Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Дмитрий Потапенко: «90% проблем наших предпринимателей – в глупости…»

Дмитрий Потапенко: «90% проблем наших предпринимателей – в глупости…»

Недавно в Саратове прошел первый региональный форум «Ритейл-2015. Перезагрузка». Его спикерами стали известные в России бизнес-тренеры, экономисты и предприниматели. Пожалуй, не будет преувеличением назвать главной фигурой форума Дмитрия Потапенко —  управляющего партнера Management Development Group Inc., генерального управляющего розничных сетей «Пятерочка» и «Карусель». Год назад на аналогичном мероприятии в г. Пензе Деловой Саратов уже беседовал с Дмитрием об экономическом кризисе и санкциях. На сей раз, мы поговорили о проблемах регионального ритейла и настроении россиян, спустя год после начала кризиса.

potapenko3Дмитрий, Вы, наверняка, уже бывали в нашем городе…

— Конечно. В свое время здесь открывалась франшиза «Пятерочки», поэтому, в Саратове я был еще в 90-х годах. Человеку, который с 89 г. занимается развитием розницы и производства на территории России, сложно не побывать, в том числе и в Саратове.

В связи с этим у меня к вам такой вопрос: находите ли вы какие-то отличия саратовского рынка от рынков других регионов?

— К сожалению, этот вопрос возникает практически в каждом городе. И я всегда вынужден огорчать, что все несчастливые семьи, как говорил Лев Николаевич Толстой, несчастны по-разному, и только счастливые — счастливы одинаково. При этом у российских городов есть общая черта: почему-то они себя чувствуют очень самобытными. Но города все одинаковы! Говорить о том, что у каждого города есть какая-то специфика, неверно. Ее нет.

Яркий показатель: как только приходит крупный федерал, транснационал, он сносит все к чертовой матери – весь наш бизнес и нашу самобытность. Федеральные и транснациональные стратегии выигрывают сплошь и рядом. Федерал здесь такой же, как и в другом регионе. Отличий в рынке нет, и не будет. Не надо тешить себя иллюзиями.

Саратовские предприниматели Вас спрашивали о том, как избежать давления федеральных сетей. Часто ли Вы слышите такие вопросы в других регионах?

— Вопрос различий местного ритейла в отношении транснационалов и федералов – это законный вопрос. И будет хорошо, если люди найдут на него ответ сами или с моей помощью. Потому что когда люди утверждают, что мы такие же, как федералы – это ложь. Когда мне говорят: «Вот мы построили свой бизнес, так почему же мы не выживем?», я отвечаю простыми цифрами: было 2500 сетей, осталось 1500. Судите сами. До тех пор, пока не произойдет жесточайшего распозиционирования с транснационалами и федералами по ассортименту, по локации, по банальной выкладке товара и т.д., вы не выживете. Потому что там, где танки, трава не растет!

Предприниматели этого не понимают? Или просто не разделяют это мнение?

— Не понимают. Это адаптивная психика. Люди мыслят так: раньше мы зарабатывали этой стратегией, а тут нам предлагают все поменять до основания, но это практически невозможно. Как они построили свой ритейл? Скопировали его с федерального. Но если сказал «а», говори «б»: скопировал с федерала, также расширяйся, делай инвестпрограмму, выходи на IPO… А как только ты замораживаешься в развитии, ты умираешь.

Другой вопрос. В прошлом году мы с Вами разговаривали о санкциях, когда все еще только начиналось. Прошел год. Как бы вы оценили их последствия?

— А что там оценивать? Импорт упал на 38%, а производство выросло всего на 3,6%. Собственно говоря, импорт заместил импорт. Другими словами, мы стали покупать тот же импорт, только с другими документами. Кому мы сделали хуже? Зато мы подняли белорусскую экономику: папайя, ананасы, лосось, креветки… просто перебивка документов. Россияне точно этого хотят? Может, надо было просто ввести налог на Беларусь? Официально вычитать из зарплаты не 40, а 50%, так и назвать: налог на Беларусь – 10%. Я посмотрел бы, как наши сограждане отреагируют. Бунт был бы на раз-два. А тут завуалировано изымают деньги, и все хорошо.

Во многих федеральных СМИ звучит информация о том, что россияне стали отходить от кризиса, настроение становится оптимистичным. Такие статьи подкрепляются результатами проведенных социальных опросов. Как, по-Вашему, соотнести эту информацию с ежедневным ростом цен и очевидным падением покупательской способности?

— Это нормально. Это называется «Стокгольмский синдром» — через 72 часа с заложниками происходят фатальные изменения, и они начинают поддерживать идеи террористов. Человеческая психика очень гибкая: вы не можете постоянно находиться в состоянии стресса – вы начинаете адаптироваться и говорить, что стресс – это нормально.

Вообще я все жду, когда наши власти запретят интернет, разгонят большую часть СМИ и закроют поездки за рубеж. Вот тогда счастье возрастет в разы! У людей не будет альтернативы, а то, что станет прорываться из неодобренных источников, будут называть пятой колонной и диссидентами, которых надо просто пересажать. И будет, как раньше: «Как хорошо в стране советской жить!»

А в росте цен знаете, кто виноват? Ритейлеры. Все нормально, это они задирают цену! На самом деле это шутка на грани шутки. Дело в том, что ритейл – это пока единственная отрасль, где еще нет государства. А вот депутаты ЛДПР уже предлагают национализировать розницу. Тех, кто это поддерживает и кричит «ура», я бы хотел спросить: вы в магазины будете заходить по партийному списку? Или, как в Венесуэле, два раза в неделю, а полиция будет отлавливать вас по паспорту? Все это мы уже проходили. Более того, есть даже образцы, как это сделано в социалистических странах. И Венесуэла тому яркий пример.

Можете ли Вы оценить за минувший год, сколько погибло ритейлеров из-за кризиса?

— Не из-за кризиса. А из-за кризиса в голове. Здесь как раз кризис в голове. Неумение адаптироваться и вовремя измениться. По моим оценкам, погибло около 15-20% за год, и будут погибать дальше.

Как долго это продлится, по Вашему мнению?

— До тех пор, пока не будет распозициоирования. Пока слово мАркетинг, а не маркЕтинг не войдет в голову, будут загибаться дальше и больше. К сожалению, 90% проблем наших предпринимателей, меня и моих коллег, — в глупости, а не в каких-то внешних условиях.

 

Беседовала Кристина Фомина. Специально для Делового Саратова

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: