Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Михаил Волков: «Полюбив саратовскую гармонику, не разлюбишь никогда»

Михаил Волков: «Полюбив саратовскую гармонику, не разлюбишь никогда»

В этом году дом культуры «Россия», что находится на 3-ей Дачной, отмечает 55-летие со дня основания. День рождения также празднует ансамбль «Озорные колокольчики», который был основан 45 лет назад при доме культуры. Вот уже почти полвека музыканты хранят и развивают традиции игры на саратовской гармонике. Мы поговорили с неизменным участником ансамбля Михаилом Волковым, который рассказал нам о том, как был основан коллектив, о самых запоминающихся концертах и поделился редкими фотографиями из личного архива.

— Михаил Иванович, ансамблю «Озорные колокольчики» в этом году исполняется 45 лет. Каков его состав сегодня, какие у вас планы?

— В этом году мы объявили набор в наш коллектив. Главная задача — создать ансамбль заново. Наш руководитель Дмитрий Леонидович Быстров должен организовать прославленный ансамбль, в состав которого войдут мастера, уже давно выступающие с нами, и ребята, только начинающие свой путь в народном творчестве.

— Детям интересна игра на гармонике? Как происходит отбор в ансамбль?

— Набираем детей по интересам, талантливых, усидчивых, которые хотят заниматься. Начинаем с садика. Или берем тех, кого приводят родители. Кому понравилось, кто втянулся, те остаются. Нужно терпение, игра на гармошке — трудное занятие. Заниматься очень тяжело. Из тридцати ребят, а порой приходят целыми классами, остаются два-три человека. В нашем ансамбле играют на саратовских гармониках с колокольцами — классических, пикколо, сапожках, самоварах. На базе обыкновенной гармони мастера изготавливают чудные инструменты, которые способны привлечь внимание зрителя.

— Как был образован ансамбль «Озорные колокольчики»?

— Дом культуры «Россия» был открыт 5 ноября 1963 года. В то время культурно-развлекательному досугу рабочего класса уделялось куда больше внимания, чем сейчас. ДК «Россия» стал одним из подшефных учреждений завода СЭПО. Многие работники завода, жители окрестных районов посещали клуб, здесь проводились торжественные мероприятия, давались концерты народных инструментов.

В 1973 году было решено организовать при клубе ансамбль, в котором играли бы на саратовской гармонике. Ведь этот инструмент — символ Саратовского края. В качестве руководителя выбрали Станислава Николаевича Попова, который в то время работал в Городском Дворце пионеров.
Попов начал набор пионеров в новый ансамбль. Станислав Николаевич прежде всего обратился в местные школы. Активное участие в отборе кандидатов приняла 41 школа на Тверской улице. Здесь учились братья-близнецы Силашины, мать которых работала в музее ДК «Россия». Именно из этой школы к Попову пришли первые ученики. Это были восьми-, девятилетние мальчики, старательные, терпеливые, талантливые. Сегодня их имена хорошо известны в музыкальной среде — Сергей Шалимов, Игорь Юдин, братья Силашины, Олег Никитин. Я тоже пришел вместе со всеми ребятами.

Станислав Николаевич обучал игре на саратовской гармонике без нот, на слух. Начинали с самой простой мелодии «Я на горку шла». Музыкальные отрывки долго отрабатывались, пока их исполнение у нас не доходило до автоматизма.

Для репетиций и выступлений сначала использовали небольшие сувенирные гармошки ценой 30 рублей. Позже, когда коллектив стал популярным, для нас персональные гармони диапазоном 5 голосов изготавливали такие мастера, как Чернозубов, Тебучёв.

Название коллективу выбрали сразу. «Озорные» — потому что мальчики были такими, «колокольчики» — в честь отличительной черты саратовской гармони.

— Когда начались первые выступления?

— С 1974 года ансамбль стал постоянным участником детских утренников, новогодних елок, праздничных концертов в ДК «Россия».

Прошло время, музыканты окрылились, оперились, стали участвовать в более серьезных мероприятиях. Нам раздали хорошие персональные гармошки. Ансамбль начал «звенеть». Маленькие гармонисты быстро завоевали любовь местной публики, на нас обратили внимание руководители и представители власти.

В 1977 году нас направили с советской делегацией на II фестиваль германо-советской дружбы в ГДР. Можно представить, какой восторг вызвала эта поездка у нас, в то время, когда страна была закрытой, и поездки за рубеж были подобны путешествию на другую планету. Мы радовались полетам на самолетах, посещению новых мест, достопримечательностей, магазинов.

В Германии состоялось несколько концертов в разных городах. Везде принимали юных саратовских гармонистов на ура. На сцене мы были одеты в народные костюмы, играли слаженно, ярко. На заключительном концерте в Магдебурге нам вручили золотые медали конкурса. В первый раз за эти медали мы получили премию — по 30 рублей. Отдали родителям.

В том же году мы посетили с концертами Украину в честь открытия памятника Брежневу в Днепродзержинске. Нас принимали на ура. Такие маленькие пионеры так хорошо играли, звонкая гармонь с колокольчиками — всем очень нравилось.

— Какие музыкальные композиции вы выбирали для выступлений?

— Репертуар мы увеличивали постепенно. Разучивали мелодию, обыгрывали ее, и когда она начинала звучать слаженно, играли на концертах. Начинали с «Я на горку шла», «Саратовских переборов», «Барыни».

— Какие поездки вам запомнились?

— В 1978 году мы посетили Братиславу, город-побратим Саратова. В этом же году ансамбль в составе коллектива саратовской пионерии выступил во Дворце съездов в Москве на концерте, прошедшем для участников XVIII съезда ВЛКСМ. Запомнились огромные залы, встречи с первыми лицами страны. И везде саратовская гармоника находила теплый прием. Никого не оставляло равнодушным задорное звучание гармони с колокольчиками. Благодарили за игру нас все — от простых рабочих до партийных руководителей.

В 1979 году мы ездили с концертами в Алма-Ату, где прошел фестиваль советско-казахской дружбы, а также снова побывали в Братиславе. Столицу Чехословакии мы посетили не один раз, и каждый раз привозили с собой и приятные впечатления, и сувениры.

Одни из самых запоминающихся гастролей были по Севастополю. В 1980 году ансамбль в составе саратовского сборного коллектива поехал на праздник, приуроченный ко Дню ВМФ. Здесь мы выступили на крейсере «Жданов» перед тысячами зрителей. Военные офицеры и моряки с воодушевлением приняли нашу игру, аплодировали нам и вызывали на бис.

— Как вы проводили время в поездках?

— Вначале по прибытии проходили инструктаж. Учили нас всему — как говорить, куда ходить, в общем, ни шага вправо или влево — только прямо. Затем репетировали, выступали. Пара часов перед отбытием отводилась для посещения магазинов. Выдавали деньги, рассказывали, куда можно сходить. Мы ходили за покупками, смотрели город. Как-то зашли в магазин мороженого на одной из центральных улиц Братиславы. Перед нами, детьми, которые в советское время могли купить только пломбир, да и то не часто, вдруг предстала витрина с множеством сортов мороженого. Пожилой продавец очень удивился, когда мы достали крупные банкноты, которые нам перед этим выдали. Почти все выданные на поездку деньги в тот раз мы потратили на мороженое.

— Родители были довольны вашим участием в ансамбле, поездками?

— Конечно. В школе быстро распространились слухи о том, что несколько учеников ездят за границу, пользуются успехом. В ДК «Россия» потянулись дети, и все они хотели стать участниками ансамбля «Озорные колокольчики». Половина пришедших на отбор отсеивалась сразу, другую половину Попов начинал обучать, многие не выдерживали, не хватало терпения. Оставались единицы. Пришли Мирошников, баянист Игуменов с сыном Романом. Всего через ансамбль до 90-х годов прошло более 100 человек.

В 80-е годы в ансамбле играли 30 человек. В составе были такие музыканты, как Михаил Гуляев, Игорь Чибезов, Рушан Рахматуллин, Анатолий Мухин, Сергей Самусенко, Понарин. Мы выступали на всех общенародных праздниках — на Первое Мая, День Победы, 7 ноября. «Озорных колокольчиков» часто приглашали в партийные поездки, на всесоюзные и международные фестивали. Мы побывали в Словакии в 1980 году, на фестивале советско-вьетнамской дружбы в Иркутске в 1981 году. В 1982 году сопровождали саратовскую делегацию в Астрахани, в 1983 году выступали с концертами в Болгарии. В 1987 и 1988 годах ансамбль принял участие во II и III Всесоюзных фестивалях народного творчества, где неизменно занимал первые места.

— Вы волновались тогда? Волнуетесь ли сейчас перед выступлениями?

— Было волнение, азарт, адреналин. Например, во Дворце съездов в Москве — огромные залы, высокопоставленные зрители. Сейчас тоже волнуюсь, не так, конечно, сильно, но есть волнение. Ведь во время живого выступления всегда есть шанс совершить ошибку — игра захватывает, играют музыканты воодушевленно, порой забывая о технике. Гармонисты говорят: не ошибся — плохо сыграл.

— Что происходило с ансамблем в годы перестройки?

— В 1989 году С. Н. Попов по состоянию здоровья решил прекратить руководство «Озорными колокольчиками», оставшись работать только во Дворце пионеров. Руководство взял на себя Александр Васильевич Ахтырченко, получивший в качестве руководителя ансамбля звание «Заслуженный работник культуры РФ». Однако вскоре руководящий пост он передал одному из ярких баянистов коллектива — Анатолию Мухину. В составе тогда были такие музыканты, как Есенкин, Торонов, Глухов, Свидерский, Жданова.

Мухин руководил «Озорными колокольчиками» в непростые 90-е годы. В это время государственная поддержка самодеятельных музыкальных коллективов народного творчества сошла на нет. Некоторые музыканты ушли из ансамбля, кто-то занялся сольной карьерой. Сергей Шалимов основал собственный ансамбль «Саратовская гармоника». Рушан Рахматуллин впоследствии стал работать в филармонии, был заместителем директора. Евгений Яркин, тоже выступавший в «Озорных колокольчиках», работает ныне во Дворце детского творчества в Ленинском районе, учит подрастающее поколение игре на саратовской гармонике.

Многие участники ансамбля впоследствии стали военными, офицерами. Поэтому коллектив часто приглашали выступать в военные училища. На сцене вместе с одетыми в народные костюмы музыкантами играли на гармониках учащиеся в военной форме. Будущие офицеры гордились своими музыкальными навыками, ведь это поднимало престиж училища. Андрей Коротенко, начинавший в нашем ансамбле в качестве гармониста, стал полковником танковых войск, а выйдя в отставку, решил вновь заняться музыкой и выступает с нами на концертах.

Мой дом был рядом с ДК «Россия». После работы, по пути домой, всегда заходил в ДК, репетировал, оттачивал мастерство. Неизменно оставался в родном ансамбле.

— В 90-е годы самодеятельным музыкантам приходилось непросто. Но вы сумели сохранить ансамбль. Где вы репетировали, где выступали?

— В 1996-1997 годах в коллективе практически не осталось старожилов, кроме Мухина и меня. Пришло время набирать новый состав. В этот период в ансамбль пришли такие известные музыканты, как Артём Дробышев, Екатерина Губина, Валентина Дёмина. На этот раз коллектив почти полностью оказался женским. Девочки 12-13 лет с удовольствием учились игре на гармонике и сумели сохранить традиции «Озорных колокольчиков». Мухин учил новых гармонистов играть по нотам, что значительно упростило учебный процесс. Позднее один из участников ансамбля, Самусенко, издал первый в России самоучитель игры на саратовской гармонике.

Почти 5 лет, начиная с 1995 года, коллектив выступал в основном на теплоходах, часто путешествовал по Волге на пароходе «Тимирязев». Такие поездки не давали нам забыть навыки публичных выступлений и были развлекательными одновременно.

В 2000-х годах состав коллектива вновь сменился. Пришла вокалистка Любовь Качкова, исполнявшая частушки и народные песни под аккомпанемент саратовской гармоники. Коллектив ансамбля снова стал детским. Школьники все так же стремятся научиться играть на саратовской гармонике — нашем уникальном музыкальном инструменте.

В 2000 году ансамбль выиграл всероссийский фестиваль «Веснушка-2000». В 2005 году получил Почетную грамоту Министерства культуры Саратовской области. С 2011 года «Озорные колокольчики» неизменно участвуют в фестивале «Звучит гармонь саратовская».

— В 2000-е годы саратовская гармоника снова начала пользоваться большой популярностью. С чем это связано? Почему именно гармоника с колокольчиками привлекает всеобщее внимание и стала символом Саратова?

— В 2014 году правительство области заинтересовалось традициями саратовской гармоники. Валерий Радаев постановил провести в Красноармейске фестиваль саратовских гармонистов, приуроченный к юбилею Краснормейского ансамбля саратовской гармоники. «Озорные колокольчики» заняли почетное второе место. В фестивале приняли участие более 360 музыкантов. К сожалению, саратовскую гармонику представляли не более 10-ти из них. Мастерство саратовской гармоники, не поддерживаемое на государственном уровне, грозит вовсе исчезнуть. Хотя мастерские по изготовлению гармоник с колокольчиками у нас возрождаются, пример тому мастерские Аристархова, Баксаляра. Однако передавать мастерство игры на гармонике становится некому. Остро не хватает правительственной поддержки. Было бы важным шагом для сохранения традиций игры на саратовской гармонике создать отдельное направление по обучению этому искусству в Саратовской консерватории.

Саратовская гармоника — уникальный инструмент. Она будит в душе слушателя такие струны, о которых он и не задумывался. Пробуждает народную память, усиливает любовь к Родине. Звучание саратовской гармоники мажорное, радостное, она как нельзя лучше подходит для праздничных концертов.

Была у нас такая история. Ансамбль «Озорные колокольчики» пригласили в 2000 году на торжественное мероприятие, организованное в честь ветеранов внешней разведки. В зал, где репетировал ансамбль — несколько юных девочек и мальчиков с гармониками — зашел суровый полковник, режиссер праздника. С недовольным лицом он попросил нас сократить выступление на наших «несерьезных гармошках». Однако, когда ребята сыграли «Саратовские переборы» на сцене, офицеры с восторгом требовали сыграть для них снова и снова. После выступления тот же суровый полковник подошел к нам и поблагодарил.

— Какое будущее вы видите для саратовской гармоники и вашего коллектива?

— Сегодня многие в России являются поклонниками саратовской гармоники. Гармони из Саратова покупают в Казахстане, в Мордовии. Обидно, что в самом Саратове так мало внимания уделяется коллективам при домах культуры, которые занимаются сохранением традиций саратовской гармоники.

Радует, что в ансамбль «Озорные колокольчики» все так же тянутся дети, все так же тепло нас встречают на концертах. Сегодня перед коллективом стоит задача обновить состав, набрать новых талантливых детей. Обучение игре на гармонике — непростой труд, а заниматься можно начинать с садика. Тогда в детях просыпается настоящий интерес к народному творчеству, которое является неотъемлемой частью русской культуры.

Интервью брала Мария Климова

Фотографии из личного архива М.И. Волкова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: