Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Юрий Сомов: Как выжить в ВТО: инновационные технологии

Юрий Сомов: Как выжить в ВТО: инновационные технологии

По играм Юрия Сомова «Рынок», «Фермер», «Биржевые игры» и др. региональное министерство образования в 1997-2002 годах проводило турниры на первенство Саратовской области. По мнению участников этих интеллектуальных соревнований, игры помогли им повысить качество учёбы, стать успешными людьми: открыть бизнес, сделать карьеру, хорошо зарабатывать.

Немало бизнесменов, чиновников и сегодня любят провести время за настольной игрой, придуманной Юрием Николаевичем. Но пока мало кто знает о глобальном проекте экономиста, автора деловых настольных игр, основателя ООО «ЮНСИ», члена совета гильдии консалтинга и делового образования при ТПП Саратовской области Юрия Сомова по переустройству общества к лучшему. Действительно, в условиях неопределённости, всемирной тревоги от разрастающегося кризиса и российской от вступления в ВТО — это настоящая инновация в деле экономического образования.

— Юрий Николаевич со вступлением в ВТО для экономики нашей страны начнется новый этап. Как выжить в условиях ВТО?

— Единственное, что поможет в ВТО — это стремление Учиться, Учиться и Учиться! Экономике и бизнесу. Переходный период в ВТО большой — 7 лет, но все знают, что будет «как всегда». Будут вести разговоры, «круглые столы», бизнес не перестроится, будут закрываться предприятия, расти безработица. Это точно, можно не сомневаться! Вы же знаете, за много лет не перестроились. А за 7 перестроимся?

Для ускорения развития и преобразования России в реально развитую страну я и разработал свой проект. Это игровой вид спорта, только экономический, а именно турниры в деловые настольные игры «Рынок», «Фермер», «Биржевые игры». Команды должны быть в каждой школе, колледже, вузе, на предприятии.

Проект простой. Сложные проекты по выживанию предприятий не дадут таких результатов, их сложнее внедрять.

— Как называется Ваш проект?

— Проект называется «Инновационные игры Ю. Сомова и технологии их применения для обучения экономике» и включает в себя деловые экономические настольные игры и сборник учебно-методических пособий по их применению.

— Вы изобретатель, человек, имеющий богатый опыт работы на производстве, государственной службе, успешный предприниматель…

— Прежде всего, я патриот России и Саратова. Более 30 лет назад я задумал изменить Россию к лучшему за всю её более чем тысячелетнюю историю и самостоятельно разработал этот проект. Моя цель совпадает с целью абсолютного большинства россиян — создать благополучное во всех отношениях общество, общество более высокого уровня развития, которого в России еще не было.

Так получилось, что альтернативы этому проекту пока нет. Я не знаю, почему так. Но проект, действительно, уникален и настолько широкомасштабен по своей эффективности и пользе человечеству, что превосходит даже действующие энергетические и технические проекты. Потому что он из «ничего», из пустоты рождает самую мощную силу и энергию – человеческий капитал, который изобретает все другие технические проекты и развивает их невиданными темпами. В этом вижу свою миссию.

Моя идея в том, что когда большинство людей научится владеть экономическими процессами, экономика станет понятной для всех. Только тогда будут развиваться промышленность и сельское хозяйство.

Фактически я «перевел» экономические дисциплины, соответствующие современным учебным программам по рыночной экономике, в алгоритмы. Игры – это модели, матрицы, на которых отыгрывается неисчислимое множество экономических и юридических процессов. Также математика и логика. Это позволяет каждому человеку начиная с детского возраста понимать и практиковаться в экономических процессах.

— То есть Вы решили обучить экономике весь российский народ?

— Экономика очень сложна для понимания. Эту проблему поднял лауреат Нобелевской премии 1976 года экономист Милтон Фридмен: «Экономика – очаровательная наука. И наиболее привлекательной её делает то, что её фундаментальные принципы столь просты, что могут быть записаны лишь на одном листе бумаги и так, что каждый может понять их. И, тем не менее, их понимают немногие».

То есть эта проблема есть во всех странах. Но для России проблема непонимания экономики просто катастрофична, потому что слишком глубока. Именно она отбрасывает нас в развитии на многие десятки лет, мягко говоря. Она первична среди всех других проблем. Народ буквы знает, цифры знает, а экономическую азбуку не знает.

Я в общем-то с того самого 1976 года на практике решаю проблемы, которые поднял Фридмен. Почему настольные игры? Потому что в них наглядно видны экономические принципы и процессы. Каждый может их увидеть во всём бесчисленном многообразии вариантов их взаимодействия и управлять ими в увлекательной игровой форме. С них и надо начать учить миллионы людей.

— Есть ли в мире примеры быстрого процветания государств с помощью обучения экономике?

— Известен один удачный проект. Вавилон стал богатейшим городом мира с богатыми жителями именно за счет «поголовного» обучения экономике населения.

Причём, отдал такой приказ и курировал процесс обучения лично царь Вавилона Саргон. Он приказал богатым научить людей делать деньги. Канцлер Вавилона организовал в Храме Знаний класс из ста учеников и самые богатые и удачливые предприниматели учили их предпринимательству, финансам и грамотному инвестированию. Далее каждый из обученных передавал полученные знания следующим ста жителям и так далее.

До учёбы экономика Вавилона находилась в тяжёлом состоянии, большинство населения нищенствовало. После учёбы жители стали экономически грамотно вести хозяйство, поэтому он и стал самым процветающим городом древнего мира. Вавилоняне были умными финансистами и торговцами, первооткрывателями денег как средства обмена, долговых расписок и письменных свидетельств о собственности.

— А у нас в стране были такие массовые проекты обучения экономике?

Широкомасштабный проект в 70-80-е годы был организован в СССР под контролем и непосредственным участием КПСС и ВЛКСМ, ВЦСПС. Учебные группы были в каждом подразделении каждого предприятия страны. Эффект был слабый, потому что не было рыночной экономики. А в распределительной — такого рода знания не требуются. А сейчас есть рыночная экономика, хотя и с большими недостатками. Но у россиян в настоящее время в тысячи раз больше возможностей, чем за всю историю России.

— Чего, на Ваш взгляд, не хватает нашей системе образования?

— Мы не готовим приспособленных к жизни людей. Юный человек не понимает, для чего ему учить математику и физику, вообще учиться. По оценке минобрнауки РФ, у 80-85% учащихся и студентов отсутствует мотивация к знаниям. Вот в этом как раз проблема. А её даже не поднимают. Эта проблема образования и послужила основой моей работы над проектом. Я решил смоделировать жизненные ситуации, чтобы дети и молодёжь поняли существующие варианты жизни, карьеры, бизнеса и могли бы ориентироваться. Настольные игры оказались для моделирования лучшим вариантом из известных. Если бы такие игры были во время моей учёбы, то я бы учился только на «отлично», свободно овладел бы минимум парой иностранных языков.

Можно только представить, сколько теряет Россия, каждое предприятие из-за этого.

— Каков механизм реализации Вашего проекта?

— Учреждения образования Саратовской области всех типов обеспечиваются экономическими настольными играми и учебно-методическими пособиями по их применению. Игры применяются на занятиях по экономике и праву.

Важным шагом является создание игротек по этим играм во всех школах, колледжах, вузах, учреждениях дополнительного образования. Необходимо обеспечить играми библиотеки области. Если вовлечь в увлекательную игровую среду большинство учащихся и студентов, то уже через год отношение к изучению образовательных дисциплин значительно вырастет.

Далее необходимо культивировать и развивать интеллектуальный экономический игровой бизнес-спорт по играм “Рынок”, “Биржевые игры”, “Фермер”, а также проводить турниры по этим играм. Турниры должны носить массовый характер и проходить по следующей схеме: первенство класса, группы, школы, колледжа, вуза, первенство района, первенство области. Обязательно должно быть поощрение победителей специальными Призами Губернатора Саратовской области, Председателя областной Думы, глав муниципальных районов, саратовских предприятий.

— Есть ли уже какие-то договоренности с официальными лицами по этому поводу?

— Да, я недавно встречался с главой Минобразования области Мариной Епифановой.

Она сказала, что проект перспективный и его будут применять в учреждениях образования области.

— А какова роль бизнеса в этом проекте?

— Бизнес с помощью вышеназванного проекта решит задачи своего выживания и развития. Механика такая: все предприятия области готовят своих волонтёров из руководителей, экономистов, специалистов по продажам, маркетингу, производству и берут шефство над учебными учреждениями области, классами, группами, и проводят занятия в игротеках, мастер-классы, рассказывают об экономике. Проводят турниры по играм. Организаторами и координаторами должны быть профессиональные организации бизнеса.

Кстати, так делают в США и других странах. Но есть одно “но”, почему всё-таки они успеха не достигли. Волонтёры от бизнеса устно рассказывают школьникам и студентам про экономику, а это не доходит, нужна практика, нужны игры.

По мнению многих предпринимателей, производительность труда можно поднять в 2 раза только за счет улучшения менеджмента, без капитальных затрат. Это очень много. Вот видите, какие резервы колоссальные. Можно поднять эффективность даже значительно больше.

Но, главная проблема в том, что большая часть работников любого предприятия не представляет, не понимает и не видит необходимости, возможности и важности своего участия в повышении экономической эффективности работы предприятия. Вот почему учить экономике предприятия надо каждого работника! Но как? Приглашать преподавателей – недёшево, да и как заставить людей засесть за учебники? Кроме того, экономику и менеджмент без игрового тренинга не освоишь.

Проведение тренингов, турниров с использованием экономической игры «Рынок», позволит улучшить компетентность и мотивацию каждого отдельного сотрудника, даст ему возможность посмотреть на себя и место своего предприятия в экономике под другим углом, а также отработать важные рабочие моменты в нерабочей обстановке. Игры в ненавязчивой форме научат сотрудников работать на результат. И что не менее важно – уметь этот результат видеть, то есть грамотно ставить цели. Это, в свою очередь, сделает отдельно взятую компанию эффективной и конкурентоспособной.

Далее, через несколько месяцев, когда все хорошо познают игровые процессы, проводятся турниры на первенство предприятия. После этого можно проводить что угодно – тренинги, нанимать преподавателей по экономике. Потому что знания лягут уже на подготовленную с помощью игры почву. Сотрудники уже будут, как говорят бизнес-тренеры, погружены в экономические процессы и будут по-новому относиться к повышению эффективности предприятия.

Специально для Делового Саратова. Лада Вавилова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: