Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Наталья Мезенцева: «Ко мне приходят абсолютно не рисующие люди!»

Наталья Мезенцева: «Ко мне приходят абсолютно не рисующие люди!»

Город – это люди, а не стены. Известный афоризм с течением времени не теряет своей актуальности. Дух города определяют его жители: их увлечения, работа, вкусы и мировоззрение. И это вовсе не значит, что эти люди – коренные жители города…

Представьте, что вы вынуждены покинуть свой город, дом, оставить всё нажитое и даже близких людей и уехать в другую страну. Думаю, далеко не каждый соберётся с силами и за короткий срок с нуля откроет бизнес, продолжая при этом заниматься любимым делом. Наша героиня из таких людей.

mezenceva-2

Наталья Мезенцева – художница, начинающий предприниматель, владелица собственной обучающей художественной студии.

− В 2014 году вместе с семьёй приехала в Россию из Украины, когда в Донецке начались военные действия.

− По образованию педагог, экономист и дизайнер-художник.

− На родине работала в детском саду воспитателем и по совместительству в школе, вела детские кружки и класс по рукоделию для девочек. Как экономист, попробовала себя на заводе ДМЗ «ИСТИЛ» старшим приёмосдатчиком.
− Считает, что в нынешней деятельности ей пригодились все три образования.

 

Наталья, расскажите, как вы начали заниматься живописью?

− Всё началось с педагогического училища. В детстве я рисовала, но родители относились к этому спокойно: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не шалило. А в педучилище преподаватель биологии спросила: «Кто сможет к новому году нарисовать мне красивого зайца?» Естественно, я вызвалась, ведь это легко и просто! Более того, благодаря такой работе получить зачёт оказалось куда проще. И пошло-поехало от одного педагога к другому: кому-то портрет Сухомлинского, кому-то − Ломоносова и так далее.

И вы никогда и ни у кого не обучались? Как минимум, чтобы руку кто-то поставил…

− Нет, я сама рисовала какие-то цветочки, натюрморты. Брала, что нравилось, и перерисовывала. Потом я поняла, что в принципе многое могу, и стала развиваться, купила специальную литературу.

Когда вы поняли, что надо заниматься этим более серьёзно?

− Когда я получила высшее экономическое образование и устроилась на работу по специальности, поняла, что без творчества жить не могу. Это было хобби, я начала писать маслом, брала знаменитые картины художников и просто копировала их. Некоторым друзьям нравились мои картины, и это стимулировало меня ещё больше. Конечно, сейчас я смотрю на свои первые работы и вижу, как много там ошибок.

Не хотелось ли уйти с нетворческой работы?

− На самом деле, на работе всё складывалась легко. Я всюду была своя и даже на своём месте. У меня не возникало на работе особых трудностей: отчёт, организационная работа – пожалуйста!

И даже, работая на заводе, я погружалась в свой мирок в выходные дни. Мои близкие тоже тихо радовались этому, потому что если мама не рисует, то она заставляет делать уроки или заниматься ремонтом! (смеётся)

Со временем я написала много картин, но не нашлась, куда их применить. Однако в моей жизни появляются люди, которые дают мне определенные толчки: советы или идеи. Так я и попала в Союз художников города Донецка. И впервые в жизни приняла участие в выставке. Это была выставка, посвященная Евро-2012.

Вас пригласили к участию?

− Когда был отбор, я пришла туда сама с работами. Притом сейчас я понимаю, что взяла нелепые картины – какого-то тигра, вид города, разные натюрморты, табун лошадей. В общем, взяла то, что мне понравилось. Сейчас я думаю, что Евро-2012 подразумевает нечто другое (смеётся).

Члены жюри, отбирая картины, стали спрашивать: «Кто такая Наталья Мезенцева? Никто её не знает. Девушка, покажитесь! Вы чья?»

Я вышла к этим заслуженным художникам и ответила, что я сама по себе: узнала о выставке и пришла. Мне сказали, что меня впервые видят, и что я в принципе какой-то дилетант. Но, несмотря на это, они отобрали для выставки сразу две картины. Мне крупно повезло! С этого момента я стала постоянным участником  выставок. И поняла, что мне не хватает знаний.

Решили получить профессиональное образование?

− Да, поступила в Институт дизайна сразу на 4 курс, обучалась на очно-заочной форме. На протяжении двух лет каждые субботу и воскресенье я была в институте. А что такое выходные для семьи? Ты должна быть дома. С понедельника по пятницу я была прилежной мамой и женой, чтобы только в субботу и воскресенье я могла спокойно пойти учиться.

Особенность этого вуза в том, что при выпуске я еще и получала право на преподавание. На основе этого я и занимаюсь сейчас своей непосредственной деятельностью. Я выпустилась, как художник-дизайнер с правом преподавания.

mezenceva-426

«Когда появляются сложности, начинаешь ценить, когда тебе было легко и хорошо»

Как и когда вы попали в Саратов?

− Всё случилось 2 года назад. С августа 2014 года в Донецке начались нехорошие события. Понимая, что в сентябре ребёнку идти в школу, я задумалась о том, что спокойно выйти на улицу уже не получится. И вообще непонятно, будет ли школа работать, ведь начались боевые действия. Мы решили, что надо уехать. Сыну на тот момент было 12 лет, и мы молодые − всё впереди.

Трудно далось решение?

− Конечно, не хотелось покидать свой дом, но всё как-то легко получилось. Сначала мы переехали в Уфу, но покинули этот город из-за сурового климата. Хотя там очень хорошие и добрые люди − я с лёгкостью нашла там работу по специальности. Однако были проблемы с жильём: оказалось, непросто потянуть съёмную квартиру финансово.

Вскоре брат моего мужа предложил нам переехать в Саратов. Сначала мы устроились в его квартире, поэтому тяжелое ярмо, как поиск жилья, с нас уже снялось. Были и трудные периоды: волокита с регистрациями, временными убежищами, поиском работы… Когда узнавали, что я не гражданин России, становилось ещё тяжелее.

Не всё было гладко. Когда появляются сложности, начинаешь ценить, когда тебе было легко и хорошо. Все познаётся в сравнении.

В чём была основная сложность?

− Тяжелее всего было морально. У меня там остались мама с бабушкой, отец. Тяжело взрослым людям менять своё родное гнездо. Мама мне сказала: «Вы молодые, вам легче, а мы тут пока останемся».

Там осталась моя квартира, какие-то шторки, кастрюльки… Приезжаешь сюда, и у тебя здесь нет ничего! Ни лишней тарелки, чтоб салат приготовить. Это угнетает психологически. Но я стараюсь во всём находить хорошее. Я жива, руки-ноги есть, я двигаюсь, у меня есть родные люди и любимое дело. Это подталкивает меня вверх – я занимаюсь своим любимым делом, не каждому так везёт! Я бы не смогла работать бухгалтером, например. А рисовать я могу часами, с восьми утра до восьми вечера, и, несмотря на физическую усталость, мне классно!

Пытались ли вы устроиться на работу в Саратове не по специальности?

− До сих пор моя работа связана с детьми. То есть моё первое, педагогическое, образование играет большую роль. Благодаря ему я умею с ними общаться, налаживать контакт, находить в ребёнке какие-то скрытые увлечения. А самообразование помогает мне найти контакт и с взрослыми.

«Они уходят с собственными картинами и украшают свои дома»

Когда вы открыли своё дело?

− В конце февраля этого года. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Лишившись работы, где я была наёмным сотрудником, я решила, что надо начинать своё дело.

Решение – это хорошо, но для бизнеса нужны и возможности. У вас уже были какие-то наработки, финансовая подушка безопасности?

− У меня здесь появилось много друзей, знакомых и просто понимающих меня творческих людей, дышащих со мной одним воздухом. В моей жизни появилась Анна Кавылина. Она занимается ногтевым сервисом у неё своя школа-студия «Beauty Symphony», где проходит обучение маникюрному делу. Она мне предложила в этом же помещении заниматься своими уроками: «Вот тебе класс, парты − приходи и преподавай!». У нас с ней получился такой своеобразный симбиоз: родители, которые приводили детей ко мне на уроки, делали маникюр в её студии, а некоторые друзья Анны стали моими учениками.

Подушка безопасности тоже была, но очень маленькая (смеётся).

Теперь вы работаете в другом месте?

− Да, я решила уйти в самостоятельное плавание. Сняла в аренду небольшое помещение, и начинаю плыть.

С какими трудностями вы столкнулись, как начинающий предприниматель?

− Я только начинаю во всё вникать, мой бухгалтер меня консультирует, выстраиваем планы. Несмотря на то, что я, как предприниматель, очень юная, у меня уже есть 20 постоянных учеников. И я очень этим горжусь.

mezenceva-526Занятия индивидуальные или групповые?

− Индивидуальные или малыми группами до трёх человек. Если это взрослая группа, каждый рисует свою работу: один хочет написать пейзаж, другой – натюрморт. С каждым нужно работать плотно: показать, как смешать краски, как нанести на холст. Если учеников больше, тяжело переключаться.

Вы не ограничиваете учеников в выборе темы?

− Нет, я не хочу ничего им навязывать. Так, они не устают писать, и желание сотворить что-то новое наполняет энергией. Два-три часа проходят, как пять минут. И все довольны: я − от результата, от их счастливых глаз и удовлетворенности. А они уходят с собственными картинами и украшают свои дома. После этого срабатывает сарафанное радио − ко мне приходят друзья друзей, и это здорово.

− Есть ли ограничения по возрасту учеников?

− От шести лет и без ограничений. Ко мне приходила бабушка с внуком. Притом она рисовала ту же картину, что и он. Они рисовали пейзаж акварелью: одним цветом, только в разных тональностях. Следили за работами друг друга, а внук периодически говорил ей: «Бабушка, ты неправильно вот здесь нарисовала». Это даже какое-то забавное соперничество.

Кого больше: детей или взрослых?

− 50 на 50.

Каждый ли может научиться рисовать хотя бы для себя? Есть ли безнадежные ученики?

− Ко мне приходят абсолютно не рисующие люди! Просто есть желание. А знаете, какой это сильный толчок?

По-вашему, человек может заняться творчеством в любом возрасте?

− Никогда не поздно! У меня есть ученицы – женщины в возрасте, у которых уже есть внуки, но они открывают в себе новые стороны, и радуются, как дети, создавая что-то своими руками.

«Я бы хотела, чтобы со мной сотрудничали другие художники»

Сколько стоят ваши услуги?

− В зависимости от возраста. Если это ребёнок шести лет −200-300 рублей за одно занятие (40-60 минут). В этом возрасте ребёнку не хватает усидчивости и концентрации внимания. Под конец занятия он уже не слушается, и это моментально сказывается на результате.

Взрослые − 400-500 рублей. Если они приходят без своих материалов, я предоставляю кисти, краски, холсты. За это они платят 500 руб. Такие занятия длятся по 2-2,5 часа.

mezenceva-626А можно ли пройти какой-либо курс? Наработаны ли программы?

− Есть программы, рассчитанные на пейзаж, натюрморт, портрет, акварель… Всё расписано, но пока в ходу именно индивидуальные занятия. Дело в том, что программа рассчитана в среднем на восемь занятий. А ко мне приходят, как правило, со своими холстами и говорят: «А можно за два занятия нарисовать натюрморт?!»

Какие планы по развитию бизнеса?

− Я бы хотела, чтобы со мной сотрудничали другие художники, пусть в других направлениях и техниках, с которыми я ещё не знакома. Например, я совсем не пробовала себя в технике батик. Я хотела бы пригласить своих единомышленников к сотрудничеству. Ну, и помещение побольше!

«Хорошо, что после войны в Донецке моим первым впечатлением стал город Саратов»

Часто ли удаётся поработать для себя?

− Раз в две недели в один из выходных я могу немного потворить. Каждую работу я долго вынашиваю, представляю, какие будут тени, какой сюжет, где развернётся композиция. И потом раз − работа выплёскивается за 1,5-2 часа. Такой порыв энергии заряжает позитивом!

− Что вас вдохновляет?

− Моя семья. Мой сын Илья, он очень добрый и внимательный. Его доброта, искренность меня очень вдохновляют, потому что я чувствую, что вот оно счастье! Конечно, мой любимый и любящий муж! А ещё у меня живёт собака, которая никогда не даёт мне грустить! Вдохновение в мелочах…

А Саратов вам нравится?

− После Донецка есть большой контраст. Там нет таких старинных домов, как здесь. В Саратове есть определенный дух: он в людях, постройках, старине… Здесь совсем другая речь, говор… Всё это воспринимается пока ещё, как чужое, хотя я уже привыкла и к городу, и к людям.

Разумеется, я больше люблю город, в котором я родилась. Но Саратов мне нравится. Сначала, до переезда в Уфу, мы приехали сюда в гости к брату, он показал нам проспект, набережную. Было восприятие чего-то необычного − у вас столько необычных памятников, смесь стилей. Город производит яркое и красивое впечатление! Хорошо, что после войны в Донецке моим первым впечатлением стал город Саратов. Я его восприняла с добром: его огромную Волгу, мост! Пока это чувство меня не покинуло и ничем не омрачилось. Хороший город.

Появились какие-то любимые места здесь?

− Пожалуй, набережная, как была для меня первым сильным впечатлением, так и осталась любимым местом. Волга, движение воды!

Есть ли планы вернуться домой?

− Нет, пока нет. В этом году ко мне приезжала мама, я её попыталась подбодрить: поводила по салонам, мы отдохнули на Волге… Она была рада моим достижениям и, уезжая домой, задумалась над тем, чтобы переехать сюда. Так что мы думаем над этим.

Беседовала Кристина Молодкина. Специально для Делового Саратова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: