Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Елена Казакова: «Бизнес-образование — это система и системность…»

Елена Казакова: «Бизнес-образование — это система и системность…»

Начало учебного года, открытие бизнес-сезона и осенняя погода настраивают на рабочий лад. Для тех, кто не привык сидеть на одном месте и задумывается о создании собственного дела, на рынке образовательных услуг существуют бизнес-школы. Чем они отличаются от обычных вузов и как в них построено обучение «Деловому Саратову» рассказала заместитель директора по развитию Школы Бизнес Диполь Елена Казакова.

— Елена, как Вы считаете, предпринимателями рождаются или становятся?

— Мне кажется, люди бывают двух типов: предприниматели и менеджеры. Причем, у многих соответствующие качества проявляются еще в детском возрасте. Тому есть много примеров, и в моей семье в том числе. Возможно, у человека есть какая-то предпринимательская «жилка», которую можно будет развить или она сама себя проявит, но вот рождается он с ней или приобретает, это вопрос. Некоторые становятся предпринимателями в силу каких-то внешних обстоятельств и достигают определенных успехов. Однако для того, чтобы создать предприятие необходимо обладать определенными знаниями, с которыми у многих предпринимателей сейчас проблемы. Например, не так давно появилась практика выдачи грантов на открытие своего дела, но многие, даже имея прекрасные идеи, потерпели фиаско из-за неграмотного построения компании. Ведь чтобы быть врачом, надо учиться на врача. Чтобы руководить предприятием, пусть и небольшим, тоже надо учиться. Кроме того, часто встает проблема недостаточной юридической грамотности руководителя.

— То есть для достижения успеха в бизнесе, профильное образование необходимо?

— Бизнес-образование нужно не для головокружительных бизнес-успехов, а в первую очередь, для управления. Ведь существует множество внешних факторов, которые необходимо учитывать. Технологический фактор (например, развитие интернета, сейчас много бизнеса уходит в сеть), экономический фактор… Любые изменения могут привести как к быстрому развитию, так и к полному краху компании. А в школе бизнеса как раз и учат отслеживать эти факторы и адекватно реагировать на них.

К примеру, программа в Школе Бизнеса Диполь охватывает четыре основных направления развития менеджера как руководителя, то с чем он сталкивается ежедневно: персонал, управление, финансы и маркетинг. Хороший управленец должен не только иметь представление об этих вещах, но хорошо в них разбираться.

— Но ведь экономистов и управленцев готовят многие вузы…

— Обычное экономическое образование дает только одну составляющую — финансовую. Не случайно, с управленцами и маркетологами испытывают проблемы многие компании. В вузах идет преимущественно теоретическое преподавание. Но одно дело, когда ты услышал, а другое когда ты услышал, увидел и применил на практике. Бизнес-образование отличается от вузовского своей практикоориентированностью.

— Бизнес-образование ориентировано на человека, уже имеющего предпринимательский опыт?

— Опыт не обязательно должен быть предпринимательским. Ведь даже если человек учится в вузе, он выполняет ряд функций: участвует в подготовке конференций, во внеучебной жизни, стажируется. Студент, который хочет карьерного роста, проводит время не просто слушая лекции: чтобы быть конкурентноспособным на рынке нужно прилагать усилия. Не каждый может работать начиная с 3-4 курса, учеба занимает большое количество времени, но участие в летних практиках, стажировках по силам любому. Многие студенты не проходят летнюю практику, хотя зачастую именно она дает возможность применить теорию на практике.

— И все-таки, может ли предпринимательский талант компенсировать отсутствие бизнес-образования?

— В редких случаях да, но это, действительно, уникальные люди и их очень мало. Статистику я не могу привести, но отрицать их существование нельзя. Правда, возникают сомнения в перспективах их бизнеса: смогут ли они построить компанию так, чтобы она продолжала продуктивно работать и в их отсутствие… Зачастую, бизнес бывает успешен пока предприниматели-самородки стоят «у руля», и быстро сгорает, как только они уходят.

— Что же входит в понятие «бизнес-образование»?

— Бизнес-образование бывает разным, именно из-за того, что под ним понимается. С одной стороны, это 1-2-х дневные тренинги и семинары. Они помогают заполнить небольшие образовательные пробелы или решить конкретную проблему, потому что нацелены, как правило, на развитие одного или двух навыков. Их можно сравнить с таблеткой: голова заболела, таблетку приняли, боль прошла.

А в глобальном смысле бизнес-образование — это система и системность. Когда по ходу обучения ты учишься понимать и решать проблемы бизнеса, видеть на шаг или два вперед, осознавать последствия своих решений и предотвращать риски. Это синергия как самих программ, так и различных тренингов и семинаров, которые выполняют дополнительные функции и более эффективны при «наложении» на существующую базу. Бизнес меняется, меняется жизнь, появляются новые направления, течения, и человек, который хочет развиваться, должен периодически учится, получать новые знания, «поддерживать форму». Так, плюсом наших программ является их регулярное обновление, примерно раз в 2,5-3 года.

— В Саратове не так много бизнес-школ, насколько острая конкуренция существует между ними?

— В Саратове действуют три программы МВА. Две из них разработаны российскими вузами, а программа, которую мы проводим, единственная в городе имеет международную аккредитацию. Она разработана Открытым университетом Великобритании, специализирующимся на программах бизнес-образования для взрослых. На самом деле, методы преподавания для взрослых и детей (студентов вузов) сильно отличаются друг от друга. Программа МВА имеет свою уникальную структуру и разрабатывается представителями многих стран, имеющими большой опыт в бизнесе. Потом она транслируется на те страны, где работает Открытый университет Великобритании, и там уже проходит местную адаптацию с учетом специфики и менталитета.

— Прежде чем выбрать для себя программу МВА и место прохождения обучения, необходимо…

— Ознакомиться с информацией, которую предоставляют сами бизнес-школы. При этом уделить внимание таким аспектам, как методика преподавания, технология обучения, репутация бизнес-школы, практическая направленность обучения. Роль играет и состав будущих сокурсников, возможность контактов с выпускниками прошлых лет (рекомендации, развитие их карьеры после прохождения обучения).

В связи с отменой госаккредитации программ МВА, основной значимой для слушателей гарантией качества программы являются Международные негосударственные аккредитации АМВА, EQUIS, EPAS, AACSB.

При этом нужно учитывать, что аккредитовать программу можно только после 2-3-х лет ее создания. Аккредитация программы является гарантией качества образования и «веса» диплома.

— В бизнес-школах привлекают к преподаванию уже состоявшихся предпринимателей?

— У нас тьюторами, действительно, являются предприниматели, но кроме этого к ним предъявляется еще много дополнительных требований. Прежде всего, чтобы преподавать программу, нужно самому сначала ее закончить, потом пройти подготовку на тьютора, сдать экзамен, и в дальнейшем регулярно проходить повышение квалификации и вновь сдавать экзамен, подтверждая свое право на преподавание. Как правило, тьюторами становятся предприниматели, реализовавшие себя в бизнесе, руководители компаний, которые имеют богатый опыт практической работы и готовы им поделиться.
Мы часто приглашаем к себе в Школу Бизнеса Диполь интересных людей, предпринимателей и тренеров, но это уже не в рамках программы основного обучения, а на уровне каких-то дополнительных мероприятий.

— В чем, на Ваш взгляд, главные преимущества «Школы Бизнес Диполь» перед конкурентами?

— Основное преимущество, как я уже сказала, это международная аккредитация, которую в России имеют всего 9 бизнес-школ. Например, Синергия, МИРБИС, Московская международная школа бизнеса и МИМ ЛИНК. Выпускники таких программ, получают подготовку, позволяющую им работать в любой точке мира.

Мы стараемся идти в ногу со временем и многие учебные моменты выносятся в сеть. У нас много филиалов в других городах, и если студент не может посетить семинар в своем городе, он может сделать это в филиале.

За 18 лет Школа Бизнеса Диполь выпустила порядка 2500 студентов-менеджеров. Следует отметить, что это образование не из легких, оно отличается от вузовского, здесь нет лекций, нельзя списать или купить работу, здесь нужно помимо всего иметь силу воли, амбиции и мотивацию, для того, чтобы пройти обучение до конца.

— Но ведь бизнес-образование это не только МВА?

— Конечно, это еще и различные семинары, бизнес-тренинги. Бизнес-образование включает различные программы повышения квалификации. Например, у нас есть курс управления проектами, его тоже можно рассматривать как программу бизнес-образования. Ведь практически любой бизнес можно представить как проект. Сейчас существует такая тенденция, что ведение бизнеса сводится к проекту. И управление строится не как у конвейерного производства, а именно как проектного.

Кроме того, у нас есть программы актуальные в свете последних изменений в сфере бизнеса. Сейчас Россия вступила в ВТО и многим компаниям придется переходить на международные стандарты финансовой отчетности, и программа позволяет изучить все эти 34 стандарта. В связи с тем, что многие компании работают с зарубежными партнерами, то им это необходимо. У нас ведется большая методическая работа, например, по корпоративному обучению. Не так давно у нас была конференция по HR, посвященная тому, как школы-бизнеса могут интегрироваться в компании.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: