Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Кирилл Тихонов: «Бизнес – это сложно, но вполне реально…»

Кирилл Тихонов: «Бизнес – это сложно, но вполне реально…»

В конце марта в Саратове прошло весьма значимое для деловой общественности событие: предпринимательский форум «Территория бизнеса – территория жизни». В рамках форума состоялось награждение лучших предпринимателей области, участников конкурса «Бизнес-успех».

На мероприятие были приглашены партнеры и спонсоры представленных конкурсных номинаций — руководители известных в России и за рубежом компаний. «Деловой Саратов» побеседовал с вице-президентом, управляющим директором по развитию малого бизнеса ОАО «Промсвязьбанк» Кириллом Тихоновым о том, как и с какой целью крупный банк становится спонсором одной из номинаций конкурса.

Поскольку Кирилл Владимирович приехал в Саратов для того, чтобы наградить одного из победителей регионального этапа конкурса «Бизнес-успех», первое, с чего мы начали беседу – это впечатления вице-президента Промсвязьбанка о самом форуме. Радует, что отзывы об организации мероприятия оказались положительными, ведь это говорит о том, что Саратов не уступил другим регионам.

— На мой взгляд, мероприятие прошло на высоком уровне, как с точки зрения количества участников, так и с точки зрения организации. Мы принимаем участие во всех региональных конкурсах, в Саратове – уже дважды, но в прошлый раз мы не смогли присутствовать лично. В этом году все сложилось.

— Вы являетесь спонсором «Молодежной премии в области предпринимательства». С чем связан выбор именно этой номинации?

— Нашему банку интересна тема так называемого позитивного пиара молодежного предпринимательства, потому что, как мне кажется, она недостаточно освещена в России. Более того, когда идет речь о предпринимательстве, у большинства в сознании всплывают какие-то негативные образы: спекулянты или люди, которые нечестным образом зарабатывают деньги. Хочется сломать эти стереотипы.

Мы являемся лидерами на рынке кредитования малого бизнеса, можно сказать, что мы – частный банк №1, который имеет кредитный портфель малого и среднего бизнеса в 119 млрд. руб. Мы решили, что нам было бы интересно реализовать поддержку молодежного предпринимательства.

Сначала мы осуществляли свой замысел через участие в международной студенческой премии GSEA, потом обратили внимание, что «Опора России» часто проводит «Бизнес-Успех» на региональном уровне, и решили стать постоянным партнером по данному направлению. Теперь можно сказать, что мы «застолбили» за собой «Молодежную премию»: в каждом таком конкурсе Промсвязьбанк является ее спонсором.

— То есть целью, как Вы сказали, стал именно «позитивный пиар» молодежного предпринимательства?

— Не только. Хочется поддержать молодых предпринимателей. Тем, кто еще не определился: пойти работать по найму или открыть собственное дело, мы хотим показать на успешных примерах, что бизнес – это сложно, но вполне реально. Здесь есть ребята, которые выходят и показывают свои проекты, открыто отвечают на вопросы в соцсетях. После таких конкурсов многие молодые люди уходят отсюда с мыслью, что это все интересно и возможно, просто надо действовать.

— Как определяли победителя?

— Это непростой вопрос. В большей степени субъективно. Мы стараемся учитывать не только сам проект, так как он может выглядеть красивым на бумаге, в презентации, но не всегда может быть реализован. Есть люди, которые могу выйти и прекрасно презентовать практически любую работу, обладая врожденной харизмой и навыком публичного выступления. Однако для нас это не является определяющим критерием. Мы стараемся отмечать те проекты, которые уже в какой-то степени реализованы, то есть не стартапы.

Поэтому в этот раз мы выбрали кондитерскую, у которой пока небольшая прибыль, но их бизнес-модель работает. (Победителем в номинации «Молодежная премия в области предпринимательства» стал Илья Шестренев – кондитерская ALEGRIA, производство хлебобулочных и кондитерских изделий. – прим. «ДС») Сейчас им надо расширять производство, сокращать издержки, приобретать необходимое оборудование и проч. Но я думаю, что через пару лет, если ребята продолжат методично работать, у них будут уже совсем другие объемы бизнеса.

— Оказываете ли Вы поддержку среднему бизнесу, который уже более уверенно стоит на ногах?

— Безусловно. Мы можем поддерживать предпринимателей практически по всем направлениям: микро, малый, средний и крупный бизнес. Просто молодежная премия – это та сфера, которой мы решили себя посвятить, сделать это своей «фишкой», чтобы Промсвязьбанк ассоциировался с поддержкой молодых предпринимателей.

Это не значит, что мы не уделяем внимание другому бизнесу. Портфель, который у нас сформирован – по сути, это малый и средний бизнес, здесь нет никаких «возрастных» ограничений. Основное условие – наличие действующего бизнеса. Буду говорить откровенно: в России стартапы пока никто из банков не кредитует. Конечно, есть фонды, частные инвесторы, которые берут на себя эти риски, но прийти в любой банк, где есть программа «Малый бизнес», и попытаться получить кредит для стартапа почти невозможно – риски очень высоки. Если есть действующий бизнес, никаких проблем нет, это может быть кредит до 120 млн. руб.

— Я правильно понимаю, что ваш венчурный фонд, сформированный вместе с «Опорой России», призван помогать предпринимателям, бизнес которых уже приносит определенную прибыль и нуждается только в развитии или расширении?

— Венчурный фонд как раз для пограничных проектов. Например, ребята нашли деньги (семейные накопления, займ), запустили проект, убедились на практике, что модель работает. В этом случае, любой банк, скорее всего, скажет: «Нам не интересно», что объем маленький, и не станет «возиться» с таким бизнесом, понимая, что это связано с рисками. В нашем случае, венчурный фонд способен оказать поддержку, мы готовы обеспечить определенное финансирование с учетом того, что через 3-5 лет мы оттуда выйдем. С одной стороны, предприниматель получит финансовую поддержку, а с другой – экспертизу от наших менеджеров. У нас много специалистов, которые анализируют в день по десяток различных заявок, в которых видна широкая картина мира: насколько бизнес рентабелен, какие могут быть секреты и особенности. Ребята ценят такое отношение и начинают смотреть шире.

Я не говорю уже о бесценном опыте, когда происходят встречи с именитыми бизнесменами. Например, предприниматель из Красноярска получил финансирование, и ему устроили встречу с Андреем Коркуновым, который – гуру в области кондитерского бизнеса. Это была запоминающаяся встреча, на которой он дал много конкретных советов начинающим предпринимателям, по какому пути следует идти, по какому – нет. Это бесценный опыт. Тем более что все это можно получить при помощи «Опоры России», поскольку у нее прямые контакты с большинством предпринимателей.

— Собираетесь ли Вы в будущем продолжать спонсорство «Молодежной премии» в конкурсе Бизнес-успех?

— Конечно. По сути, для нас это уже элемент позиционирования. Пока мы сделали первые шаги. Возможно, 300 млн. руб. – не такой большой капитал, но с другой стороны, это та сумма, которой банк готов рискнуть, ведь те проекты, в которые мы вкладываемся, гораздо более рискованные. А дальше, я надеюсь, будет позитивный опыт, и, соответственно, объемы капитала также будут увеличены. Так что и следующий год, и последующий мы будем продолжать спонсорство «Молодежной премии в области предпринимательства».

Специально для Делового Саратова. Кристина Фомина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: