Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Ирина Курышева: «Выставка – это катализатор экономического развития»

Ирина Курышева: «Выставка – это катализатор экономического развития»

Директор управляющей компании корпорации «Софит» Ирина Курышева рассказала порталу «Деловой Саратов» о том, как выставочная деятельность отражает экономическое развитие региона и почему выставки — это двигатель прогресса.

Ирина Курышева

— Ирина Анатольевна, расскажите о вашем новом назначении. Что входит в ваши новые должностные обязанности, есть ли уже итоги вашей работы?

— Примерно полгода назад акционеры корпорации «Софит» приняли решение создать управляющую компанию, которая объединила бы под своим управлением все пять брендов, входящих в состав корпорации: это системный интегратор «Софит — компьютерные системы», агентство рекламно-маркетинговых коммуникаций, компания — поставщик офисных принадлежностей и канцтоваров, центр оперативной полиграфии и выставочный центр «Софит-Экспо». В апреле я была назначена директором созданной управляющей компании. Мои текущие задачи в новой должности — способствовать развитию каждой компании и корпорации в целом, защищать и лоббировать интересы холдинга, экономить ресурсы на неких стандартизированных функциях. Пока говорить о результатах рано, думаю, первые итоги можно будет подвести года через два.

В связи с тем, что значительную часть профессиональной деятельности вы посвятили управлению «Софит-ЭКСПО», а подводить промежуточные итоги работы управляющей компании еще рано, хотелось бы поговорить с вами именно о выставках. Есть теория, согласно которой отраслевые выставки являются индикатором экономического состояния региона. Как с этой точки зрения вы бы оценили Саратов?

— Разные отрасли показывают разные тенденции. Например, наши промышленные выставки на сегодняшний день, мягко говоря, не на пике. Пик интереса к региону приходился на 2007 год. Это можно было заключить не столько по количеству и региональному составу участников, сколько по эффективности самого выставочного мероприятия. В 2011 масштаб выставки достиг предкризисного уровня, но интерес со стороны посетителей выставки оставляет желать лучшего. Причина в том, что саратовская промышленность не развивается. Как следствие — низкий интерес специалистов промышленных предприятий к технологическим новшествам.

Чем бы вы объяснили такой «застой» в промышленной отрасли?

— Я не являюсь экспертом в области промышленности. Считаю, что должна существовать некая государственная поддержка в вопросах модернизации производства, которая сегодня почти отсутствует. Должна быть государственная политика, стимулирующая предприятия на реконструкцию. Это один аспект. Второй аспект — это тот самый пресловутый госзаказ, на игле которого сидят многие саратовские предприятия. В хорошем смысле «на игле», потому что у этих предприятий все бизнес-процессы заточены под требования госзаказа, который сегодня явно недостаточен. Третий аспект состоит в том, что за двадцать лет существования в рыночном пространстве далеко не все промышленные предприятия успели ощутить себя конкурентоспособными. Плюс к этому — отсутствует лоббирование интересов саратовских промышленных предприятий на российском рынке.

— Есть ли выставочные проекты, которые демонстрируют положительные тенденции?

— Есть, безусловно. Например, выставка «Саратов-АГРО» запущена год назад и уже показала большой интерес к региону, высокую активность со стороны предприятий, которые уже сотрудничают или хотят сотрудничать с Саратовской областью в сфере поставки сельхозтехники и удобрений. Надеюсь, в этом году выставка покажет такой же результат, как и в прошлом. Эта отрасль развивается хорошими темпами, возможно, в связи с тем, что есть государственная политика, поддерживающая сельхозпроизводителя.
Достаточно стабильна нефтяная выставка и это понятно — страна у нас сырьевая. В Саратове есть успешные нефтеперерабатывающие предприятия, которые формируют устойчивый спрос.
Строительная выставка тоже показывает определенную положительную динамику по сравнению с 2009 годом. Та эйфория, которая существовала в 2007 — первой половине 2008 года, сменилась резким и тяжелым переосмыслением, и теперь представители отрасли взвешенно подходят к оценке эффективности каждого шага. Думаю, строительная отрасль вряд ли вернется на уровень 2007-2008 года, но на уровень стабильной, нормальной работы она вышла уже сейчас.

— Вы рассказали о выставках как об индикаторе экономического состояния. А могут ли выставки влиять на экономическое развитие региона?

— Любая выставка однозначно способствует оживлению экономики региона. Благодаря выставкам в регион приходят новые технологии и инновационные проекты. Выставка — это место, где заключаются контракты и партнерские соглашения. Выставка — это место встречи отраслевых специалистов, которые в рамках деловых мероприятий имеют возможность обсуждать отраслевое состояние и проблемные вопросы. Любая выставка, особенно b2b, влияет на экономику региона. Но и выставка b2c оживляет потребительский спрос, не позволяет дремать местному бизнес-сообществу, потому что это всегда вброс новых идей, свежих сил, технологий, продуктов. Местное бизнес-сообщество либо сотрудничает, либо конкурирует с компаниями из других регионов, но, в любом случае, выставка выводит из состояния равновесия местный бизнес и заставляет его двигаться вперед. Выставка — это катализатор экономического развития.

— Чего не хватает Саратову для дальнейшего развития выставочной деятельности? Инфраструктуры? Поддержки властей?

— Здесь несколько факторов. Первый фактор — не хватает осознания со стороны органов власти, со стороны отраслевых союзов, что развитие выставочной деятельности — это важно и нужно для региона. Выставки — это не просто бизнес отдельно взятого предприятия, это стимул для экономического развития области. Наши взаимоотношения с властями прошли период от полного незнания друг друга до достаточно плодотворного сотрудничества с некоторыми структурами областного правительства. К сожалению, с областной администрацией партнерство не до конца налажено.

Второй фактор — это, конечно, инфраструктура: нужны нормальные выставочные помещения для подобных мероприятий, гостиницы, общепит. Если бы выставочная деятельность в России имела такой же вес как в Европе и, в частности, в Германии, было бы логично говорить, что выставки — это канал притока средств во все остальные отрасли экономики — в общепит, потому что участникам выставки надо где-то есть, в гостиничный бизнес, потому что им надо где-то жить, в туристическое обслуживание, транспорт, в складской бизнес. То есть при грамотной политике властей выставки могут дать толчок к развитию всех остальных видов бизнеса в регионе. Так происходит в Германии. Там политика в отношении выставок очень четко прописана и продумана. Выставочные центры строятся за счет федеральных и региональных бюджетов и принадлежат государству, но обслуживаются отдельными выставочными операторами. Есть и другие компании, которые занимаются логистикой, таможней, складами, прочим деловым обслуживанием. Для правительств регионов, где расположены эти выставочные комплексы, их содержание не убыточно, но и не прибыльно, то есть выходит в ноль. Но они отдают себе отчет, что когда проходит выставка на 30 000 квадратных метров с соответствующим количеством участников и посетителей, это дает толчок развитию экономики региона.

У нас это не происходит в силу разных причин. В России, например, до сих пор нет закона о выставочной деятельности. Выставочная деятельность развивается стихийно, за счет инициативы отдельных предпринимателей. Это стихийное развитие приводит к неэффективной конкуренции, замедленному развитию. Например, в Ростове 5-7 крупных выставочных компаний, не считая мелких. Такая конкуренция продуцирует мелкие неэффективные выставочные проекты, тематики наслаиваются друг на друга, участники дезориентированы, посетители теряют интерес к выставке. Все это приводит к развалу выставочной деятельности как таковой. Хотя в этом году есть первый регион, который четко обозначил свою политику в отношении выставочной деятельности — это Екатеринбург. Летом этого года у них был введен в эксплуатацию крупный выставочный комплекс, построенный на деньги областного бюджета и предназначенный для крупных мероприятий. Это первый и пока беспрецедентный пример того, как власть оценила влияние выставочной деятельности на экономику области и предприняла конкретные шаги для того, чтобы стимулировать её развитие.

Специально для Делового Саратова. Анастасия Якорева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: