Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Виктор Козельский: «60% организаций и более 90% ИП применяют специальные режимы налогообложения…»

Виктор Козельский: «60% организаций и более 90% ИП применяют специальные режимы налогообложения…»

Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Виктор Козельский рассказал «Деловому Саратову» о грядущих изменениях в системе налогообложения, новых электронных сервисах для налогоплательщиков и многом другом.

— Какова судьба ЕНВД, планируется ли его отмена?

— В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым предусмотрено постепенное сокращение сферы применения ЕНВД. С 2013 года применение данного режима будет осуществляться в добровольном порядке, а с 2018 года планируется полная отмена ЕНВД. В настоящее время ЕНВД применяет третья часть от общего количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах.

ЕНВД применяется в тех сферах деятельности, где расчеты с покупателями производятся преимущественно в наличной денежной форме (мелкая розничная торговля, бытовые услуги, частный извоз и т.п.), где сумму полученного фактического дохода проконтролировать сложно и поэтому, после отмены ЕНВД налоговые органы будут готовы к тому, что данную категорию налогоплательщиков будет гораздо труднее администрировать в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

— Ожидаются ли изменения в упрощенной системе налогообложения?

— Да, ожидаются. Планируется расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения на основе патентной системы налогообложения с 01.01.2013. На патент смогут перейти индивидуальные предприниматели с численностью работников до 15 человек (в настоящее время ИП может привлекать до 5 человек наемных работников).

Также, добавлены виды деятельности, в отношении которых может применяться патент, в их числе:

— розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала до 50 квадратных метров, а также через киоски, палатки, ларьки и т.п.

— услуги общественного питания с залом обслуживания посетителей до 50 квадратных метров.

Законопроектом предусмотрено, что в течение 2012 года должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации о введении патентной системы налогообложения на территории соответствующего субъекта с 1 января 2013 года. Субъектам предоставлено право устанавливать размер потенциально возможного дохода с учетом особенностей осуществления предпринимательской деятельности. При этом перечень этих особенностей законопроектом не определен.

На территории Саратовской области Закон о применении патентной системы не принят. В 2012 году обсуждение законопроекта области о введении патентной системы на заседаниях рабочей группы областной Думы до настоящего времени не проводилось.

— Каковы перспективы развития оказания услуг через электронный кабинет налогоплательщика?

— Налоговая служба постоянно развивает электронные сервисы и услуги для налогоплательщиков. Сегодня на сайте Службы, который за 2011 год посетило более 37 миллионов человек, представлены 23 on-line сервиса. Физические лица имеют возможность оплатить задолженность по имущественным налогам через интернет. С июня 2011 года по конец февраля 2012 года почти 242 тысячи налогоплательщиков оплатили с помощью сайта ФНС России налоговую задолженность на общую сумму 175 млн. рублей (за 2011 год — 132,5 млн. рублей).

В пяти регионах (Саратов ещё не вошёл) заработал обновленный «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с полной информацией об имуществе налогоплательщиков, начисленных и уплаченных налогах. С момента открытия до конца 2011 года в сервисе было зарегистрировано около 135 тысяч пользователей. Запуск его на всей территории России намечен на текущий год.

В настоящее время тестируется сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц». В 2012 году планируется запустить его в опытную эксплуатацию. С сентября 2011 года в четырех регионах (Саратов пока не входит) заработал проект «Электронная регистрация налогоплательщиков». На текущий момент услугой воспользовались свыше 3-х тысяч юридических лиц и 323 индивидуальных предпринимателя. На портале Службы размещены «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами», которые представляют официальную позицию ФНС России о порядке исчисления и уплаты налогов, согласованную с Минфином России.

С марта начал свою работу новый сервис «Часто задаваемые вопросы». Более 135 тысяч ответов на самые актуальные вопросы налогоплательщиков собраны в этой своего рода базе данных. Вопросы структурированы по 23 категориям (электронные сервисы, НДФЛ, земельный налог и другие) и по уровням (федеральный и региональный). Для упрощения поиска пользователь может уточнить, в качестве кого он выступает: индивидуальный предприниматель, иностранная организация, физическое или юридическое лицо.

В ближайшее время будет запущен новый Интернет-сервис «Создай свой бизнес», являющийся пошаговой инструкцией по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения.

— Как лучше это сделать: через сайт налоговой службы или через единый портал госуслуг? Есть ли дублирующие моменты?

— Единый портал госуслуг обеспечивает доступ физических лиц и организаций к сведениям об услугах, предоставляемых, в том числе налоговой службой, а также получение этих услуг в электронной форме. Через портал гражданин может подать в электронной форме заявление о предоставлении услуги и необходимые для этого документы, узнать о ходе рассмотрения заявления, уплатить налоги (сборы) и пр.

Все те же услуги можно получить и через сайт ФНС России. Так, например, с помощью on-line сервиса «Подача заявления физического лица о постановке на учет» можно заполнить соответствующее заявление, распечатать его, зарегистрировать и отправить в налоговый орган по месту жительства. На адрес электронной почты Вам будут приходить сообщения о состоянии обработки заявления и времени получения готового Свидетельства о постановке на учет. Или сервис «Узнай свою задолженность» — через него можно не только узнать собственно саму сумму задолженности, но и без каких-либо комиссий оплатить её.

Разница в том, что сайт ФНС России узко специализирован на налогообложении и предоставлении услуг гражданам, как налогоплательщикам. Портал госуслуг многофункционален и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации по множеству государственных и муниципальных услуг.

Для повышения доступности госуслуг в ближайшем будущем планируется ввести универсальные электронные карты. С их помощью граждане будут обращаться за получением госуслуг, совершать юридически значимые действия в электронной форме. В будущем карта может заменить паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство и банковскую карточку. Это в планах правительства.

— Сейчас ведутся споры о налоге «на роскошь». Каково Ваше мнение по данному вопросу, есть ли необходимость его принятия?

— Да, Вы правы. Сегодня существует «социальный запрос» на введение налога на роскошь. В ближайших планах правительства одним из вопросов стоит рассмотрение возможности введения данного налога, а также налога на недвижимость.

Попытки ввести налог на роскошь предпринимались всегда. Идея заставить богатых платить налог за свою расточительность всегда казалась людям разумной и справедливой. До тех пор, пока не вставал резонный вопрос: а что, собственно, следует считать роскошью?

«Роскошь — есть всякая трата, выходящая за пределы необходимого», — считал немецкий философ Вернер Зомбарт, посвятивший роскоши целый научный труд под названием «Любовь, роскошь и капитализм».

«Роскошь — это излишество удобств, расточительность на насущное, на убранства, пищу, на все жизненные потребности», — так определял это понятие русский лингвист Владимир Даль.

Судя по этим толкованиям, к роскоши следует относить все, без чего «можно прожить». Трудно, но можно прожить без автомобиля, компьютера и даже мобильного телефона. Однако это совсем не значит, что их можно отнести к предметам роскоши. Например, у французских королей было роскошным всё, начиная от кровати, чья стоимость была сопоставима с размером годового бюджета небольшого города, до батистовых платочков, которые использовались ими вместо туалетной бумаги.

Может быть, поэтому наши законодатели, решив вводить налог на роскошь, так и не могут определить, что же в России должно считаться излишеством.

Моё мнение, что люди с большим достатком должны больше платить, так как имеют совершенно другого уровня дома, квартиры, машины, самолеты — это должно облагаться налогом. И массовая оценка недвижимости позволит стране иметь такой налог.

— Как обстоят дела с недобросовестными налогоплательщиками? Какой процент налогов приходится на малый и средний бизнес?

— Судебная практика определяет понятие недобросовестности, как наличие ситуации, когда создаются схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств. Именно на налоговые органы возлагается обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Обязанность по доказыванию предполагает представление налоговым органом доказательств, подтверждающих, что действия налогоплательщика не имели экономического основания и были направлены на искусственное, без реальной хозяйственной цели создание оснований для, например, необоснованного возмещения НДС из бюджета.В налоговом законодательстве понятия «малый бизнес» не существует, на общих основаниях налогоплательщики, попадающие под критерии малого бизнеса (в зависимости от численности работников и объема выручки), могут применять все системы налогообложения: общую, УСН, ЕНВД, ЕСХН.

60% организаций и более 90% индивидуальных предпринимателей применяют специальные режимы налогообложения. Остальные плательщики применяют общую систему налогообложения. При этом 37,6% предприятий малого бизнеса, находящихся на общей системе налогообложения осуществляют деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, по 14% приходится на обрабатывающие отрасли и строительство, 10% осуществляют операции с недвижимостью. Таким образом, на четыре отрасли приходится 75% всех предприятий малого бизнеса, применяющих общую систему налогообложения.

Доля выручки по отраслям распределяется аналогично распределению доли количества: оптовая и розничная торговля 49%, строительство 16%, обрабатывающая отрасль 21%, операции с недвижимостью 5,7%.Таким образом, на четыре отрасли приходится 87% от общей суммы выручки.

— Вы не так давно вступили в должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области. Что уже удалось сделать?

— В должности руководителя областной налоговой службы я немногим более месяца, с 22 февраля, так, что говорить о каких-то конкретных цифрах еще рано. Давайте мы с Вами встретимся через год, тогда можно будет разговаривать более предметно, имея определенные достигнутые цели и показатели.

Но, одним из нововведений, предложенных федеральной налоговой службой этого года могу назвать проведение в рамках декларационной кампании, Мероприятия «День открытых дверей». Акция проходила на всей территории Саратовской области 20-21 апреля. Специалисты налоговой службы консультировали граждан по срокам предоставления декларации, налоговым вычетам, по использованию онлайн-сервисов и пр.

Для удобства налогоплательщиков, в помещениях инспекций были оборудованы дополнительные зоны ожидания и приема. В них мы установим компьютеры и программное обеспечение для заполнения декларации по форме 3-НДФЛ с использованием программы «Декларация 2011». Наши специалисты всегда помогут воспользоваться программой, покажут, как заполнить налоговую декларацию в электронном виде.

До конца декларационной кампании (2 мая) инспекции будут принимать декларантов каждую субботу и воскресенье с 9 до 13 часов. Мы перестроились, чтобы плательщикам стало комфортнее. В этом году налоговые инспекции с самого начала работают в более напряженном, нежели в прошлые годы режиме. Однако, мы идем на это, потому что такой подход позволяет занятым людям спланировать посещение инспекции на более удобное время.

— Как руководителю федеральной структуры и жителю города Саратова, что на Ваш взгляд необходимо сделать для экономического развития города и региона?

— В современных условиях, когда в экономике возникают новые вызовы, связанные, в том числе, с обеспечением бюджетных доходов государства, налоговые органы должны быть настроены на четкий и деловой лад. Постоянно мониторить ситуацию, держать так, сказать «руку на пульсе».

От нашей работы зависит наполняемость бюджетов – и федерального, и регионального, а следовательно, и выполнение всех задач, поставленных руководством страны — укрепление обороноспособности и безопасности государства, решение экономических и социальных задач.

В 2012 году налоговая служба ставит целью:

— обеспечить поступление доходов в бюджеты всех уровней в необходимых параметрах;

— усилить работу по повышению эффективности взыскания задолженности за счёт применения мер принудительного взыскания, включая процедуры банкротства,

— обеспечить повышение результативности контрольной работы, в том числе по борьбе с фирмами — «однодневками»;

— сократить количество жалоб налогоплательщиков путем совершенствования процедур досудебного обжалования налоговых споров;

— развитие информационной составляющей, т.е. расширение информационной поддержки проводимых налоговой службой мероприятий, таких как ежегодные декларационные кампании, кампании по легализации доходов и др.;

— ну и конечно, основной тренд – это клиентоориентированность и упрощение способов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, создание более комфортных условий в инспекциях, в том числе ликвидация очередей. Сейчас мы хотим выйти на партнерские отношения с налогоплательщиками, больше разъяснять и помогать им, а не принуждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: