Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Анна Саратовская. Кадровые тонкости: Эффективные инструменты в условиях кризиса

Анна Саратовская. Кадровые тонкости: Эффективные инструменты в условиях кризиса

Как живется российскому рынку труда в режиме санкций, и с помощью каких инструментов бизнес-сообщество сможет выйти из нелегкой экономической ситуации? Ответы на эти и многие другие вопросы «Деловой Саратов» искал в беседе с Анной Саратовской.

Анна Саратовская

Анна Саратовская

Уже больше шести месяцев Россия живет в режиме санкций,  как следствие этого: отток капитала, стагнация промышленности, обанкротившиеся предприятия (список можно продолжать до бесконечности). Впрочем, введение секторальных санкций странами ЕС и Америки сказывается не только на тех отраслях, против которых данные меры направлены. Косвенно, оказались затронуты многие сферы жизни, в частности – рынок труда. «Введение санкций – в целом негативный процесс, повлекший за собой множество экономических и финансовых проблем. Но поскольку он уже случился, то работодателям надо понимать как правильно действовать в этой ситуации: за счет чего можно экономить, а где не стоит вести политику «сбережения рубля», — уверена Анна Александровна, директора кадрового агентства «ЭкоСтатус».

– Еще до введения санкций российская экономика была на грани рецессии. Однако на рынке труда это до сих пор не сказывалось. Изменилось ли что-нибудь за последние месяцы? 

– По своему опыту скажу: у агентств с положительной репутацией и  хорошими, прочными взаимоотношениями с клиентами работа есть всегда. Хотя, безусловно, ощущаются некие опасения, этими опасениями все активно делятся, в том числе с нами, но так, чтобы что-то такое происходило, что нас бы очень сильно беспокоило с точки зрения рынка труда и напоминало бы нам, например, кризис 2008 года, ничего подобного не происходит. Естественно, еще с сентября 2013 года обозначилась явная тенденция: работодатели крайне осторожно ведут себя в плане каких-либо начинаний, соответственно и подбор персонала, вовлекаемого в новые проекты, идет значительно меньше. Но нужно понимать, все что работало, оно так и продолжает работать. И как раз сейчас, когда все новогодние праздники остались позади, мы ожидаем традиционного всплеска спроса на персонал. Соответственно, сейчас активность работодателей повышена.

Очевидно, что в условиях кризиса наиболее актуальным для предпринимателей стал вопрос оптимизации бизнес-процессов. Какой совет Вы можете дать современным предпринимателям в сфере взаимодействия с сотрудниками: как и за счет чего можно сэкономить работодателю без  ущерба рабочему процессу?

— Действительно, сегодня на фоне всех экономических потрясений как никогда ранее, остро стоит потребность в  экономии  средств, с одной стороны, а также сохранения персонала в компании, с другой. Здесь в помощь работодателям наше агентство предлагает такие услуги как «аутсорсинг», «аутстафинг», «аутплейсмент». Долгое время эти слова были исключительно на устах «продвинутых» менеджеров по персоналу. Сегодня в компаниях наступила стадия внедрения этих терминов и процессов.

— Другими словами, аутсорсинг, аутстаффинг и  аутплейсмент можно рассматривать как удачное решение оптимизации затрат в условиях кризиса…  

— Да. Но обо всем по порядку…  Начнем с аутсорсинга. Сегодня, когда каждая копейка на счету, этот инструмент становится особенно выгодным. Он позволяет экономить на содержании собственного штата специалистов, а также  парка оборудования. Аутсорсинг – это средство номер один, когда необходимо минимизировать налоговые потери, исключить затраты на расчет заработанной платы, уменьшить объем административно-кадровой работы (поиск, собеседования, адаптация, мотивация). К услугам аутсорсинга прибегают и если появились вакантные места на короткий период, например, у ключевого специалиста из вашего штата наметился отпуск, декрет, праздники, командировка или длительный больничный. Нередки случаи, когда аутсорсинг выручает работодателей, которым необходим персонал на сезонные работы.

— То есть аутсорсинг незаменим, когда речь идет о ситуации, в которой компании необходимо быстро перейти на режим жесткой экономии.

— Да. Но аутсорсинг может быть полезен не только в плане финансовой экономии. Основной фактор и первопричина роста рынка аутсорсинга — это возможность для клиентов получить доступ к более качественной компетенции, которой обладает поставщик услуги (разработка IT, ведение бухгалтерского учета, маркетинговые исследования, рекламная акция, логистика и т.п.). Например, если говорить о разработке ПО, то для не ИТ-компаний, даже обладающих собственным ИТ-департаментом, эта компетенция не является ключевой. В отличие от заказчика, сторонние разработчики программного обеспечения имеют возможность и заинтересованы в том, чтобы инвестировать в свой персонал, свои процессы и качество, в ноу-хау, которые могут существенно снизить стоимость разработки. Кризис лишь подчеркивает эту тенденцию: в нынешних условиях нельзя вести бизнес небрежно, сегодня компании просто не могут позволить себе содержать неэффективные, непрофильные, затратные подразделения.

— Чем может быть полезно кадровое агентство при решении вопросов аутсорсинга?

— Кадровое агентство «ЭкоСтатус» предлагает услуги своих сотрудников для выполнения работ в сторонней компании. Таким образом мы принимаем на себя часть рисков, связанных с выполненяемой функцией. Так как мы являемся фактическим работодателем сотрудника, то несем всю ответственность за соблюдение норм трудового законодательства, охраны труда, начисления налогов и страховых взносов. Практика показывает, что использование услуг аутсорсеров позволяет сократить издержки компании на 20-25%.

— А в чем заключается преимущество аутстаффинга?

— По сути аутстаффинг или  «выведение персонала за штат компании» — родной брат аутсорсингу. Поясню… Представьте себе, что ваш офис охраняет сторож бабушка-«божий одуванчик», как в известной комедии про Шурика. Если вы отказались от услуг этой бабушки в пользу охранной компании, то вы совершили аутсорсинг, то есть процесс охраны вашего предприятия передали сторонней специализированной организации. Проблемы замены сотрудника теперь решается легко и не вами: нет страха, что сотрудник заболеет или не выйдет на работу и офис останется без охраны. За все несет ответственность охранное предприятие!

— А каких еще сотрудников можно вывести за штат компании?

В основном, это касается непрофильного персонала. К нему  часто относят водителей-экспедиторов, обслуживающий персонал,  курьеров, мерчендайзеров и т.д. То есть тех людей, которые необычайно нужны для фирмы и без которых фирма не сможет и дня прожить, но которые непосредственно не участвуют в создании основного продукта фирмы. Принцип действия аутстаффинга прост: непрофильный персонал будет зачислен в штат на постоянной основе в кадровом агентстве,  а в вашей фирме эти сотрудники будут работать на постоянной основе по договору с кадровым агентством. Ситуацию хорошо проясняет фраза: «числиться будут в одной фирме, а работать в другой», хотя она не отражает в полной мере суть аутстаффинга.

— Для чего нужны такого рода «приписки» и сложности с оформлением?

— Здесь все честно и по закону. Сотрудники в кадровое агентство будут приняты по всем правилам ТК РФ, их права не будут нарушены ни при каких условиях. Фирма, которая воспользовалась аутстаффингом, получает для работы сотрудников.

Какие при этом плюсы? Во-первых, хотя это и не самое главное, кадровое агентство как правило использует упрощенную систему налогообложения, что позволяет ей оптимизировать налоговые выплаты, за счет чего сотрудники, зачисленные в кадровое агентство получают даже немного большую зарплату. Во-вторых, и это самое главное, фирма, освободившаяся от непрофильного персонала, увеличивает управленческий простор для принятия решений.  Например, если фирма троекратно увеличила объем продаж, то вряд ли  уборщица офиса троекратно увеличила скорость уборки.  Все это позволяет выстроить реальные мотивационные схемы для основного персонала. Тут же возникают и многие другие преимущества. Например, при увольнении сотрудника. Если у фирмы возникает потребность в увольнении (например, закрывается какое-либо направление), она не должна предупреждать сотрудника об увольнении в соответствии с ТК РФ, он не должен отрабатывать положенный срок.  И все перечисленные выше и многие другие мероприятия связанные с увольнением, проведут с ним в полном соответствии со статьями ТК, сотрудники кадрового агентства. В-третьих, освободившись от руководства непрофильным персоналом, ваша фирма может заняться, например, управленческим учетом.

— Если подвести некий итог, то какие плюсы от использования аустаффинга получает работодатель?

— Самый главный плюс — работодатель не заключает с работником трудовой договор, а значит, отсутствуют риски трудовых споров. Добавьте сюда еще тот момент, что руководитель получаете определенную мобильность в вопросах привлечения и сокращения персонала, исключается необходимость ведения кадрового документооборота, как результат снижаются нагрузки по бухгалтерскому администрированию персонала, что особенно важно в периоды отчетности; исключение возможных штрафов за неправильное начисление выплат персоналу и соответствующих налогов. Аутстаффинг может положительно сказаться и на политике компании в адрес штатных сотрудников. За счет сэкономленных средств работодатель может расширить социальные программы и программы лояльности для штатных сотрудников. Преимуществ аутстаффинга можно найти предостаточно. Каждая фирма их обнаружит в зависимости от ее видов деятельности, миссии и стратегии. Процесс аутстаффинга также неизбежен, как и процесс повышения профессионализма и специализации кадрового рынка, на которых он и базируется.

— Понятно, что аутстаффинг и аутплейсмент это производные от такого процесса как оптимизация численности персонала. Однако в условиях кризиса, когда процессы слияния, поглощения и реструктуризация компаний, становятся обычным явленияем, работодателю никак не избежать сокращения штата. После кризиса 1998 года в странах СНГ появилась такая услуга как аутплейсмент или консалтинговая услуга для  работодателя по трудоустройству увольняемых сотрудников. Современные российские работодатели прибегают к данному инструменту?

— Конечно. Вы верно отметили, что потребность в аутплейсменте возникает в случаях реорганизации компании, необходимости сокращения персонала. Работодателям аутплейсмент помогает поддерживать репутацию фирмы как порядочного работодателя и партнера, снижает уровень стресса всех сотрудников, вовлеченных в процесс сокращений штата. Таким образом, компания показывает, что ценит своих сотрудников, несмотря на вынужденные увольнения. И самое важное — позитивный имидж оказывает влияние и на тех, кто продолжает работу в компании.

— Кадровое агенство «ЭкоСтатус» оказывает подобные услуги?

— Да. Эту услугу мы еще называем консультированием или помощью в развитии карьеры. Она выгодна как сотруднику, оказавшемуся в списке уволенных, так и самой компании. Судите сами… Грамотная и взвешенная работа наших специалистов позволяет смягчить у сотрудника негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке и, таким образом, кроме помощи в дальнейшем трудоустройстве мы выполняем и еще одну миссию — сохраняем позитивный имидж компании в глазах увольняемых сотрудников.

— Насколько мне известно, кадровое агентство помимо всего прочего предлагает и такую услугу как Тайный покупатель…

— Верно. Услуга «Тайный покупатель» позволяет с одной стороны стимулировать улучшение работы персонала, с другой стороны позволяет проверить это самое качество работы. Многие работодатели на основании результатов проверки могут прийти к выводу какой персонал нужно сохранить в условиях кризиса, а какой уволить в первую очередь.

Услугу «Тайного покупателя»  можно использовать для изучения как собственной компании, так и для изучения конкурентов. Работодатель как директор или другое должностное лицо фирмы, наверное,  не можете быть тайным покупателем для своего предприятия, особенно если фирма достаточно мала и все друг друга знают. В таком случае можно воспользоваться услугами кадрового агентства и отдать задачу в аутсорсинг.

С помощью тайного покупателя можно оценить работу конкретного отдела или специалиста, да и просто попробовать прочувствовать атмосферу на изучаемом объекте. Ведь тайный покупатель пропускает всё через себя и исходя из своих эмоций может завысить или занизить оценку.  И это хорошо.

Возможностей экономить средства и оптимизировать бизнес-процессы сейчас есть и работодателю, как нигде ранее, нужно к ним обращаться. Нужно только все тщательно посчитать и выбрать вид услуги.

Беседовала Екатерина Черкасова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: