Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Игорь Карлин: Гармоничный мотив

Игорь Карлин: Гармоничный мотив

Для людей старшего поколения саратовская гармоника — один из символов земли Саратовской. А вот молодежь далеко не всегда может похвастаться знанием культуры родного края. Сейчас в области реализуется программа по возрождению производства уникального инструмента, и не последнюю роль в этом процессе играют люди, которые пронесли любовь к саратовской гармонике через всю свою жизнь.

Гармонист Игорь Карлин рассказал «Деловому Саратову» почему важно поддержать носителей традиции и как вернуть саратовской гармонике былую популярность.

Игорь Карлин

— Вы задавались вопросом почему в свое время выбрали именно гармошку?

— Гармошка стала лейтмотивом моей жизни, а сейчас, на 50-летнем рубеже, есть возможность подвести итоги, и наметить новые направления. В 15 лет я пришел в только что созданный коллектив в поселке Дубки, бессменным руководителем которого выступал автор первого самоучителя игры на гармошке Евгений Михайлович Нахов. На вопрос: почему я выбрал именно гармонь, не могу ответить даже самому себе. Ведь пробовал играть и на других инструментах: 4 года — на баяне, потом — на гитаре, ударных. Но, возможно, в силу неоднозначности инструмента, его специфики нашлось то, что, как говорится, «зацепило», и саратовская гармоника стала моим основным инструментом, в значительной степени определив мою жизнь.

— Вы выступаете сольно или в составе коллектива?

— В ходе своей деятельности я выступал в нескольких качествах: как профессиональный исполнитель (с записью в трудовой), артист коллектива саратовской гармоники, долгое время преподавал, занимался общей просветительской деятельностью с проведением лекций и семинаров, был руководителем ансамбля и детского, и студенческого, и состоящего из более взрослых участников.

Диплом

— Какое достижение в своей творческой деятельности Вы считает наивысшим?

— В 2010 году я участвовал в конкурсе в итальянском городе Ланчиано, где выиграл Гран-при среди гармонистов. Уже несколько лет исполнители и творческие коллективы из России принимают участие в этом конкурсе, но ни одного гармониста там еще не было. Особенно приятно было, когда после выступления председатель жюри и организатор конкурса В.Д. Зубицкий, корифей и законодатель школы игры на баяне, передав слова члена жюри из Китая, назвал меня «монстром гармоники».

— Что отличает Саратовскую гармошку от других инструментов?

— У саратовской гармошки нет статуса профессионального инструмента. Тональность одна, а гармонически только две функции. Из-за этого сильно ограничен возможный репертуар. Однако усилия не одного поколения гармонистов были направлены именно на его расширение и обогащение. Одна из возможностей для этого — введение инструмента в ансамбль, например, с баяном. Баян гармонически поддерживает гармонику, расширяя, тем самым, ее возможности. Однако при этом немного видоизменяется техника звукоизвлечения, самой игры. За счет этого и расширяется репертуар.

— Где сейчас можно найти саратовскую гармошку?

— О современном состоянии производства уже много раз говорилось. Цех закрыт, мастеров не осталось. Практически все секреты у одного единственного мастера, а он, кажется, не собирается ими делиться. Но благодаря усилиям заинтересованных людей на базе училища было создано небольшое производство. Есть пока энтузиасты. Кроме того, сейчас реализуется социальный проект «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской» в рамках государственной программы поддержки народных промыслов.

— Кто принимает наиболее активное участие в этом проекте?

— Инициативы исходят от официальных структур и представителей бизнес-сообщества.
Можно попробовать проследить почему теряются традиции. Ранее существовавшая система перестала функционировать. Все это поддерживалось государством: система обучения, производство, концертная деятельность коллективов. Программа возрождения должна наполниться содержанием, и определяющую роль здесь должен сыграть бизнес. Стремление к прибыли — далеко не единственное у предпринимателей. Среди них много людей, которые по-человечески, с душой переживают не только за свое дело. Один из конструктивных путей для возрождения гармоники — создать выгодные для бизнеса условия. Производство инструмента — это лишь один из аспектов.

Этот проект реализует региональное отделение ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), под руководством И.Р. Плеве и его заместителя Л.И.Бахаревой.

— Что еще входит в комплекс мероприятий по возрождению саратовской гармоники?

— Кроме производства сюда входит обучение игре, концертная деятельность, просветительская работа — обучение в школах, лекции в музеях. Сейчас, это скорее, программа о намерениях, ведь мало просто сказать: гармоника — символ губернии. В первую очередь, необходимо поддержать носителей традиции, культуры игры, мастеров производства. Многие из них отдали гармошке всю свою жизнь. Необходима детализация программы, ее заполнение организационными, финансовыми ресурсами.

— Какова Ваша роль в этом проекте?

— В первую очередь исполнительская. Так 30 ноября в Большом зале Саратовской консерватории состоялся концерт «Пели мне рябины, пели мне березы…». Впервые за очень долгое время саратовская гармошка звучала на протяжении часа. Вместе со мной в этом концерте приняли участие группа «Колядки» и ансамбль «Лель», а также Михаил Устинов (автор и исполнитель).

В свою концертную программу я постарался включить произведения всех наших саратовских коллективов (Волгари, Озорные колокольчики, Серебряные колокольчики и др.), которые были «хитовыми». Не только саратовские припевки и Барыню, которые являются классикой саратовской гармошки, но и современные обработки русских народных песен, авторских песен, классические произведения (например, парафраз Глинки), городские романсы, мотивы современной музыки. Это тоже своеобразное расширение репертуара. Хорошо, опыт позволяет.

— Как изменилось отношение к гармонике в последнее время и почему?

— Современное состояние контрастирует больше всего с 1970-ми. Сейчас, в принципе, отношение ко многим вещам изменилось, но тут особенная ситуация.
У ребенка серьёзный интерес к музыкальному инструменту появляется только после 3-5 лет занятий, когда он начинает чувствовать, что у него что-то получается. До этого времени заинтересованность должны проявлять родители, и раньше так было. Родители видели, что у ребенка есть перспективы: в то время коллективы саратовской гармоники были очень востребованы в концертной деятельности. И хотя денег за это они не получали, зато могли посетить множество не только российских, но и заграничных городов. Наиболее популярные коллективы неоднократно объехали всю Европу, соцстраны, Японию, бывало, годами дома не жили. Как говорится, «попали в струю». Какой родитель откажется от такой перспективы для своего ребенка, тем более что посещение уроков игры было бесплатным. Поэтому была возможность выбирать наиболее талантливых. В 1990-е — уже выступали только в общих концертах, сейчас же даже такие выступления редки.

Сегодня обучатся игре на гармонике не идут вообще, поэтому сложилась такая практика: например, во Дворец творчества юных приходят обучаться игре на гитаре, и как дополнительный инструмент ему преподают гармонику. И уже тогда при личном контакте, как говорится, приобщают.

Есть перспектива возрождения былой популярности, и если грамотно ее поддержать, то возможно, гармоника раскроется в новом свете.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: