Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Поговорим о городе. Сергей Лелюхин: «Мы не умеем хранить свою историю и культуру…»

Поговорим о городе. Сергей Лелюхин: «Мы не умеем хранить свою историю и культуру…»

Институтом Развития Бизнеса и Стратегий Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. при информационной поддержке министерства образования Саратовской области проведен конкурс школьных работ под названием «Гагаринские места Саратовской области».

Откуда появилась идея конкурса? Какой должна быть концепция развития «гагаринских мест»? Могут ли «гагаринские места» дать подпитку саратовскому туризму? Ответы на эти и многие другие вопросы «Деловой Саратов» узнал в беседе с заведующим кафедрой «Массовые коммуникации и лингвистика» ИРБиС СГТУ Сергеем Викторовичем Лелюхиным.

 

— Саратовская область обладает уникальным памятником истории, связанным с местом приземления первого в мире человека, побывавшего в космосе, Юрия Гагарина. Казалось бы, наш регион должен навсегда сохранить приоритет увековечивания прорыва человека в космос. Но достаточно ли делается для сохранения памяти об этом событии? В каком состоянии, на ваш взгляд, находятся сегодня «гагаринские места»?

— В Саратове общеизвестных именных гагаринских мест всего три. Саратовский индустриально-педагогический колледж им. Ю. А. Гагарина, при нем — Народный музей космонавта, набережная Космонавтов и «гагаринское поле» — место, где приземлился первый космонавт. Но мало кто знает о существовании еще двух памятников… Один из них находится в самом центре города, на улице Рабочей.

Еще не догадались? Это бывший «Немецкий Дом» (до революции — Немецкое консульство), который в советское время превратился в Саратовский аэроклуб. Именно здесь совершал свои первые учебные полеты Юрий Гагарин. Еще одно гагаринское место можно найти в Энгельсе – это Летный городок, где в 1965 году проходила встреча Гагарина с местными авиаторами. Так у нас получается практически полный туристический маршрут по гагаринским местам. Но, к сожалению, последние два «объекта» – Саратовский аэроклуб и Летный — городок мало кто связывает с именем Юрия Гагарина. Они практически забыты. Место приземления первого космонавта находится в запустении: здесь — грязь, пустые бутылки, обертки, мусорные пакеты, а к самому полю не проведена асфальтированная дорога, люди сюда добираются по старинке – через грунтовую дорогу. Народный музей космонавтов еще существует, но интерес к нему жителей города давно утрачен. Единственным местом, которое не потеряло актуальности, остается Набережная Космонавтов – главное украшение города и излюбленное место отдыха всех горожан.

— Очевидно, что объекты, связанные с именем Гагарина, находятся не в самом лучшем состоянии. В чем причина угасающей памяти о первом космонавте в Саратове?

Почему мы вспоминаем об этом знаковом событии только 12 апреля? Конечно, можно винить во всем правительство, ссылаясь на его недальновидность и неспособность представлять Саратовскую область, как космическую столицу России. Но, на мой взгляд, есть у этого вопроса и еще одна сторона – несознательность и халатное отношение к истории города нас самих – простых жителей.

В этом плане нам есть чему поучиться у наших соседей, жителей Оренбурга. В этом городе Юрий Гагарин учился в 1955–1957 годах в Высшем военном авиационном Краснознаменном училище летчиков имени И.С Полбина. В 1993 году учебное заведение было упразднено, теперь на его месте располагается здание Дома Офицеров. Фактически, в городе нет памятных мест, связанных с именем первого покорителя космоса, но, тем не менее, оренбуржцы считают свой город «космической колыбелью Гагарина», а имя первого космонавта сделали чуть ли не брендом Оренбурга. Вот это и есть гражданское самосознание!

– Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма и всех связанных с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, истории и культуры. Могут ли «гагаринские места» дать подпитку саратовскому туризму?

— В том виде, в котором сейчас находятся гагаринские места, они не могут привлекать к себе внимание со стороны туристов и местных жителей.

— Насколько вообще Саратов привлекателен для туристов?

— В городе есть красивые места: Проспект Кирова с перспективой на Волгу, консерватория с живописными фасадами, изящным и динамичным силуэтом. Но едва ли Саратов можно назвать тем городом, куда туристы захотят поехать специально.

Даже если сравнивать наш город с выхолощенными под европейский стиль, ухоженными соседними городами, Саратов заметно проигрывает. Судите сами: у нас нет ни богатейшей истории Волгограда, ни модернистской архитектуры Самары, ни златокупольных храмов Нижнего Новгорода.

То небольшое архитектурное наследие, которое досталось Саратову, мы растеряли… Например, Кирха — евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии, построенная в 1793 году. Здание разрушили в 1970-х годах. На его месте сейчас расположен корпус аграрного университета. Рядом с Кирхой некогда располагался и знаменитый Доходный дом купца Кузнецова, построенный в 1870-х годах. В 80-е годы его также разрушили. Или другой пример – тюркская территория, город Увек. Этот средневековый город с самобытной культурой, богатейшая музейная экспозиция под открытым небом на правом берегу Волги оказался утерян для нас навсегда. К сожалению, мы не умеем хранить свою историю и культуру.

– На сегодняшний день наблюдается массовый переход культурных ценностей в частные руки. Как вы относитесь к этому явлению? Каково в этом плане ваше отношение к «гагаринским местам»?

— На западе передача культурных ценностей в частные руки — обычная практика, но наше общество, на мой взгляд, к такому формату не готово. Для Саратова отчуждение объекта культурного наследия из государственной собственности пока и вовсе в диковинку. Да и вообще в деле сохранения наследия первичная роль должна оставаться за государством. У частного инвестора всегда будет велик соблазн не доинвестировать в реставрацию.

— Можно ли развивать популярность «гагаринских мест», чтобы они обрели статус бренда Саратова?

— Не только можно, но и нужно. На сегодняшний день совершенно очевидно, что процесс брендинга городов набирает обороты. Идея, что однажды место приземления Гагарина прославит регион и сделает его одним из самых процветающих – напрашивается сама собой. Но еще раз повторюсь, что в том виде, в каком сейчас находятся гагаринские места, претендовать на звание бренда города они едва ли смогут.

— А какой должна быть концепция развития «гагаринских мест»?

— В этом вопросе нужно ориентироваться на запросы современного общества. Если мы говорим о музее, то здесь необходимо организовать интерактивную зону или так называемую «зону погружения», где все можно потрогать, покрутить и посмотреть, что при этом произойдет. Мультимедийное оснащение этих зон, тематически оформленное и дополненное информационной базой музея, позволит погрузиться в захватывающий мир космонавтики. Что касается «гагаринского поля» — на этой территории необходимо проводить как можно больше мероприятий, облагородить участок, проложить асфальтированную дорогу, наладить инфраструктуру. И это красивейшее место заживет новой жизнью. Сюда вереницей потянутся люди!

— Очевидно, что первые шаги в сфере популяризации «гагаринских мест» уже сделаны.. В апреле ИРБиС подвел итоги конкурса работ учащихся школ под названием «Гагаринские места Саратовской области». Какие главные задачи ставили перед собой его организаторы конкурса?

— Мы преследовали сразу несколько задач. Во-первых, хотели понять, какое из трех исторических мест Саратовской области, связанных с Юрием Гагариным, наиболее известно. Именно поэтому ребятам из 22 команд было предложено выбрать из трех названных «объектов»: место приземления в селе Смеловка Энгельсского района, Народный музей Гагарина в профессионально-педагогическом колледже СГТУ, набережная Космонавтов в Саратове с памятником Гагарину (именно она и стала самым известным «гагаринским местом» с их точки зрения).

Во-вторых, нам было интересно выявить потенциал «гагаринских мест». Для этого соревнующимся командам было предложено разработать меры, способствующие большей привлекательности для молодежи. И здесь ребята предложили фантастические по масштабам планы: от развлекательного комплекса с музеем под открытым небом, до создания на базе «гагаринского поля» спортивного комплекса для регулярной сдачи норм ГТО.

Следующий этап — работу со своим предложением по модернизации «гагаринских мест» надо было разместить «ВКонтакте» и организовать голосование. Самая успешная команда получила за свою работу 8711 голосов – это ребята из села Святославка Самойловского района. На втором месте – команда школы №10 поселка Каменский Красноармейского района с результатом 7542 голоса. И замыкают тройку лидеров саратовские девушки из школы №17, работа которых получила 5039 голосов. В результате прохождения курса каждый из участников отработал на доступном им примере – «гагаринская тема» — бизнес-модель и предложил реальное маркетинговое решение, которое должно было отвечать на главный вопрос: «Как сделать Саратов более привлекательным для молодежи». А приятным дополнением конкурса стали призы для победителей от компании ОАО «Саратовские авиалинии» и ОАО «КОНСАР» (бренд «Confashion»).

Теперь перед ИРБиС стоит задача: придумать новый конкурс, связанный с брендингом города, с превращением Саратова в «туристическую Мекку».

Специально для Делового Саратова. Екатерина Коробкина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: