Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Лев Шугом: «В Саратове очень профессиональная публика…»

Лев Шугом: «В Саратове очень профессиональная публика…»

На протяжении века Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова является визитной карточкой нашего города. Ее историческая, архитектурная ценность подкреплена мощнейшей культурной составляющей. Гордость саратовцев обоснована: музыкальное образование, которое дает наша консерватория, признано во всем мире, а жители Саратова имеют возможность видеть и слышать выдающихся исполнителей планетарного масштаба, не выезжая за пределы города. 100-летие музыкального вуза – солидный повод, чтобы вспомнить его прошлое, оценить настоящее и заглянуть в будущее. Об этом корреспондент портала побеседовал с ректором Саратовской консерватории Львом Шугомом.

– Лев Исаевич, выделите, пожалуйста, наиболее значимые, на Ваш взгляд, этапы в вековой истории существования Саратовской консерватории.

– Начну с того, что нынешний юбилей — это серьезная дата не только для Саратовской области, но и для России в целом. Саратовская консерватория была открыта после Петербургской и Московской, таким образом, она стала третьим в стране и первым в провинции высшим музыкальным учебным заведением. Одновременно с Саратовом на появление такого значимого учреждения претендовали Киев и Одесса.

Консерватория была создана по решению Третьей Государственной Думы в 1912 г. С 19 февраля 1913 года в честь цесаревича Алексея она стала именоваться Саратовской Императорского Русского Музыкального Общества Алексеевской консерваторией. В церемонии открытия вуза принимали участие многие прославленные личности. Большую роль в ее становлении сыграл первый директор консерватории — Станислав Каспарович Экснер, прекрасный пианист и блестящий организатор.

Стены нашего Большого зала были свидетелями выступлений Сергея Рахманинова и Александра Скрябина, Федора Шаляпина и Леонида Собинова, Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса….. Этот список может быть продолжен самыми громкими «музыкальными» именами.

Можно говорить о трех наиболее значимых периодах существования консерватории: с 1912 и до войны 1941-45 гг., военные годы и послевоенное время. В первый период консерватория пережила много трансформаций. Она была и Народной консерваторией, и Пролетарской школой, и Музыкальным техникумом. 1 сентября 1935 года консерватория была восстановлена в статусе высшего музыкального учебного заведения, и ей было присвоено имя выдающегося русского певца Леонида Витальевича Собинова – волжанина, уроженца Ярославля.

В годы Великой Отечественной Войны в Саратов была эвакуирована Московская консерватория, что стало новым этапом в жизни нашего вуза, поскольку саратовские музыканты общались с выдающимися столичными деятелями, перенимали их опыт. Саратовская и Московская консерватории на два учебных сезона были объединены под общим названием «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского». Педагоги и студенты консерватории, вместе с артистами МХАТа, также эвакуированного в Саратов, с ноября 1941 по февраль 1942 организовали 160 шефских концертов.

Одна из бригад дала на Ленинградском фронте 83 концерта. Коллектив консерватории внес на вооружение Красной Армии свыше 80.000 рублей.
Третий период – послевоенное время, когда был продолжен сложившийся с первых лет создания консерватории курс, направленный на сохранение и углубление богатых традиций российской музыкальной культуры. С консерваторией я связан уже свыше 50-ти лет, поэтому могу говорить об этом времени, как его современник. В нашем вузе представлены педагогические школы великих русских музыкантов – Д.Д. Шостаковича, К.Н. Игумнова, Г.Г. Нейгауза, Д.Ф. Ойстраха, С.Н. Кнушевицкого, М.Л. Ростроповича, Н.М. Данилина, К.Б. Птицы, Ю.А. Шапорина, других деятелей искусства. Их воспитанники в настоящее время стали ведущими преподавателями, подготовив уже и новую смену талантливых музыкантов.

– Как вы готовились к юбилею? Какие мероприятия запланировали?

– Подготовкой к юбилею мы занимаемся уже более трех лет. Она проходила по нескольким направлениям. Первый, наиболее высокий уровень связан с проведением программы международного значения; следующий пласт состоит из мероприятий, связанных с нашей деятельностью в России; третий – региональный, областной уровень, он более развернутый. Мы проводим концерты, конференции, декады, организуем выезды наших педагогов за рубеж и по России с концертами, мастер-классами, также приглашаем в консерваторию знаменитых современных музыкантов (из Москвы, Петербурга, Киева). С Национальной музыкальной академией Украины имени П.И. Чайковского у нас заключен договор о творческом сотрудничестве, на юбилей мы их ждем в гости. Со второго ноября мы проводили фестиваль «Саратов – Москва – Саратов», завершением которого станет выступление в Большом зале Московской консерватории наших коллективов: студенческого симфонического оркестра, академического хора консерватории и солистов.

Чем ближе к юбилею (он будет проходить в Саратове 23-24 ноября), тем ближе к заключительной фазе, кульминации празднования. 23 ноября в Большом зале Саратовской консерватории пройдет Открытое заседание Ученого Совета консерватории, а на следующий день – праздничный концерт для общественности. Таковы заключительные эпизоды нашего юбилейного марафона.

– Если брать временной отрезок поменьше, скажем, 5 лет… Какие изменения произошли в консерватории?

– Я занимаю должность ректора 4 года, поэтому могу говорить об изменениях за этот период. Прежде всего, проведена реструктуризация вуза. Вместо театрального факультета, теперь у нас – театральный институт. Были открыты новые факультеты, включая факультет среднего профессионального образования (СПО), появились 4 новых кафедры, всего их сейчас — 20. Готовимся открыть детскую музыкальную школу, таким образом, мы охватим все стадии образовательного процесса: предпрофессиональная подготовка – музыкальная школа; средне-специальное образование – факультет СПО; высшее профессиональное образование и послевузовское. Вдобавок ко всему появляются новые аудитории, современные средства обучения, обновлен инструментарий. Концертный зал «Театральный» после пожара 12 лет не эксплуатировался, сейчас он отремонтирован, там проходят репетиции, концерты, спектакли. Мы открыли новую столовую для студентов, после празднования готовимся «запустить» еще один Камерный зал. В обозримом будущем надеемся открыть новое студенческое общежитие, которое будет располагаться в здании бывшего общежития училища химической защиты. Так, мы надеемся решить все наши проблемы, связанные с расселением студентов и сможем принимать больше иностранцев, что нам необходимо для развития.

Другими словами, мы полны планов, но уже сегодня можно говорить о том, что многое сделано. Консерватория развивается, но главное – нам удалось сохранить все традиции, созданные в вузе нашими предшественниками.

– Обучение в консерватории сегодня пользуется популярностью?

– Если говорить по факту, то план приема мы выполняем ежегодно. Хотя очевидно, что конкурсы падают, и количество поступающих сокращается. Это связано с целым рядом проблем, которые мы переживаем, в том числе, и демографического характера, а также, с падением престижа специальности музыканта. Однако ситуация за последнее время начинает стабилизироваться, что позволяет смотреть в будущее с надеждой. Главную задачу мы решаем: готовим специалистов высшей квалификации. Надо сказать, мы принимаем абитуриентов из 38 регионов страны, а также ближнего зарубежья.
У нас сильный педагогический состав: 11 докторов, 29 профессоров, народные артисты РФ, большое количество лауреатов международных, российских и региональных конкурсов. Педагогический коллектив составляет более 250 человек, количество обучающихся – свыше 700 человек. Неслучайно консерватория попала в «зеленую зону» тех вузов, которые сейчас продолжают функционировать. Мы успешно прошли государственную аккредитацию.

– Какие проблемы существуют сегодня в музыкальном образовании?

– Российское музыкальное образование всегда считалось одним из лучших в мире. Сейчас система образовательного процесса меняется. Прежде всего, я имею в виду переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. На этот счет велось и ведется много споров. Тем не менее, игнорировать мировые процессы нельзя, и вот уже в течение двух лет мы ведем прием одновременно и на специалитет, и на бакалавриат, т.е. работаем в русле европейской образовательной системы. Что касается трудностей, их всегда много. Основные проблемы связаны с материальной базой и комплектацией кадров.

– Поддерживаете ли Вы связь с выпускниками?

– Да, конечно. Периодически мы организуем встречи выпускников. Со многими из них мы постоянно контактируем на профессиональной основе: подавляющее большинство наших бывших студентов продолжает работать в этой отрасли. Из музыкальных училищ они отправляют к нам своих учеников в ВПО и СПО, мы выезжаем туда с консультациями, мастер-классами, концертами. Двустороннее общение происходит постоянно. Я с гордостью могу сказать, что наши специалисты востребованы во всем мире. Связь с выпускниками консерватории у нас очень крепкая, и на юбилейные торжества мы также ждем многих из них.

– Существование консерватории в Саратове способствует формированию положительного имиджа города?

– Бесспорно. Более того, консерватория является художественным центром нашего региона. Мы обеспечиваем кадрами буквально все учреждения искусства: филармонию, театр оперетты, оперный театр, театр драмы и ТЮЗ. Я даже не говорю о музыкальных школах и училищах (Балаково, Вольск, Балашов, Энгельс). Консерватория и находится в центре города, и сама является образовательным и художественным центром нашей области. К тому же, Саратов славится своей творческой составляющей, и во многом, этот имидж городу обеспечивает консерватория. Думаю, что само по себе здание консерватории служит для города одним из главных символов.

– Как вы считаете, снижается ли уровень культуры в современном обществе?

– Я не могу однозначно сказать, что он падает. Перспективы развития российского общества во многом определяют дети, они – наше будущее. К счастью, мне приходится встречать много одаренных, талантливых детей. Не так давно в Саратове открылся детский художественный центр, где проходят выставки, концерты, конкурсы. Поэтому я считаю, что перспективы положительные, отток талантливых людей за рубеж начинает прекращаться, и это вселяет надежды. В Саратове есть великолепные театры, музей, филармония, множество высших учебных заведений. Все это говорит о том, что культурный уровень находится на достаточно высокой отметке. Между тем, остается проблема засилья низкопробных телевизионных программ, радиопередач и интернет-публикаций. Это отравляет художественный вкус, тормозит интеллектуальное и духовное развитие, которое необходимо каждому человеку. С этим, конечно, нужно бороться, что мы и делаем, являясь очагом культуры.

– Как, по Вашему мнению, можно исправить эту ситуацию?

– Многое зависит от самих деятелей культуры, а также от руководства страны. Правительство должно быть повернуто лицом к нашим проблемам, понимать и поддерживать региональную культуру. Кое-что уже сделано, некоторая поддержка ощутима и в нашем городе. Однако, кроме коммерческих, нужно решать и просветительские задачи: организовывать бесплатные концерты, встречи с молодежью и прочее.

– Лев Исаевич, удается ли Вам совмещать административную, преподавательскую и исполнительскую деятельность?

– В последнее время основная моя работа – руководящая, но я стараюсь не выпадать из «исполнительской обоймы». У меня много приглашений, к сожалению, от некоторых из них я вынужден отказываться в виду недостатка времени. И для гастрольной, и для репетиционной деятельности необходимо много времени, которым я, порой, не располагаю. Я намеренно не беру много учеников, чтобы уделить тем, кто у меня есть, необходимое внимание. В числе моих подопечных есть очень талантливые студенты как из СПО, так и из ВПО. Я стараюсь совмещать педагогическую и исполнительскую деятельность с основными обязанностями руководителя, хотя, вынужден признать, что это очень трудно.

– Ваше мнение, как исполнителя: отличаются ли современные слушатели от прежних?

– Есть слушатели, которые в любых обстоятельствах постараются прийти на любимый концерт. Существуют настоящие знатоки музыки. Про саратовскую аудиторию хочется сказать отдельно. Это очень профессиональная публика: она отличает хорошее от плохого. На каждый тип концертов и гастролеров находится своя аудитория. Если судить о профессионализме публики, я не могу сказать, что произошли принципиальные изменения. Всегда находились и находятся истинные ценители. Например, на протяжении 27-ми лет у нас проходят органные концерты, соответственно, определилась «органная» публика. Есть «театральные» зрители, которые приходят на все спектакли Театрального института. Есть слушатели, посещающие все концерты симфонического оркестра, академического хора. Интерес не падает, но его надо постоянно поддерживать качественными выступлениями.

– Кто для Вас – образованный человек?

– Это сложный вопрос и однозначно ответить на него непросто. Я не согласен с теми, кто считает, что образованный человек – это тот, кто получил высшее образование. Оно сегодня вполне доступно. Человек может иметь и не одно высшее образование, и при этом не быть интеллигентным и по-настоящему образованным. Количество информации, которую он получил по своей специальности, не является главным признаком его образованности и интеллигентности. Образованность – это синтетическое понятие, включающее в себя интеллектуальную потребность, стремление к умственному и духовному развитию. Такой человек способен не только сохранить ценности, которые человечество выработало на протяжении веков, но и обогатить их. Это интеллигентный человек. Все же я не могу не использовать этот термин, ведь интеллигентность не обязательно подразумевает наличие высшего образования, как и наоборот.

Специально для Делового Саратова. Кристина Фомина

Фоторепортаж «100-летие Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова» можно посмотреть здесь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: