Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Владимир Пожаров: «Мы не ждем лучшего инвестиционного климата – мы создаем его сами»

Владимир Пожаров: «Мы не ждем лучшего инвестиционного климата – мы создаем его сами»

О стратегии социально-экономического развития области, реализации инвестиционных проектов, поддержке малого и среднего бизнеса и других направлениях работы экономического ведомства облправительства министр экономического развития и торговли Саратовской области Владимир Пожаров рассказал газете «Коммерсантъ».

Владимир Александрович, одна из основных задач нынешнего областного Правительства – привлечение инвестиций. Чем это обусловлено и что удалось сделать за прошедшие месяцы текущего года?

Дело в том, что размер государственного долга области, доставшийся нам в наследство от предыдущего Губернатора, близок к критическому. На нынешний момент это порядка 36 млрд. рублей. Обслуживание и погашение долга отвлекает огромные бюджетные средства. Поэтому инвестиции, как генератор дополнительных доходов бюджета, играют для нас важнейшую роль.

За 9 месяцев текущего года, по предварительной оценке, объем инвестиций составил порядка 69 млрд рублей. Это на 12% больше, чем за аналогичный период 2011 года.

А какова их структура?

Структура инвестиций такова – собственные средства предприятий (это их прибыль и амортизация) составили порядка 46%, привлеченные (банковские кредиты, заемные средства других организаций, бюджетные инвестиции) – 54%. При этом на развитие экономики и социальной сферы направлено порядка 61,5 млрд рублей. Порядка 71% инвестиций приходится на крупные и средние предприятия, а остальные – на субъекты малого предпринимательства.

Какие отрасли в приоритете у инвесторов? Где сегодня интересно тем, кто решается вкладывать деньги в нашу область?

Основной объем инвестиций пришелся на предприятия и организации обрабатывающей промышленности – почти 32,5% от общего количества. Это значит, что внутри региона увеличивается глубина переработки сырья, что у нас создаются новые высокотехнологичные рабочие места, растут объемы производства, а значит, вырастут, в конечном счете, доходы населения и бюджета.

Отрасли транспорта и связи привлекли почти 24%, теплоэнергетики – около 20% от общего объема инвестиций. К сожалению, не так значительны вложения в сельское хозяйство – всего 4,7%, но здесь свою негативную роль сыграла засуха, заставившая сельхозтоваропроизводителей направлять средства не на расширение действующих и не на создание новых производств, а на спасение существующих.

Индикаторы инвестиционной политики области

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. рублей 120,8 134,8 150,6 164,6
Иностранные инвестиции, млн. долларов 183,4 195,1 209,3 225,7

Согласно действующей Программе социально-экономического развития, в 2013 году объем инвестиций в экономику региона должен составить около 135 млрд рублей, в 2014-2015 годах — 150,6 и 164,6 млрд рублей соответственно. Насколько реалистичны эти цели и за счет чего они будут достигнуты?

Хотел бы еще раз подчеркнуть, что Программа социально-экономического развития области – это не оторванный от жизни документ, созданный чиновниками в кабинетной тиши. Ее положения прошли через общественные обсуждения, экспертизу ученых и бизнес-сообщества, через большое количество рабочих групп и комиссий профильных министерств и ведомств. Ее цели и контрольные показатели соответствуют актуализированной Стратегии развития региона до 2025 года. А действующие долгосрочные областные целевые программы и программы социально-экономического развития муниципальных территорий, в свою очередь, приводятся сегодня в соответствие со среднесрочной Программой развития до 2015 года. Говоря иначе, на сегодняшний день Правительством выстроена целостная система прогнозирования и управления процессами социально-экономического развития нашей губернии как единого целого.

Когда мы разрабатывали Программу, мы основывали свои расчеты на объемах инвестиций, которые прогнозируется привлечь в крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории нашей области в 2012-2015 годах. На момент принятия Программы таких проектов было порядка пятидесяти.

Крупнейшие инвестиционные проекты Саратовской области, реализуемые и планируемые к реализации в 2012-2015 годах (муниципальный разрез)

г. Саратов

ООО «Газпром трансгаз Саратов» (11,0 млрд. руб.);

ОАО «БАТ-СТФ» (3,4 млрд. руб.);

ОАО «Саратовнефтепродукт» (3,1 млрд. руб.);

ОАО «Саратоворгсинтез» (1,1 млрд. руб.);

ОАО «СЭПО» (1,0 млрд. руб.);

ОАО «ФСК ЕЭС» (9,3 млрд. руб.);

МУПП «Водоканал» (7,0 млрд. руб.);

ГК «Содружество» (12,0 млрд. руб.);

ООО «ЕПК-Бренко Подшипниковая компания» (1,2 млрд. руб.);

ОАО «Лукойл» и ООО «СНФ Балтреагент» (2,0 млрд. руб.);

ООО «Синекс-Недвижимость» (1,5 млрд. руб.);

ОАО «Саратовстройстекло» (3,5 млрд. руб.);

ОАО «Регионы» (4,0 млрд. руб.);

ОАО «Саратовский НПЗ» (1,7 млрд. руб.);

ОАО «МРСК Волги» (14,1 млрд. руб.);

предприятия ОПК (9,4 млрд. руб.);

строительство жилых микрорайонов (83,4 млрд. руб.);

ЗАО «Жировой комбинат» (1,7 млрд. руб.);

Саратовский район

строительство аэропортового комплекса «Центральный», г. Саратов (15,9 млрд. руб.);

ЗАО «РБП» (1,5 млрд. руб.);

ООО «Девон-Альянс» (5,5 млрд. руб.);

Mirland Development Corporation (2,8 млрд. руб.);

ООО «Отдых 2010» (0,6 млрд.руб.);

строительство западного обхода Саратовского железнодорожного узла (5,3 млрд. руб.);

Энгельсский район

Строительство жилых микрорайонов (3,9 млрд. руб.);

ООО «Логопарк Саратов» (4,2 млрд. руб.);

ООО «Хвалынский свинокомплекс» (2,5 млрд. руб.);

строительство жилых микрорайонов (8,0 млрд. руб.);

Марксовский район

НП ХК «Инкотекс» (0,7 млрд. руб.);

ЗАО «Племзавод «Трудовой» (0,8 млрд. руб.);

Федоровский район

ООО «Volga Gas plc» (0,2 млрд. руб.);

Красноармейский район

ООО «Урожай» (Агроинноватика) (7,0 млрд. руб.);

Вольский район

Holcim Group – ОАО «Вольскцемент» (3,4 млрд. руб.);

ООО «АгроСоюз» (2,3 млрд. руб.);

ООО СХПК «Элита-С» (2,3 млрд. руб.);

строительство жилого микрорайона (3,1 млрд. руб.);

Балаковский район

Балаковская АЭС (10,1 млрд. руб. + 41,2 млрд. руб.);

ООО «БМУ» (6,0 млрд. руб.);

ОАО «РусГидро» — СарГЭС (9,2 млрд. руб.);

ОАО «БРТ» (1,3 млрд. руб.);

ОАО «Северсталь» (21,3 млрд. руб.);

ООО «Эр Ликид» (1,2 млрд. руб.);

ЗАО «Балаковоцентролит» (3 млрд. руб.);

строительство жилого микрорайона (2,2 млрд. руб.);

Ершовский район

реконструкция ремонтного локомотивного депо (5,3 млрд. руб.);

Дергачевский район

ООО «Диалл Альянс» (II очередь – 5,0 млрд. руб.);

Татищевский район

ОАО «Михайловская ПТФ» (2,0 млрд. руб.);

ООО «АгроТехнологии» (10,8 млрд. руб.);

Калининский район

ООО «Рамфуд-Поволжье» (1,6 млрд. руб.);

Балашовский район

ООО «МакПром» (1,8 млрд. руб.);

Аткарский район

ОАО «Аткарский МЭЗ» (0,7 млрд. руб.).

При принятии новой Программы социально-экономического развития области Правительство сменило ранее принятый инновационный сценарий на ресурсно-инвестиционный. Означает ли это, что от инноваций мы отказались?

Не совсем так. Вернее даже, совсем не так. Просто мы решили не обманывать себя и других сказками про моментальный «большой инновационный скачок», а сделать первоначальную ставку на максимально эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов и производственных мощностей. То есть того, что может дать экономический эффект в относительно короткие сроки. Инновации же были и остаются одним из приоритетных направлений нашей работы на перспективу.

Напомню, что в качестве одной из целей реализации Программы социально-экономического развития области до 2015 года определено создание в области «экономики знаний», обеспечивающей формирование в регионе устойчивого спроса на инновационные разработки, внедрение новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Однако переход на инновационный путь развития требует не только желания, но и времени.

А возможности у нас для этого есть?

Да, безусловно. Основой научно-инновационного потенциала области является вузовская, академическая, отраслевая наука, а также научные подразделения промышленных организаций. У нас 11 вузов, 8 институтов и филиалов институтов РАН, 43 отраслевых научно-исследовательских института и организации, 140 малых предприятий научно-технической сферы.

Однако, не смотря на все это, Саратовская область в рейтинге инновационного развития регионов Российской Федерации, составленном Высшей школой экономики, занимает 47 место из 83-х. Почему?

Потому, что переход к инновационной модели развития требует создания механизма эффективного использования инновационного потенциала и коммерциализаций инноваций. А для этого нужны, как я уже говорил, не только желание, возможности и время, но и деньги, то есть инвестиции. Причем большие.

Индикаторы промышленного комплекса области

Показатели 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Число предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность 87 90 95 100
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационно-активными предприятиями продукции, в процентах 10,5 11 12,5 14
Затраты на технологические инновации, млрд. рублей 3,7 4 4,5 5

Что делается для того чтобы в область пришли «большие инвестиции»?

В нашей области действует порядка двух десятков нормативных правовых актов, обеспечивающих благоприятные условия, в том числе льготный режим налогообложения, для участников инвестиционной деятельности.

К примеру, организации-инвесторы, реализующие инвестиционные проекты и осуществившие капитальные вложения в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики области в размере не менее 50 млн. рублей, а в строительстве не менее 650 млн. рублей пользуются рядом преференций. Это снижение налога на прибыль с 18 до 13,5%, это освобождение от уплаты транспортного налога, это снижение ставки налога на имущество до одной десятой процента.

Однако, на мой взгляд, поддержка государства должна проявляться не только и не столько в предоставлении льгот для отдельных категорий инвесторов, сколько в создании на территории нашей области благоприятного инвестиционного климата для всех предпринимателей путем активного вовлечения в хозяйственную деятельность потенциала региона, проведения мероприятий по снижению инвестиционного риска и мер по усовершенствованию нормативно-правовой базы.

Какие факторы, по Вашему мнению, сегодня негативно влияют на областной инвестиционный климат?

Мне кажется, более объективным здесь будет мнение самих инвесторов. А они считают, что к основным негативным факторам, характерным как для Саратовской области, так, впрочем, и для большинства субъектов Российской Федерации, можно отнести, во-первых, длительность процедуры прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации и выдачи администрациями муниципальных образований разрешений на строительство. Срок прохождения данных документов может длиться более 2 лет – это же просто бред какой-то! Во-вторых, это высокая стоимость энергоресурсов и подключения к коммунальным сетям. В-третьих, это длительность процедуры согласования кредитными учреждениями заявок на получение финансовых средств. Кроме того, негативными факторами являются недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, а также отсутствие в государственной и муниципальной собственности в большинстве районов земельных участков, пригодных для инвестиционных проектов. И, конечно же, необоснованно высокая стоимость земли (включая права аренды) в г. Саратове.

А что положительного область имеет в этой сфере? Каковы наши преимущества?

Наше естественное преимущество – это выгодное географическое положение и удобная транспортно-логистическая развязка. Кроме того, регион обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего строительного сырья. Сюда же можно отнести и избыточное производство электроэнергии, и высокий уровень газификации населенных пунктов, и достаточно развитую финансовую инфраструктуру. Однако есть еще один немаловажный положительный фактор, о котором часто забывают аналитики – это политическая стабильность, которая наступила в нашей области с приходом нынешнего Губернатора Валерия Васильевича Радаева.

Мы сейчас больше говорили об инвестициях в крупный бизнес. А как у нас обстоит дело с малым и средним предпринимательством?

В нашей области принята долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства», рассчитанная на 2012–2015 годы. Ее целью является обеспечение условий устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предпринимательства, развития инфраструктуры его поддержки и привлечение для этого ресурсов из различных источников.

Из регионального бюджета на эти цели в 2012 году было направлено 36 млн. рублей, из федерального привлечено 97 млн.. В 2013 году планируется направить 100 млн. рублей из областного бюджета, что позволит нам в рамках софинансирования дополнительно привлечь в сферу малого и среднего предпринимательства порядка 400 млн. рублей федеральных средств. Всего же объем инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства должен составить по итогам 2012 года 4,6, а 2013года — 5,2 млрд. рублей соответственно.

Кстати, на одном из недавних совещаний Вы говорили о том, что в этом году серьезно активизирована работа муниципалитетов в этом направлении?

Да, действительно, к настоящему моменту порядка 95% районов уже приступили к реализации собственных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Софинансирование муниципальных программ из областного и федерального бюджетов направлено на увеличение количества субъектов малого предпринимательства в приоритетных для этих районов сферах деятельности. В этом году оно составит порядка 50 млн. рублей. Мы прогнозируем, что в результате по итогам 2012 года количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий области достигнет 26,8 тысяч единиц, а по итогам 2013 –уже 28,3 тысячи.

Индикаторы предпринимательской деятельности

Показатели 2012год 2013год 2014год 2015год
Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий, тыс. ед. 26,8 28,3 29,8 31,4
Доля среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области, в процентах 25,7 26,5 27,3 28,5
Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей 4,6 5,2 5,8 6,5
Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства области, применяющих специальные режимы налогообложения, млрд. рублей 3,6 4,2 4,8 5,5
Средняя заработная плата в субъектах малого предпринимательства, тыс. рублей 12,4 14,0 17,1 20,0

Ясно. А через какие структуры на сегодняшний день осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса? Планируется ли создание новых институтов поддержки предпринимательства, в том числе инновационного?

На сегодняшний день — это гарантийный фонд, фонд микрокредитования, венчурный фонд, областной бизнес-инкубатор для стартующих малых предприятий в г. Саратове, муниципальный бизнес-инкубатор в г. Балаково.

В перспективе в рамках государственно-частного партнерства мы планируем создать корпорацию развития области, полноценный технопарк, современный индустриальный парк, фонд посевных инвестиций, центр кластерного развития, особую экономическую зону.

И заключительный вопрос. Каковы на Ваш взгляд, как экономиста, перспективы нашей области в части улучшения инвестиционного климата?

Президент России Владимир Владимирович Путин в одном из своих недавних выступлений поставил задачу – создать лучший, конкурентный инвестиционный климат. И многие не восприняли эти слова на свой счет, посчитав, что все будет сделано за них и без них. А мы не ждем «лучшего инвестиционного климата», мы создаем его сами. За счет увеличения господдержки малого и среднего бизнеса, расширения участия в федеральных целевых программах и других направлений работы областного Правительства.

Ася Сафиуллина

Газета «Коммерсантъ» 30.11.2012

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: