Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Евгений Яркин: «Хранить традиции – крайне важно для целостности этноса…»

Евгений Яркин: «Хранить традиции – крайне важно для целостности этноса…»

Саратовской гармошке – символу нашей губернии, примерно 150 лет. Традиции изготовления и игры на этом чудесном инструменте долгое время хранились и передавались из поколения в поколение. Сегодня звон веселых колокольчиков можно услышать на концертных площадках лишь изредка… Действительно ли мы утрачиваем традиции или напевы родной гармошки еще зазвучат в полную силу? Об этом «Деловой Саратов» побеседовал со старейшим солистом ансамбля «Саратовская гармоника» Евгением Яркиным.

– Саратовская гармоника была популярна уже в 80-х гг. XIX столетия. А во времена моего детства буквально на каждой улице можно было встретить человека с гармошкой. В 50-е гг. прошлого столетия Семен Павлович Портнов объединил гармонистов-энтузиастов и создал первый ансамбль. В дальнейшем, из состава этого коллектива и вышли руководители всех тех ансамблей, которые в дальнейшем существовали в Саратове.

Мой руководитель – Вячеслав Новиков создал коллектив при ДК «Профтехобразование». Затем стали образовываться ансамбли при других Дворцах культуры, например, в ДК «Мир» был ансамбль «Болгарина» (руководитель Виктор Шмелев), при ДК «Россия» – «Серебряные колокольчики» (Станислав Попов). Это три ключевых коллектива, с них и началось развитие именно ансамблевой игры саратовской гармоники.

– Когда Вы сами начали играть на гармошке?

– К гармошке я «примкнул», когда мне было 5 лет, а через год я уже попал в основной состав ансамбля ДК «Профтехобразования». Дом культуры находился рядом с моим домом, что очень способствовало занятиям.

В то время мы много гастролировали: нами занималось министерство культуры. Если перечислять, где побывал наш ансамбль, то проще вычеркнуть страны, где мы не были. Мы объездили почти всю Европу, как Восточную, так и Западную, то есть мы побывали и за «железным занавесом». А в 70-е гг. я имел честь выступать в московском Большом театре.

– Расскажите о Вашем учителе Вячеславе Новикове. Какую роль он сыграл в Вашей жизни?

– Он был очень требовательным человеком, последовательным, терпимым к критике. Перечислить все его положительные качества не хватит пальцев рук и ног. Роль настоящего учителя – наставническая. Понимание этого приходит с возрастом. Сейчас я вижу, как много получил от своего руководителя. Почти всю жизнь я думал, что всего достиг сам, но сейчас понимаю: все, что я делаю – это в большей степени его заслуга, а не моя. Особенно, когда мне приходится сталкиваться с теми проблемами, которые стояли перед ним в свое время. Сейчас у меня есть свой коллектив, и я осознаю, как много получил от Вячеслава Новикова. И я очень благодарен ему за все.

– То есть Вы по сей день пользуетесь советами своего учителя?

– Да, и не только советами. На сегодняшний день то, что я даю своим ученикам – это репертуар, который был создан Вячеславом Новиковым. Конечно, есть и мое творчество, но база – от учителя. Я следую исполнительским традициям, заложенным им, и передаю их своим ученикам.

Многие привыкли думать, что всего добились сами, что они «великие и могучие», а на самом деле, я уверен, что все это дается нам свыше. А возможно это только в том случае, если мы будем любить то, что делаем. Любить своих учеников, Родину, уважать традиции… Если это все есть в человеке, значит, у него получится сделать нечто настоящее.

– Как привить младшему поколению уважение к традициям? Патриотизм?

– Патриотизм, как и все остальное, воспитывается, прежде всего, личным примером, энтузиазмом. Когда у детей горят глаза – это не спутать ни с чем! Это дорогого стоит. Перемены же всегда имеют место: все движется вперед и видоизменяется. Народное искусство также значительно трансформировалось. Например, «Золотое Кольцо» и Надежда Бабкина – это не то, что было 50 лет назад в народном творчестве. Сначала я болезненно относился к подобного рода нарушению канонов и традиций, а теперь я более лояльно воспринимаю современную эстраду, которая пытается отнести себя к народному творчеству. Но хранить традиции – крайне важно для целостности этноса. Тот, кто сохраняет свои традиции – имеет будущее. А тот, кто бездумно их меняет или, еще хуже, отказывается от них, тот будущего не имеет. Я уверен в этом.

– Расскажите о своей преподавательской деятельности…

– Я преподаю в «Центре детского творчества» Ленинского района. Я работаю там уже 4 года и могу дать самую высокую оценку этому центру. У меня свой ансамбль. Возраст моих учеников – от 5 до 12 лет. Там великолепный коллектив. Случайных людей нет: все, кто там работает, преданы своему делу. Каждый желает добра детям. В меру своего профессионализма, в меру своей образованности и своего таланта передают детям свои знания. Меня пригласила на работу Т. Р. Тихонова – замечательный директор этого центра.

– Ваши ученики выступают перед зрителями?

– Я бы даже сказал, полноценно гастролируют! Мы с учениками и руководителем «Колядок» Александром Красновым ездили на гастроли и в прошлом году стали лауреатами международного фестиваля «Гармоника – душа России», который ежегодно проводит Музей русской гармоники А. Мирека в Москве. Что касается других выступлений, то в остальном – это саратовские площадки. Было несколько крупных концертов. Ездить в другие города сейчас очень сложно, так как финансирования, как такового нет. Рассчитывать приходится только на спонсорскую помощь.

– Каким образом Вы набираете учеников?

– Есть те, кого приводят родители, есть те, кто сам проявляет инициативу. В первый год моей работы ко мне пришло всего 7 человек (они сейчас составляют старшую группу). За 4 года они научились почти профессионально владеть гармошкой. Через год-два это будут лучшие гармонисты в Саратове. Так что я могу с гордостью сказать, что у саратовской гармоники будущее есть. Есть, что возрождать, и есть – кем. Я планирую проработать еще лет 10 – 15 и если за это время подготовлю человек 100, то традиция игры на гармошке будет жить.

Я обратил внимание, что сейчас появилось новое поколение, которое относится к этому виду творчества серьезнее, чем их предшественники. Возможно, дело в том, что последние лет 20 нам навязывали мысль о том, что наша культура плохая, история – плохая и сами мы никуда не годимся! Это насаждалось всюду: от телевидения до образовательных учреждений. Это «зомбирование» общества и формирование в нем неуверенности в себе, нелюбви к своей стране и самобытности. А сегодня я вижу, что тенденции меняются, хотя бы декларируется: у нас не все так плохо.

– А что касается изготовления традиционной саратовской гармошки, есть ли в нашем городе мастера?

– Мастеров сегодня, к сожалению, почти не осталось: старейшие специалисты не подготовили себе смену. На сегодняшний день в Саратове есть один мастер по производству гармошек Петр Федорович Текучев, но сейчас в силу своего солидного возраста он не занимается этой работой. Однако не все так плохо! Два года под руководством ректора СГТУ Р.И. Плеве существует проект «Возрождение Саратовской гармоники» (он проходит под эгидой фонда сохранения памятников архитектуры и истории). Вуз очень помог: было куплено оборудование, профинансирована вся двухгодичная деятельность. В итоге – подготовлено несколько специалистов, способных изготовить гармошку по всем саратовским традициям. Кстати, я также освоил это дело. Сейчас реставрирую и ремонтирую гармошки, одну даже сделал сам. А в проекте моя задача состояла в том, чтобы научить его участников играть на этом инструменте. За это время я создал ансамбль «Мастера». Сейчас это уже не действующий коллектив, но в рамках проекта он существовал. Все это показывает, что у современных детей и молодежи есть интерес, тяга к родным традициям, а значит, мы не потеряем себя, как нацию. Я вижу энтузиазм в своих учениках и не утрачиваю оптимизма!

Специально для Делового Саратова. Кристина Фомина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: