Сейчас в стране всего четыре команды, одна из которых в Балакове. Несколько тысяч балаковцев до сих пор регулярно приходят на стадион «Труд», чтобы посмотреть на спидвеистов, гоняющих по гаревым дорожкам на большой скорости.
Известный спортсмен и главный тренер местной команды «Турбина» Валерий Гордеев рассказал корреспонденту «АиФ — Саратов» об этом редком виде мотоспорта, реконструкции местного стадиона и секрете успеха спидвея у болельщиков.
— Валерий Дмитриевич, для начала разговора поясните, как пришли в спидвей и, главное, почему?
— Это был 1969 год, я тогда учился в 10-м классе школы. А пришел в спидвей потому, что старший брат занимался этим видом спорта. Мне нравятся скорость, риск, движение, это было модно в те времена. Кстати, тогда можно было заниматься мотоспортом с 17 лет. Отец написал за меня расписку, мол, не возражаю. А в 18 лет был уже в составе команды СССР по спидвею.
— В каких странах есть такой спорт?
— Летним спидвеем (заезд по гаревым дорожкам, засыпанным гранитной крошкой) занимаются во всех европейских странах: Швеции, Дании, Германии, Франции, Великобритании и др. Есть он и в Новой Зеландии, Австралии, Китае. Когда был Советский Союз, спидвейных клубов в стране было много, существовало три лиги разного уровня. Но в начале 90-х годов регулярный чемпионат перестал существовать, клубы развалились. Сейчас в стране всего четыре команды, одна из которых в Балакове. А раньше только в Башкирии было столько клубов, сколько сейчас во всей России.
— Вспомните самое яркое выступление.
— Четыре раза выходил в финал личного чемпионата мира по спидвею: в 1972, 1973, 1975 и 1976 годах. Наибольшее достижение — 8-е место в мировой классификации. Мне шел 20-й год, первый раз участвовал в мировой серии. Пришел на стадион Уэмбли в Лондоне, а перед заездом выяснилось: бокс вскрыт злоумышленниками, мой мотоцикл украли. Англичане, конечно, дали другой, но это не то, ведь к мотоциклу нужно привыкнуть, почувствовать динамику. Занял тогда только 13-е место.
— Когда возродилась «Турбина»?
— С 1992 по 2003 год спидвея в Балакове не было. Потом люди сами организовались, провели соревнования, на которые пришли зрители. Нашлись спонсоры, власти обратили внимание. С 2005 года в Балакове существует детско-юношеская спортшкола «Турбина». За последний год на стадионе «Труд» произошли изменения: обновлена гаревая дорожка, насыпано 800 тонн гранитной крошки, установлено более 6000 пластиковых кресел для зрителей, построены помещения для размещения спортсменов, у участников соревнований теперь есть отдельные теплые боксы и закрытый парк, куплены английские надувные борта для безопасности спортсменов во время соревнований, продолжается ремонт стадиона. Недавно обратились с письмом в МФР (Мотоциклетную федерацию России) с просьбой содействовать в проведении сертификации обновленного стадиона, чтобы можно было провести в 2018 году международные соревнования.
— Сколько детей интересуется спидвеем?
— Активно занимаются 30 детей. Они еще не участвуют в турнирах в силу возраста. Что касается интереса, то технические виды спорта всегда популярны у молодежи. Кстати, нотариально заверенное разрешение заниматься таким видом спорта необходимо от обоих родителей. Без этого нельзя.
— Хватает ли техники для всех желающих заниматься?
— Техники не хватает (улыбается). На одну машину приходится 2-3 человека. Мотоциклы у нас не обычные, а гоночные, заправляются не бензином, а метиловым спиртом, к тому же без тормозов, максимально облегченной конструкции. Объем двигателя — 500 кубических сантиметров, 80 лошадиных сил, прозводства Италии. Есть еще чешские «Явы».
— Какими качествами должен обладать гонщик?
— В спидвее заезды скоротечны: старт, четыре круга и финиш. Гонщик должен быть физически крепкий, смелый, спокойный. Нужно быстро соображать, принимать решения стремительно. К нам приходит много ребят, а остаются самые хладнокровныс, вдумчивые, мужественные и смелые.
— Когда очередные старты?
— Сейчас проходит командный чемпионат России по спидвею. В нем участвуют четыре команды, ребята тренируются. Проводятся и личные соревнования. Ближайшие заезды состоятся 8 июля в Тольятти, финал Первенства России для юношей в возрасте с 12 до 16 лет.
— Дня не проходит без страшных аварий на дорогах, часто с участием мотоциклистов. Дайте совет читателям, как ездить на такой технике.
— Сейчас в продаже много импортной, мощной техники, она появляется на наших дорогах. Если кому-то кажется, что управлять мотоциклом просто, то это ошибка. Например, есть мотоциклы с объемом двигателя как у легкового автомобиля. Они не приспособлены для езды по нашим дорогам. Рассчитаны на автобан и скорость до 200 километров в час. Или другой пример: на некоторых моделях установлены шины без протектора, на них нельзя ездить по дорогам общего пользования. Отсюда падения, травмы.
Интервью: Олег Винс
Источник: АиФ-Саратов