Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Роман Репин: Чего не хватает российским дорогам, кроме самих дорог

Роман Репин: Чего не хватает российским дорогам, кроме самих дорог

Кому не приходилось путешествовать по отечественным дорогам? На собственном авто или рейсовым автобусом, так или иначе, с нашими дорогами знаком почти каждый. Нет, сейчас речь пойдет не о второй беде России, а о том, что ее сопровождает – объектах придорожного сервиса, которые у нас также либо отсутствуют, либо находятся в жалком состоянии. От езды по отечественным трассам можно устать так, что отдых в придорожном кемпинге с приличным кафе и чистым туалетом пришелся бы весьма кстати. Однако, водители в России не получают ни ровных дорог, ни комфортного отдыха.

Этой проблемой озадачилось федеральное агентство по дорожному строительству и общественная организация «Опора России», к которой тут же присоединились региональные отделения. Так, Председатель транспортного комитета Саратовской «Опоры России» Роман Репин привез из столицы концепцию развития объектов придорожного сервиса (ОДС) на суд саратовских коллег. Был проведен круглый стол, где бизнесмены и представители власти обсудили возможность строительства ОДС в регионе и различные способы реализации данной идеи. «Деловой Саратов» побеседовал отдельно с Романом Репиным, чтобы узнать подробнее его видение проблемы российских дорог и всего, что их сопровождает.

— Роман, как возникла идея реализации проекта по развитию ОДС?

— Я являюсь Председателем комитета по транспорту Саратовского отделения «Опоры России», поэтому моя прямая компетенция – быть в курсе предложений, которые возникают на федеральном уровне.

К тому же данная проблема, безусловно, назрела, поскольку качество дорожного сервиса, его полнота и даже его наличие часто вызывают серьезные нарекания. У нас есть большие «куски» трассы по 200-300 км, где нельзя встретить ни туалета, ни заправки… Я не говорю даже о каком-то кемпинге или кафе. Поэтому объекты дорожного сервиса – это одна из самых необходимых составляющих дорожной инфраструктуры.

— Вы планируете реализовать такой проект на территории региона?

— С инициативой такого проекта выступил Росавтодор и федеральная «Опора России». Они и подготовили концепцию развития инфраструктуры придорожного сервиса в России. Если она будет принята — за основу или в целом — там и будет описано, что именно должны представлять собой объекты придорожного сервиса (стандарт ОДС), а также, где именно они будут размещаться (генеральная схема размещения).

Будут описаны пилотные проекты, правила их размещения, финансирования и обслуживания, стандарт сервиса, стандарт наполнения сервисами, — все это будет описано в концепции. Пилотным регионом может стать и наша область.

— Цель данного проекта, наверняка, не только в том, чтобы облегчить жизнь водителям, иначе этим не занималась бы «Опора России». Какие возможности Вы видите здесь для малого и среднего бизнеса (МСБ)?

— Да, реализация этой концепции – прекрасная возможность для МСБ, во-первых, заработать, во-вторых, развить новое направление и открыть новые прибыльные точки. Малый и средний бизнес сможет заработать на строительстве и содержании объектов инфраструктуры, создании на них мини-гостиниц, мотелей, магазинов, кафе, оказании прочих услуг и на продаже товаров. Сейчас под Москвой реализуется такой проект, именно о нём я рассказывал на круглом столе. Кроме прочего, там предусмотрены отапливаемые душевые (для всех проезжающих, не только проживающих в гостинице) и зона Wi-Fi. Это вполне назревшие требования времени.

— Изменилось ли Ваше видение концепции после круглого стола, где Вы представили ее коллегам?

— Абсолютно. Дискуссия была очень продуктивной, и вместо одного варианта концепции развития, который я привез из Москвы, мы получили четыре варианта развития инфраструктуры ОДС. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители «Опоры России» и другие заинтересованные лица. Я думаю, что в самое ближайшее время мы вернемся к проработке этого вопроса.

— Какие конкретно новые идеи Вы бы выделили после круглого стола?

— Мне понравилась идея, которую выдвинул представитель министерства экономического развития о том, чтобы реперными точками для ОДС сделать автозаправочные станции некоего монополиста. Инфраструктура там уже есть, остается привлечь малый и средний бизнес, чтобы он построил там гостиницу, беседки, сделал зону беспроводного интернета, другими словами создал там простые и полезные вещи.

Еще один хороший вариант был предложен директором предприятия, занимающегося логистикой. Речь идет о том, чтобы на въездах в Саратов сделать перевалочные площадки, где грузовой транспорт сможет перегружаться на малотоннажники. Сейчас картина в городе такая, что огромные фуры зачастую блокируют дорожное движение и разрушают дороги на улицах города. В Москве, например, въезд в черту города большегрузных автомобилей жестко ограничен или осуществляется в ночное время. У нас же большегрузный транспорт въезжает в центр города и тромбирует дорожное движение. Хотя его вполне можно перегружать на въезде в город на малотоннажные грузовики. В этом случае и город получит облегчение от пробок, которые создают большегрузы, и водители фур сэкономят время, не заезжая в город и не простаивая в бесконечных заторах.

— Не выглядит ли проблема придорожного сервиса несколько неуместной в сравнении с существующей проблемой дорог? А то может получиться так, что мы построим ОДС высокого уровня вдоль разбитых дорог… Или Вы считаете, нужно начать хотя бы с ОДС?

— Да, это справедливый вопрос. На моих глазах уже третий год вложения в дороги уменьшаются. Дорожный фонд изнашивается, 89% полотна уже не соответствуют требованиям стандартов. Ремонт совершенно не покрывает того износа, который происходит каждый год. Насколько я знаю, финансирование на содержание дорожной сети составляет лишь 20% от того, что требуется. Я уже не говорю про капитальный ремонт, речь идет только про текущие вещи, латание дыр! Даже на это не хватает средств. Проблемы абсолютно реальные, которые ведут к большим затратам, но мы имеем то, что имеем, и я думаю, проблемы инфраструктуры ОДС стоят, скорее, параллельно, нежели в зависимости от состояния дорог.

— Говоря о подобных проектах, как правило, речь идет о государственно-частном партнерстве (ГЧП), однако, на деле зачастую такая форма не работает. Как бы Вы прокомментировали ситуацию с ГЧП в нашей стране?

— Я считаю, что ГЧП в нашей стране существует и работает. Просто дело в том, что ГЧП по сути – это не всегда ГЧП в реальности. Фактически, когда государство через аукцион отдает работы частным компаниям, не выполняя их своими силами – это тоже ГЧП, одна из его форм. Это работы, которые делают частные компании, чтобы государственная компания этим не занималась, потому что это не её функция, её цель – создавать основу, системные вещи. Плюс к этому вопрос цены: во всём мире частные компании работают рентабельнее и эффективнее, чем государственные.

— В случае обсуждаемого проекта эта форма представляется Вам наиболее подходящей?

— Я думаю, что здесь ГЧП – единственно возможный путь. Объективно инициатором развития инфраструктуры дорожных объектов является федеральное агентство Росавтодор. Для меня очевидно, что Росавтодор – огромное предприятие, целью существования которого является строительство и поддержание исключительно федеральных трасс, таких, как М5, М4. Они не будут и не должны строить туалеты и душевые на трассе. Это не их компетенция и не их задача. Это должен делать малый и средний бизнес на основании конкурсов и тендеров.

— Это как раз и есть одна из целей проекта – развитие МСБ…

— Верно. Я вижу здесь для малого и среднего бизнеса возможность заработать на объектах дорожного сервиса вблизи федеральных трасс: как на их строительстве, так и при эксплуатации. Малое предпринимательство сможет создать в этих оазисах цивилизованный бизнес, создать рабочие места вдали от больших городов, получить прибыль и быть полезным обществу.

 

Специально для «Делового Саратова». Кристина Фомина.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: