Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Поговорим о городе. Тамара Гродскова: «Художники могут многое сделать для того, чтобы наш город был красивым…»

Поговорим о городе. Тамара Гродскова: «Художники могут многое сделать для того, чтобы наш город был красивым…»

При ответе на вопрос, чем славится Саратов, чаще всего называют «достижения» прошлых лет: Радищевский музей, цирк, консерватория… О том, что сейчас может «предъявить» миру наш город, чем по праву могут гордиться его жители «Деловой Саратов» побеседовал с директором Радищевского музея Тамарой Гродсковой.

— Рассуждать о том, чем знаменит Саратов можно с разных сторон. В городе есть интересные памятные места и уникальные памятники культуры, значимые в местном масштабе. А можно посмотреть на Саратов в общероссийском историческом и культурном контексте, где наш город занимает весьма достойное место. Если говорить о памятных местах, то нельзя не упомянуть о месте приземлении Гагарина и роли Саратова в жизни первого космонавта планеты. А наш музей, консерватория или цирк для саратовцев — это уже «общепринятые» культурные объекты, которыми нужно гордиться. Люди понимают их значимость.

— Отвечают ли эти культурные учреждения своему статусу сегодня?

— Безусловно. Если говорить об искусстве, стоит отметить, что редко где представлен целый сонм памятных мест, связанных с именами русских художников, которые прославились не только в России, но и за рубежом. Саратов связан с плеядой великих художников, выведших периферийное искусство на мировой уровень. Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов блистали на самых престижных выставках. Их можно считать провозвестниками значимости искусства саратовских художников и его дальнейшего развития.

Несмотря на то, что все они впоследствии обучались в столице или даже за границей, свою деятельность они начинали именно в Саратове, здесь получали первоначальное образование. Здесь их корни, здесь в них «закладывались» основы понимания искусства как движущей силы развития общества.

Следует отметить, что Саратов в то время был купеческим городом и музей был чужд и не понятен ему. Вполне логичным был вопрос: зачем музей, если нет дорог и больниц? Только после того, как Алексей Петрович Боголюбов все-таки основал музей и подарил свою коллекцию городу, жители оценили значимость этого шага для развития Саратова.

Бесспорно, Саратовская губерния может гордиться сегодня картинной галереей и домом Петрова-Водкина в Хвалынске. Мы имеем дом-мастерскую Павла Кузнецова, музей-усадьбу Борисова-Мусатова. Эти имена составляют основу русской культуры, на их творчестве выросло большое число новых талантливых художников.

Радищевский музей — далеко не единственный в городе. У нас есть замечательный краеведческий музей, у которого не только богатая коллекция, его сотрудники и сегодня реализуют множество интересных проектов. Есть еще музеи Н.Г. Чернышевского и К.А. Федина.
Саратовская земля дала миру много талантливых людей, которые оказали влияние на развитие культуры, новых технологий. Многие из этих достижений остались в прошлом, но при этом не утратили своего значения.

— Что можно считать последними достижениями в сфере культуры?

— Музеи Павла Кузнецова и Борисова-Мусатова. Буквально 10-15 лет назад их еще не было. После затянувшегося затишья культурная жизнь города вышла на новый «виток».

— Может ли Саратов, по Вашему мнению, претендовать на звание культурной столицы Поволжья?

— По своему потенциалу, который не до конца раскрыт, несомненно. Но как будут развиваться события предугадать невозможно. Сейчас шоу-бизнес и поп-культура являются приоритетными увлечениями молодежи. Конечно, эти направления нужно знать, следить за новинками, быть в курсе и владеть актуальной информацией. Но это вовсе не значит, что кроме них и знать ничего не надо. Чтобы человек был всесторонне образован, любил свой город, тянулся к искусству и имел о нем представление, необходимо вкладывать средства. Например, у нас есть Союз художников, но из-за отсутствия выставочных площадок, он находится уже не на том уровне развития, как несколько лет назад. Сообщество художников должно быть единым, опираться на новые достижения в культуре, искусстве и играть определенную роль в жизни нашего города: художники могут многое сделать для того, чтобы наш город был красивым. Но им нужны, в первую очередь, выставочные площадки, чтобы показать свои творения, сделать их доступными. Художники должны просвещать народ в направлении художественного творчества, а сейчас им, по сути, негде выставляться, кроме Радищевского музея, два здания которого в настоящее время реставрируются. По этой причине большие выставки мы делать не можем, и люди не знают, чем занимаются современные художники. А такой зал в городе должен быть. Потому что поиски художника — это поиски сегодняшнего дня, это новые замыслы, новые формы искусства. Именно открытость, свобода доступа может приблизить молодежь к достижениям культуры. Тогда личность будет обогащаться, ее развитие будет более гармоничным.

— Тамара Викторовна, удовлетворяет ли Вас современный облик города? Что Вам нравится, а что нет?

— Я бы хотела, чтобы наш город стал чище. Это первый постулат комфорта. Сейчас мы отмечаем, как хорошо выглядят скверы Ленинского района – Первая, Вторая Дачные. Такой порядок нужен в общегородском масштабе.

Недавно вспомнили о набережной. Работы там ведутся, но их необходимо довести до конца, а у нас часто бывает не так, поэтому данный вопрос нельзя считать решенным. Нужно, чтобы люди могли приходить туда гулять, писать этюды, получать эмоциональный импульс от этого места, от любования Волгой.

Центральная пешеходная улица – проспект Кирова практически лишилась зелени, в тени которой было приятно сидеть на лавочках и чувствовать себя причастным к текущей вокруг жизни. Скамейки, поставленные перед консерваторией, всегда заполнены людьми, это доказывает их необходимость. К сожалению, не везде в городе есть такие зоны отдыха.

Искажает облик города и наружная реклама. Часто приходится сталкиваться с такими образцами, за которые просто стыдно. Реклама должна быть красивой, должна создаваться художниками-профессионалами.

— Можете ли Вы назвать город, который является эталоном в плане комфортного в нем проживания?

— Об эталонах говорить сложно, но многие поволжские города более привлекательны, чем Саратов. Подплываешь к пристани, видишь стоящие теплоходы, невдалеке расположен благоустроенный пляж… и понимаешь, что здесь думают о людях, Саратову этого не хватает. В этом отношении мне понравилась Самара, но когда-то так было и у нас. Самара привлекла своей чистотой и воспитанностью жителей города. Это взаимосвязанные моменты. Жители, видящие чистоту и привыкшие к ней, не хотят ее нарушать потому, что в ней им жить и работать комфортно.

— Являясь членом Комитета по имиджевой политике при ТПП Саратовской области, какие предложения по улучшению имиджа города Вы рассматриваете?

— В работе комитета больше всего мне нравится то, что многие озвученные на заседаниях предложения быстро приводятся в исполнение. Пусть они не глобальны по затратам и результатам, но они действенны и нужны. А общее складывается из мелочей. Уже упомянутые мной скамейки перед консерваторией также выносились на обсуждение одного из заседаний, и сегодня мы видим, что они пользуются популярностью.

При решении вопросов благоустройства Саратова важно опираться на самих жителей. Например, озеленение города, раньше было массовым, широко пропагандируемым движением, сейчас это единичные случаи. Интересные идеи, выдвигаемые любящими город людьми, должны реализовываться не келейно, местечково, а получать широкий резонанс. Так должно быть в каждом деле.

— Считаете ли Вы возможным передачу памятников архитектуры в частные руки для их сохранения, и какие трудности могут возникнуть с этим в Саратове?

— В принципе, это возможно. Если не обращать внимания на законодательную базу, которая со временем должна появиться, то определенные сложности здесь есть. Я видела примеры такой заботы о памятниках архитектуры в Германии. Здание передается во временное пользование, при этом с нового «владельца» берется обязательство, что облик объекта не будет изменен, будут проводиться реставрационные мероприятия, и часть здания будет функционировать как музей. В Европе этот механизм отлажен и успешно работает.

Мы, в большинстве своем, воспитаны не так, чтобы можно было доверить частному лицу заботу о памятнике. Тут нужны подлинные энтузиасты, которые сделают это с любовью и пониманием будущего города. Только таким людям можно передавать памятники.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: