Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Ефим Кац: «Бизнес любых масштабов всегда связан с рисками…»

Ефим Кац: «Бизнес любых масштабов всегда связан с рисками…»

Компании с саратовскими корнями, которым удалось успешно выйти на федеральный уровень, можно пересчитать по пальцам. Одной из них является Мебельная фабрика «Мария», которая на сегодняшний день занимает 8-9% российского мебельного рынка. О рецептах правильного построения федерального бизнеса, о подходах к кадровой и управленческой политике, а также о том, как развивается мебельный рынок, корреспонденту «Делового Саратова» рассказал генеральный директор Мебельной фабрики «Мария» Ефим Кац.


Из современных саратовских предпринимателей Ефим Ильич – один из самых известных, а Кухонные студии «Мария» – визитная карточка и хороший пример создания яркого бренда. На сегодняшний день компания «Мария» – это не только мебельная фабрика, но и широкая розничная сеть Кухонных студий (320), представленная в 160 городах России и за ее пределами. При этом сам Ефим Кац говорит, что к открытию Мебельной фабрики «Мария» привела цепочка случайностей: «В 98 году у нас с партнерами была сеть магазинов по продаже электроники и небольшая фирма, занимавшаяся импортом кухонь. Вести бизнес в условиях кризиса было нелегко. Магазины пришлось закрыть. Мы пытались заняться бизнесом по продаже мебельных материалов для производства столешниц и кухонных фасадов оптом. В итоге, вместо оптовой продажи мы приняли решение наладить производство кухонь».

– Сейчас «Мария» – это мебельная фабрика с широкой дилерской сетью по всей России и за ее пределами. В этих масштабах чего больше: устойчивости или риска нестабильности? 

– Бизнес любых масштабов всегда связан с рисками, это неизбежно. Если говорить о том, что проще – управлять 30-тью магазинами или сетью из 320 фирменных студий, то на первый взгляд может показаться, что управлять «маленьким бизнесом» проще. Меньше оборот, меньше число покупателей, меньше персонал, и, соответственно, меньше проблем… Но это только на первый взгляд. Если ты научился грамотно выстраивать бизнес-процессы в одном магазине, то управлять большим количеством будет уже намного проще.

Мы же изначально ставили перед собой цель – стать федеральными игроками рынка, отдавая себе отчет в том, что это будет сопряжено с немалыми рисками, но компании удавалось справляться со всеми сложностями. Сейчас в России действует 320 студий «Мария». Надеемся, через два года их будет 500.

– С чем, в первую очередь, связаны риски в Вашем бизнесе – проблема в банковской системе или внезапном изменении потребительского поведения? 

– Очевидно, что мы больше зависим от потребительских предпочтений. В первую очередь, это связано с тем, что мы работаем на федеральном рынке, и малейшие изменения экономической конъюнктуры: экономический кризис, спад, – могут сильно ударить по нам. В этом плане наши более мелкие конкуренты намного стабильнее – они не столь зависимы от глобальных изменений.

– Сейчас все активно обсуждают новую волну кризиса и ищут всевозможные пути сокращения издержек. Вы как-то почувствовали кризис? 

– То, что сейчас переживает экономика страны – это, конечно, не стремительное (за 3-4 месяца), фатальное падение вниз, как это было в 1998 или в 2008 годах, но в экономике стагнация. И это факт. Мы сейчас наблюдаем остановку экономического роста, что соответствующим образом отражается на потребительской активности: люди стали меньше тратить, меньше покупать, меньше зарабатывать. В этой разбалансированной ситуации с падением спроса мы испытываем определенные сложности.

– А насколько велико падение продаж у компаний, торгующих мебелью, в частности, у «Марии»? 

– Ситуация с продажами мебели отчасти похожа на ситуацию в 2008 году. До кризиса рынок рос в среднем на 50-60 процентов в год. После 2008 года динамика замедлилась, рост, в лучшем случае, составлял 10 процентов, то есть мы значительно теряли в темпе роста.

За период 2012–2013 среднегодовой темп роста составил всего 15 процентов. В 2013 году оборот равнялся 6 млрд. рублей. Сейчас, в условиях стагнации и непростой политической ситуации (связанной, в том числе, с событиями на Украине), скорость роста рынка заметно снизилась.

– В этих непростых условиях за счет каких инструментов Вы оптимизируете бизнес-процессы, сокращаете издержки? 

– В первую очередь, мы стараемся повысить производительность труда за счет автоматизации и оптимизации, как производства, так и всех основных бизнес-процессов компании. Мы вкладываем значительные средства в информационные технологии, которые должны сделать работу наших сотрудников и дилеров более простой и эффективной. За счет этого мы не увеличиваем штат при постоянном росте компании. Мы справляемся имеющимися людьми, что дает нам возможность повышать оплату их труда. Существенно снизить издержки помогает совершенствование бюджета закупок, сокращение непроизводительных административных расходов, которые не добавляют ценности для клиента. И надо отметить, что это дает положительный эффект: доходы компании за 2014 год выросли в несколько раз по сравнению с 2013 годом.

– В Москве уже начинает формироваться определенный сегмент квартир, укомплектованных мебелью еще на этапе строительства. Как Вы относитесь к такой тенденции? Возможен ли в Саратове формат продажи квартир «под ключ»?

– Мы пытались наладить сотрудничество с девелоперами, которые планируют продавать квартиры с встроенными кухнями и другой мебелью. У нас есть запросы из Москвы, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода. Но дальше переговоров дело пока не идет, отчасти потому, что спрос на такое жилье невелик. В отличие от рынка Северной Америки или Европы, где потребитель не столь щепетилен к выбору кухни и полностью полагается на вкус девелопера или дизайнера, российский потребитель более избирателен, для него кухня – это не просто место для приготовления пищи, это элемент качества жизни. Российские потребители предпочитает самостоятельно преображать квадратные метры. Они любят активно соучаствовать в процессе выбора кухни, настраивать под себя ее функциональность. Они не готовы отдать решение этого вопроса в руки девелопера. Но, на мой взгляд, сейчас наметилась другая тенденция на мебельном рынке…

Перспективным сегментом для застройщиков может стать рынок арендного жилья, который до сих пор находится в зачаточном состоянии. В отличие от Европы и США, рынок арендного жилья в России почти не развит и представлен в основном частниками. Между тем как аренда жилья – это огромный сегмент рынка, который нуждается в консолидации. Первые шаги на пути к этому уже сделаны. Например, пилотный проект существует в Сочи – там к олимпиаде была построена гостиница, номера которой в дальнейшем будут использоваться как арендное жилье. Компания «Мария» выступила партнером в этом проекте. Я уверен, что рынок арендного жилья будет расти и стимулировать развитие рынка кухонь. Люди понимают, что благодаря такому продукту, как «арендное жилье», они получают комфортную меблированную квартиру за доступные деньги.

– Вы чувствуете конкуренцию со стороны других мебельщиков (российских, иностранных игроков)? 

– Конечно. На сегодняшний день действует широкий круг компаний, производящих кухни на заказ. В России в каждом городе действует десяток компаний, занимающихся производством мебели. Пройдитесь по центру любого российского города… Улицы пестрят вывесками мебельных магазинов. И все это в большей или меньшей мере – наши конкуренты.

– Многие эксперты уверяют, что главными конкурентами для легальных производителей являются так называемые производители «no name». Насколько актуальна проблема подделок на саратовском рынке? 

– Это больной вопрос для крупных компаний. По статистике больше 50% рынка приходится именно на «серых» производителей. Конечно, потребитель всегда сам выбирает: совершить покупку у неизвестной компании, у которой нет собственного производства, а товар продается в полуподвальных помещениях, или обратиться в брендовый салон, название которого на слуху. Безусловно, наши цены будут чуть выше, чем у производителей «no name». Нужно понимать, что мебель от компании, имеющей свое производство, предоставляющей гарантию качества и достойный сервис, не может стоить дешево. Но, к сожалению, современный потребитель отдает предпочтение цене товара зачастую в ущерб качеству. Другой вопрос, что он получает в итоге? На покупке дешевой мебели можно сэкономить 10-20 тыс. рублей, но риск «попасть впросак» весьма велик: начиная от низкокачественных материалов, просчетов в размере и функционале кухни и заканчивая неподходящим дизайном. Чтобы кухня не стала досадным просчетом в интерьере, лучше довериться профессионалам.

– Сейчас многие люди, экономя свои деньги при покупке кухонных гарнитуров, предпочитают собирать и навешивать все элементы сами. Как Вы относитесь к этой тенденции? Рассматриваете ли Вы магазины формата Do It Yourself («Касторама», «ОБИ») как своих конкурентов? 

– Нет. Они работают на другой ценовой сегмент. Основными потребителями магазинов формата Do It Yourself являются дачники, студенты, то есть владельцы, которые не планируют много денег вкладывать в ремонт и меблировку. Это может стать хорошим, экономным вариантом также для тех, кто собирается сдавать жилье, и озаботился вопросом его меблировки. Таким образом, самодельную мебель можно рассматривать исключительно как «временный» вариант. Но если вам нужна комфортная мебель, если вы ищете кухню, которая была бы вам в радость долгие годы, то нужно относиться к выбору основательно.

– «Мария» первая среди производителей кухонь открыла свой учебный центр. Насколько оправдан такой путь развития компании? 

– Прямой экономический эффект посчитать, конечно, сложно, потому что знания не имеют стоимости. Но содержание учебного центра, оплата тренеров, оборудование аудитории – все это составляет значительную строку расходов, около 0,5-1 процента от оборота уходит на обучение. У нас существует целая программа: курсы идут в течение всего года на двух площадках (в Москве и Саратове).

Задача специалистов нашей компании сделать так, чтобы как можно большее число посетителей наших студий осталось довольно своей покупкой. И в этом плане обучение как никакой другой способ решает эту задачу. Косвенно затраты на обучение окупаются за счет растущего среднего чека. А это значит, что наши клиенты доверяют нам все больше.

– Не возникало желания попробовать силы в производстве иных видов мебели? 

– Нет. Нас устраивает то, что мы делаем. Объять необъятное нельзя.

– Есть такое представление об управлении бизнесом, что идеальная система – та, которая может работать без руководителя. Насколько выстроенный вами бизнес может существовать без Вас? 

– Это выражение верно отчасти. Да, бизнес должен работать, как часы, в первую очередь, благодаря слаженной операционной работе менеджеров. Но расти и развиваться без руководства ни одна компания не сможет. Только владельцы бизнеса и руководитель формируют долгосрочную стратегию, определяют цели, задают тон и ход движения всей компании. И от того, насколько сильное и мудрое руководство стоит у руля, будет зависеть успех компании.

Специально для «Делового Саратова». Екатерина Коробкина.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: