Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Поговорим о городе. Александр Удалов: «Вся жизнь – театр!»

Поговорим о городе. Александр Удалов: «Вся жизнь – театр!»

Театр, как он осознается и существует – это некое средоточие нравственной и духовной жизни города. В силу неповторимости своего искусства, театры города можно назвать зеркалом, в котором горожане видят, осознают, постигают себя, а магия и проникновенность жизни на сцене учит сопереживать и мечтать. Что же думает о театральной жизни Саратова один из тех, чье профессиональное чутье, в конечном счете, и определяет, в каком направлении будут развиваться ценности и чем будет наполнена культурная жизнь города? Корреспондент «Делового Саратова» попросил директора ГУК «Саратовский театр кукол «Теремок» Александра Удалова рассказать о том, чем живет театр сегодня, и поделиться мыслями о современном уровне развития культуры в городе.

— Александр Александрович, часто приходится слышать мысль о том, что жизнь провинциального театра совершенно не похожа на жизнь столичного. Так что же ее определяет?

— Жизнь провинциального театра, безусловно, труднее. Во-первых, в финансовом плане: театры столицы имеют возможность зарабатывать больше денег – в провинции мы живем в основном за счет государственного финансирования, а его, как известно, хватает только на самое необходимое. Во-вторых, «провинциальный зритель» исключительный. Если в Москве или Санкт-Петербурге люди часто ходят в театр ради престижа или потому что это модно, то зритель провинциального театра – случай особенный… Он всегда переживающий все, что происходит на сцене, готов к новым впечатлениям, его не заманить на скучный спектакль – он туда просто не пойдет.

Более того, у провинциального зрителя интерес к театру больше и требования к спектаклям намного выше. Поэтому провинциальные театры должны работать с особой творческой самоотдачей, нам нет скидок. И я бы не стал делить театры на «столичные» и «провинциальные». Я бы вел речь о том, что бывают спектакли хорошие и плохие, а неудачные постановки случаются на любой сцене.

— Как Вы оцениваете театральную жизнь Саратова с точки зрения человека, возглавляющего театр, и простого зрителя?

— С точки зрения директора состояние саратовских театров оцениваю, как «нормальное». Лучшую оценку пока дать не могу: очевидно, что саратовские театры, финансируются и содержатся на уровне выше среднего по стране, но мы ведь должны равняться на лучших. В России есть несколько регионов (немного правда), где финансирование театров значительно выше, но и там денег не хватает. Например, мы живем за счет областного бюджета, получаемые от него деньги идут, в первую очередь, на выплату заработной платы, содержание самого здания театра, на новые постановки. Мы, безусловно, благодарны за то, что есть. Кроме того, мы сами пытаемся заработать деньги за счет внебюджетных резервов, в частности, работаем по грантам, участвуем в конкурсах. И конечно, выручка от билетов — это то, на что мы живем.

С точки зрения простого зрителя меня очень радует театральная жизнь Саратова: с каждым годом она становится все насыщеннее, все ярче, многограннее. Спектакли играются с увлечением, актеры работают с большой самоотдачей. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о нестандартных режиссерских ходах. Некоторые спектакли хочется смотреть несколько раз!

— Принято считать, что в 90-е годы люди перестали ходить в театр, а современная публика предпочитает лишь определенный вид культуры – развлечения. А как Вы оцениваете современный уровень развития культуры, много ли сейчас поклонников сценического искусства?

— Любители театра – люди особой породы, и круг их невелик. Если говорить об общей статистике, то посещают театры только 7% населения. И это нормальные цифры. Интерес к театру повышается, когда в город приезжают с гастролями знакомые персоны театра и кино. Парадоксально, но становится больше людей в зрительном зале в периоды экономического кризиса. Очевидно, в дискомфортных условиях люди находят некую отдушину именно в театре, где расскажут захватывающую дух сказку для взрослых, и жизнь (хотя бы на короткое мгновение) покажется лучше.

— Театр кукол – театр особенный. Расскажите, какие ценности сегодня проповедует Саратовский театр кукол «Теремок»?

— Спектакли нашего театра всегда несут добро и учат мечтать. Нашему режиссеру даже такой трагичный спектакль как «Пугало и Аистенок», который рассказывает историю о маленьком аистенке, не сумевшем улететь на юг, удалось наполнить любовью и светом. Потому что он рассказывает про доброту и преданность, про то, какую радость могут дарить настоящие друзья. Добрая атмосфера, радость, даже в грустных спектаклях – это та основа, на которой строится вся наша работа. Многие наши спектакли задерживаются в репертуаре на долгие-долгие годы. Спектакль «Колобок» идет уже 12 лет, «Три поросенка» — больше 15-ти, «Кошкин дом» — 10. Так же больше 15-ти лет у нас идет спектакль «Карлсон». В общем, постановки с известными героями, знакомыми по мультфильмам и сказкам, живут долго и счастливо.

— Как за эти годы изменился маленький зритель? Чего ему не хватает?

 — Дети стали раньше ощущать себя взрослыми. А в остальном современные дети – это все те же малыши, которые любят чудеса и превращения. Именно поэтому в своих спектаклях мы часто делаем акцент на спецэффекты. По сцене летают мыльные пузыри, оживают куклы… И всему этому дети верят. И радуются. А есть дети, которым постоянно

нужно общение во время спектакля, они стремятся принимать самое непосредственное участие в том, что происходит на сцене. Случаются даже курьезные ситуации. Во время спектакля «Три поросенка» один из малышей еще до начала представления стал всем рассказывать о том, что волк съел поросят. Кое-как уговорили малыша не раскрывать всех секретов и усадили его на место…

— Как Вам кажется, каким должен быть сегодня Театр для маленьких зрителей? Чего не хватает современному театру кукол «Теремок»?

— Настоящий кукольный театр – это мастерская чуда, а творить чудеса нам помогают технические возможности. И в этом плане наш театр еще не раскрыл всех своих возможностей. В будущем театра кукол должно быть больше спецэффектов, самых немыслимых конструкций, кукольных техник на грани фантастики… Мы должны всеми силами создать это хрупкое ощущение чуда – чудо встречи театра и маленького зрителя, чудо оживающей куклы. Удивлять и поражать – вот наша задача во все будущие времена. И я уверен, что именно в мастерстве кукловождения и поражающих спецэффектах – большое будущее театра кукол.

— Театр, несомненно, занимает в Вашей жизни большое место. И все же, где, кроме театра, вы любите проводить свободное время? Есть ли у Вас любимое место в городе?

— Вы знаете, однозначно ответить сложно. В Саратове есть много любимых уголков, которые хранят память о прошлых годах… Например, прогуливаясь по Театральной площади, я вспоминаю свои послестуденческие годы. В течение нескольких лет я организовывал мероприятия различного уровня. Здесь – на Театральной площади – при моем участии не один год проходили «Дни города». Поэтому для меня площадь – это своего рода центр энергии, жизни в нашем городе. Чуть дальше Театральной площади – парк «Липки». Равнодушным меня не оставляет Арбат, Набережная Космонавтов. Я вообще люблю центр города.

— А за его пределами, где Вы любите бывать?

— Есть в нашем городе, на мой взгляд, особое место, «неоткрытое» многими саратовцами, — Парк Победы. Это настоящий музей под открытым небом, причем, один из лучших в Европе. А еще здесь можно посетить «Национальную народную деревню» и прогуляться по лесопарку. А если подняться на самый верх Соколовой горы, то открывается такой вид… На весь город, Набережную, панорама на Волгу – дух захватывает от такой красоты! Именно здесь – на самой высокой точке Соколовой горы — меня охватывает чувство гордости за родной город.

 

Специально для «Делового Саратова». Екатерина Коробкина.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: