, чтобы ситуация с паковочными местами  в центре все-таки начала решаться.

 

Игорь Сорокин,
куратор социокультурных проектов, член Ассоциации менеджеров культуры и Ассоциации искусствоведов:

— Идея продления пешеходной зоны от консерватории до Волги была заложена авторами проекта изначально – ещё в 1980-е. То есть идее уже не одно десятилетие. Специалистами тогда, насколько я знаю, рассматривалось два основных варианта: спуск по Бабушкиному взвозу через Липки (он вдвое короче, но круче) и тот, который взят сейчас в разработку. Одних только студенческих дипломов, касающихся этой территории, создано молодыми архитекторами и дизайнерами с тех пор десятки, если не сотни! Улица же Волжская тем временем превратилась в какую-то нескончаемую парковку, по которой тянется ниточка автомобилей и с трудом прогуливаются пешеходы. Сделать её автомобильной магистралью не представляется возможным (старинная сетка улиц не предполагала сегодняшней транспортной нагрузки), развивать как парковку нецелесообразно, а превратить в прогулочную зону – вполне разумно. Считаю, что город в своей исторической части должен быть удобен в первую очередь для пешеходов. И приспособлен, при этом, для быстрого перемещения с помощью общественного транспорта. А для автомобилистов нужно устроить систему так называемых «перехваточных парковок» за пределами старого центра – это практика, применяемая практически во всех исторических городах.

Я не устаю повторять, что сейчас у нас есть потрясающий шанс начать формировать новый суперсовременный центр Большого Саратова (Саратов + Энгельс), а город в границах XIX столетия оставить наконец в покое, наделив его, главным образом, рекреационными функциями. Считаю, что перенос аэропорта в Сабуровку – подарок судьбы. У города появляется реальная возможность «выпрыгнуть» из старинной сетки улиц, изменив тем самым свой масштаб. Если деловая и административная жизнь перенесётся на Соколовую гору, исторические кварталы могут быть отданы для простой счастливой жизни. Пусть тут будут главенствовать парки, сады, фонтаны. И, разумеется, школы, ВУЗы, театры, музеи, библиотеки, детские площадки, спортивные сооружения, кафе, магазины. Для того, чтобы не было социальной напряженности в городе, должно быть определённое количество (и, разумеется, качество) общественных территорий – площадей, парков, садов, скверов. Этого у нас не хватает катастрофически – Саратов, как утверждают социологи, по этим параметрам даже не входит в категорию города.

Отрадно видеть, что Саратовом наконец занялись. Стали мечтать – пусть, на мой взгляд, не совсем в ту сторону – но всё же! Мечтать масштабно и широко – с парусами над Волгой, пляжами и молами. Идея связать проспект Кирова с Волгой «протянулась» вниз по Волге новой набережной до Дегтярки, «нырнула» в Горпарк, «вынурнула» на бульваре улицы Рахова, а там, добравшись до Вавилова, замкнула условный пешеходный «круг» на проспекте Кирова/улице Немецкой. Важно, что мечты эти подкреплены не только политической волей, но и реальными средствами.

С другой стороны тревожно видеть ту поспешную ретивость, с которой вся эта история понеслась в разные стороны: на полном серьёзе, например, обсуждаются башенные часы на консерватории, памятнике федерального значения (и ведь запросто в такой ажитации, несмотря на охранные обязательства, установят!..). Тревожно видеть, что большинство профессионалов – градостростроителей, архитекторов, инженеров, экологов, хранителей культурного наследия и др. – которые в первую очередь должны были бы быть привлечены к проекту, даже не поставлены в известность. Очевидно ведь, что проблем придётся решать множество и проблемы эти самого разного характера. Одна только очистка стоков, которые порождает город, чего стоит! В этом смысле намного целесообразнее кажется развитие парково-пляжной зоны вверх по течению – в сторону Затона, Зелёного острова, Соколовой горы и её окрестностей. Разумеется, «номером один» тут должна стать задача превращения в парковую зону именно Глебучева оврага. Все мы прекрасно знаем эту «вековечную мечту» саратовцев. Понятно, что средств для такого масштабного преобразования потребуется в разы больше, но в разы бы увеличился и эффект! Что поделать, пусть сегодняшний проект с улицей Волжской и новой набережной станет залогом будущего развития – послужит хорошим примером, даст опыт. Странно только, что при скоропалительном обсуждении не слышно даже упоминаний ни о Белой Глинке, раскрытие-возвращение которой решило бы многие и многие проблемы (она рвёт коммуникации, заливает подвалы и т.д.), ни о Кладбищенских оврагах, часть которых ещё двести лет назад превратилась в пруды Городского парка. Эти водоносные артерии питает Кумыснополянский лесной массив, их истоки в Октябрьском и Смирновском ущельях.

Как мы знаем, вода – основа жизни, а без малых рек-ручьёв-ручейков не собралась бы Волга. Сквозь Саратов протекает четырнадцать речек – от Увеши до Елшанки – которые мы в разной мере в последние полтора века уничтожили-задавили. Огромное подземное озеро под Кумысной Поляной раздаёт нам себя в виде родников, бьющих по склонам саратовских гор. В других городах люди ценят обилие воды, а мы при наших суховеях и высоких летних температурах, с ней боремся, хороним под отходами и мусором. Возвращение водного каркаса города – дело, разумеется, основательное и вовсе не требующее башенных часов для перезвона. Но начинать любое крепкое дело нужно именно с закладывания основ. В общем, мечтается, что средства будут вложены в дело, а не размыты-унесены течением вместе с волжским песком.
Специально для Делового Саратова