Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Поговорим о городе. Вячеслав Курсеев: «Старый квартал может показаться неказистым, если вас с ним ничего не связывает…»

Поговорим о городе. Вячеслав Курсеев: «Старый квартал может показаться неказистым, если вас с ним ничего не связывает…»

Каждый видит родной город по-своему. А у художника, вообще, особый взгляд на все, и, порой, знакомые улицы на его полотне выглядят довольно причудливо. О своем Саратове нам рассказал художник Вячеслав Курсеев.

tab

Саратов на Ваших картинах представлен, в основном, с «уклоном в старину». Купеческие домики, старые кварталы, частный сектор, маленькие дворики, есть и дореволюционный город. Среди Ваших работ мне не встретилось изображений современного города, почему?

— В новом городе я живу, я его вижу, он меняется иногда в лучшую сторону, иногда нет. Мне это малоинтересно. А детство у меня прошло в старом квартале Саратова, да и рисовать я, собственно, научился тогда же. Что видел, то и рисовал, и теперь меня туда больше тянет. Ностальгия, воспоминания, история…

tab

Новый город – вот он, иди и смотри. А мне хочется закопаться поглубже. Я смотрю старые фотографии, читаю книги об истории Саратова, поэтому мне все, что связано с этим временем интересно.

— Вы родились в Саратове, учились в Москве, работали в Чехии и Швеции. Почему вернулись сюда?

— В Москве я проучился всего один год в «Строгановке». Был 1991 год, и студенты старших курсов предложили нам с другом, художником Алексеем Чусляевым, съездить в Прагу на каникулы, что мы с удовольствием и сделали. Прожили там 40 дней, и нам так понравилось, что решили путешествовать дальше. Ощущение свободы тогда только появилось. Вот и решил я взять академический отпуск, а потом вернуться. Но возвращаться в другую группу мне не захотелось, да и специальность была не совсем та, что мне была нужна – интерьер. Поэтому учебу я закончил и стал путешествовать. Сначала была Прага, потом поступило предложение поехать в Швецию, уже на все лето. Тогда я был молод и финансовые вопросы не так волновали, можно было выйти на улицу и продавать пейзажи «с места». Позже уже завязались контакты с двумя галереями. Владельцем одной из них был швед Свен Закриссон. Мы с ним до сих пор поддерживаем отношения, он выставляет и продает мои работы. Второй галереей владела уроженка Саратова Лора Стенландер. С обеими галереями я плотно сотрудничал, мне предоставляли жилье и условия для работы, но мыслей остаться за границей насовсем у меня не было. Когда человек едет в другую страну, это совсем не значит, что он останется там жить. Возможно, во многом там лучше, проще, комфортнее, но совершенно иное восприятие жизни, другой менталитет, другое мироощущение. К тому же есть определенные привязанности: родители, друзья. И, вообще, есть такое понятие — Родина. Проработал на чужбине я в общей сложности 12 лет и вернулся.

— Как Вы выбираете место, которое станет сюжетом картины?

— Самая первая работа у меня связана с местом, где я родился. Это квартал Горького – Кутякова – Гоголя. Радует, что он сохранился до сих пор в неизменном виде. Я просто пытался зафиксировать его, таким, как я его помню. Потом от него пошел вширь, добрался до Волги, которая представляет для меня особый интерес. Сейчас здесь парадная набережная, а до революции была пристань с множеством забегаловок. Панорамных фотографий того времени мало сохранилось, поэтому приходиться «додумывать» сюжет.

tab

— Есть ли у Вас любимое место в городе?

— Я его уже упоминал, это все тот же перекресток Горького и Гоголя, старый квартал. Он может показаться неказистым, если вас с ним ничего не связывает, но мне он дорог. Например, здание консерватории – красивое, но мне оно ни о чем не говорит. У меня с ним ничего не связано. А на Кутякова и Горького стоит покосившийся домик, при взгляде на который у меня возникает ощущение родного города. Когда-то эта улица называлась Цыганская и была сплошь усыпана трактирами. Недалеко располагался «Верхний базар», куда по рассказам отца, он бегал после войны послушать гармонистов. Тогда это был практически центр города. Московская улица была трактом, ведущим от Волги к железнодорожному вокзалу, а «настоящий» Саратов располагался внизу, в районе Глебучева оврага. А еще раньше улица Валовая была одной из крепостных стен. Пожалуй, в этих границах и есть мое любимое место в городе.

tab

— Сейчас некоторые здания реставрируются, другие перестраиваются. Как Вы к этому относитесь? Не портят ли их эти манипуляции?

— Мне это очень нравится. Хорошим примером здесь является не так давно построенная галерея Каштан. Домик, что там стоял, несомненно, отличался от того, что сейчас. Стиль сохранен, традиция осталась, но здание преобразилось. Произошло это «превращение» по инициативе человека, искренне любящего свой город, Сергея Курихина.

Недавно мне попалась в руки книга, в которой рассказывается о причинах разрушения домов в Саратове, причем еще в XIX веке. Дело вовсе не в недобросовестных строителях. Весь город испещрен оврагами. Пока он был небольшой, овраги заваливались чем попало, а потом там строились дома, люди не задумывались о том, где они строят. Вот как можно сохранить такие здания? Например, есть здание детской художественной школы (бывший банк). Оно является памятником архитектуры, но неуклонно разрушается, а претензии предъявлять, по сути, некому. Проще его снести и восстановить уже с учетом особенностей почв.

На мой взгляд, достаточно оставить несколько кварталов «старого города», в Европе это довольно популярная практика. У нас есть новые районы, те же Солнечный и Юбилейный, у них пока нет истории, а в центре она на каждом шагу.

Поэтому можно сказать, что я положительно отношусь к реставрации и восстановлению, и не осуждаю, когда сносится откровенная рухлядь, хотя мне, как художнику, рухлядь больше всего нравится, ее приятней рисовать. У многих художников, будь то Поленов, Саврасов, вы вряд ли найдете строгие дома, вычерченные по линейке, в основном, это будут покосившиеся сараи и домишки. Но, повторюсь, нужно стараться сохранить часть старого города.

tab

— Какой образ города в наибольшей степени отражает его характер? И есть ли он у нашего города, как бы Вы его описали?

— У Саратова есть бренд, еще дореволюционный: «Кругом горы — в середине воры», и как шутка это вполне устраивает. А если честно, то у нас есть Волга и горы. У Саратова очень интересное географическое положение, и, может, именно поэтому климат своеобразный, и отличен, например, от пензенского. А какие люди у нас жили? Сколько есть великих саратовцев. Если брать архитектурный облик, то здесь местный стиль активно вытравлялся в 1930-е годы, когда массово сносились храмы. Например, женский монастырь на улице Лермонтова. Еще в конце XIX века его нет на фотографиях, в начале XX — уже есть, а в 1930-е его снесли. То есть шикарное творение простояло буквально пару десятилетий. У разных времен — разные задачи, но я думаю, что сейчас еще можно зацепиться и восстановить несколько кварталов.

— Нужно ли парадное лицо городу?

— Конечно. И сейчас, в принципе, оно восстанавливается, и не только парадное. Ремонт дворовых территорий, на моей памяти, проводится в нашем городе впервые.

Несмотря на то, что город расположен на Волге, с прямым выходом к ней трудности были всегда. Еще дочь Петра Столыпина в своих дневниках писала о том, что Саратов — город пыльный, грязный и к Волге не попадешь. И чтобы искупаться надо ехать далеко за город, а на дороге разбойники. Отмечу, что в последние годы выходов к воде стало больше. Например, оборудовали солярий в Затоне: пляж с парковкой.

Сейчас строится продолжение набережной. Я не знаю планов городских начальников, но я вижу перемены и понимаю, что это дорогостоящие мероприятия, которые очень нужны городу. Сделан Парк Победы, излюбленным местом отдыха горожан он стал после мероприятий, проведенных уже в после перестроечные времена, потом там была обустроена Национальная деревня. Людям надо куда-то ходить, просто прогуляться: пешеходный проспект – это хорошо, набережная — еще лучше, а парк – вообще замечательно.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: