Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Антон Графченко: «Хорошие книги никогда не стареют, им дана вечная молодость»

Антон Графченко: «Хорошие книги никогда не стареют, им дана вечная молодость»

grafchenko

Директор Издательского дома «Волга» Антон Графченко в интервью Деловому Саратову рассказал о специфике саратовского книжного рынка, о самых популярных сериях этого года и почему эксклюзивные новинки книжного рынка продаются в Саратове по такой же цене, как и в Москве.

Работать как издатель Антон Графченко начал с 2004 года в Издательстве «Орион», а в 2012 открыл собственный Издательский дом «Волга». Он не хотел делать лубочную литературу, не хотел делать книги, которые служат не более, чем украшением интерьера. Он хотел создавать – и создает: книги и альбомы о Саратовской области, произведения современного искусства, которые не только содержат в себе увлекательную историю родного края, но и фотографии, и живопись прошлых лет. Однако Издательский дом, задуманный Антоном Графченко, как возрождение истории Саратовской области, оказался еще и рентабельным проектом и дает много новых идей для развития книжного бизнеса. Каждая новая книга от ИД «Волга» завоевывает признание, как профессионалов, так и читателей: ежегодно работы издательства занимают первые места в региональном конкурсе «Лучшие книги года», и в 2014 году  издательство представляло Саратовскую область на всероссийском конкурсе  «Малая Родина».

— В многочисленных интервью российские издатели в один голос жалуются, что доходность книгоиздательской отрасли, и без того незавидная, постоянно падает. Многие сегодня пророчат книге скорую смерть: с одной стороны книги в России читают все меньше и меньше, с другой – на смену бумажным книгам приходят электронные. С учетом этих условий как, по Вашему мнению, будет складываться ситуация в сфере книгоиздания?

— Если Вы побываете хотя бы на одной крупной книжной ярмарке, то убедитесь, что книжная отрасль не просто жива. Она развивается. Для меня совершенно очевидно, что страхи, связанные с объективными трендами (появление электронной книги, снижение интереса к чтению, вообще падение культурного уровня), были несколько преувеличены. Конечно, ситуация не простая, но далеко не такая удручающая, как рисуют некоторые. А пессимистичные нотки, которые могут проскальзывать у моих коллег по отрасли, объясняются ностальгией по советским временам, когда книги издавались колоссальными тиражами. Но это не показатель. Да, на сегодняшний день можно констатировать, что тиражи на порядок меньше, но зато ассортимент значительно расширился.

Знаете, в свое время точно так же скорую смерть прочили театру после появления кино. Когда появилось  телевидение, заговорили о смерти кинематографа. Скорую смерть пророчили и радио после того, как появились компакт-диски и тот же интернет. Сегодня все эти варианты медиа существуют параллельно, а  люди по-прежнему ходят в кино и театр, смотрят телевизор и, как ни странно, слушают радио. Разговоры упаднического толка сейчас ведутся и вокруг бумажных книг, которые якобы должны вытеснить книги электронные. Ситуация повторяется… Но для меня очевидно, что  электронные книги никогда не заменят традиционных. Всегда будет интересно взять книгу в руки, почувствовать запах типографской краски, оценить работу людей, которые трудились над ее созданием. Я убежден, что хорошие книги никогда не стареют, им дана вечная молодость, они – настоящее искусство, которое помогает нам жить и развиваться, сохранять человечность.

— То есть вкладывать деньги в литературу – выгодное дело?

— С точки зрения покупателя, ценителя, если хотите, конечно, выгодно. Ведь хорошая книга несет в себе подчас уникальную информацию и являет собой произведение искусства. Если смотреть на издательское дело с позиции инвестора, то это тоже может оказаться интересным вложением. В нашей практике было несколько проектов, где мы привлекали частных инвесторов. Правда, это были единичные случаи, а сам инвестор настолько начинал в это входить, что ему становилось интересно, и он получал скорее моральное удовольствие от участия в создании новой книги.

— Многие издатели говорят, что им нужен какой-то повод, удачное стечение обстоятельств, чтобы выпустить ту или иную книгу. У  читателей должна появиться особая мотивация для покупки. Например, это может быть скандал вокруг имени автора или всплеск интереса, вызванный, скажем, выходом фильма, как это было в случае с «Властелином колец». Какая философия у ИД «Волга»?

Философия ИД «Волга» заключается в том, чтобы помогать людям жить богато, в том смысле, что наполнять смыслом и красотой каждый день жизни, идти навстречу новым местам, новым людям, навстречу новым открытиям. Но разве можно жить богато и красиво, когда в суете повседневности мы теряем чувство прекрасного и не замечаем красоты нашего родного края, наших замечательных городов, нашей истории и наших великих земляков. Поэтому наши проекты – это попытка соединить книгу иллюстрированную и книгу о краеведении, чтобы максимально раскрыть красоту нашего края и полюбоваться всеми ее гранями.

— Какая серия книг вашего ИД пользовалась особой популярностью?

— Безусловно, для успешного распространения важно, помимо качества самого продукта, учитывать и сезонность, как, например, с альбомом «Волга. Путешествие от Москвы до Астрахани» или круглые даты, что было характерно для альбомов из серии города Саратовской области «Маркс» и «Пугачев». Но есть проекты, которые обречены на успех благодаря своей уникальности. Фотоальбом «Саратов» один из таких. В этот альбом вошли снимки талантливого фотохудожника Валерия Ивановича Кузьменко, сделанные им за последние 10 лет. Автор в первую очередь уделил особое внимание не вещественному, а эмоциональному воздействию фотографии — и, должен вам сказать, это ему удалось. Заснеженные городские улицы, ворота парка «Липки», укрытые снежным покрывалом или красивый фасад здания музея Радищева и прогулочная алея, подернутая зеленью легкого кружева самых первых листьев… Все это создает совершенно непередаваемую атмосферу города. Безусловно, талант Валерия Ивановича сделал альбом по-настоящему популярным. Или уникальный альбом «Саратов в изобразительном искусстве», который был выпущен совместно с музеем им. А.Н. Радищева. Никогда ранее ничего подобного ни в одном саратовском издательстве не выпускалось. В альбом вошли рисунки, портреты, городские пейзажи, написанные в период с 1636 года. Работы были предоставлены из собраний саратовских музеев, а также Третьяковской галереи, Русского музея, архивов и библиотек Москвы и Петербурга, две работы были предоставлены нам из Лондона и одна из Нидерландов. Отдельно хочется упомянуть автора текста для этого альбома. Елена Савельева – научный секретарь СГХМ им. А.Н. Радищева, не только потрясающий, душевный человек, но и подлинный служитель искусства. Альбом не удалось бы столь полно собрать без ее глубоких знаний и настойчивости. А вообще каждая наша книга – это клад, в каждой есть своя изюминка.

— И все же. Ваши книги – это эксклюзивный продукт для состоятельных людей или?..

— Наши книги, прежде всего, для настоящих ценителей качественной работы и для людей, увлекающихся историей родного края.

— Очевидно, что Ваши проекты интересны, но и сложны… Сколько занимает подготовка одного такого тома?

— Работа начинается за несколько лет до выхода книги. Предварительный этап – получение информации о готовящихся материалах или второй вариант, когда к нам обращается заказчик. Наша позиция такова: сначала стараемся ни от чего не отказываться, ничем не жертвовать, потом все взвешиваем, отсекаем лишнее и только после этого начинается процесс «создания» книги. Сам процесс подготовки книги к печати занимает от двух месяцев до трех лет: все зависит от сложности готовящегося материала. Над одним проектом, как правило, работает коллектив из 7–15 человек: руководители проекта, редакторы, дизайнеры, верстальщики, фотографы, журналисты или авторы, волонтеры, рецензенты и консультанты. Вся команда подбирается, как единомышленники. Я считаю, что на девяносто процентов любой успех зависит от профессионализма людей, которые работают в издательстве, от их взаимоотношений. Когда у руководителя проекта горят глаза, и он говорит: «А давайте сделаем так, а давайте мы достанем вот эти вот фотографии, поставим их здесь вот таким вот коллажем…», вся команда постепенно входит в этот процесс. Ведь подготовка каждой книги – это не штамповка, а индивидуальный процесс.

— Расскажите немного о ваших последних проектах: какие интересные новинки искать саратовцам на книжных полках.

— Сейчас вышел уникальный альбом «Волга. Путешествие от Москвы до Астрахани». В серии «Города Саратовской области» увидели свет альбомы «Маркс», «Пугачев» и «Вольск». Их можно найти практически в любом книжном магазине Саратова. В рамках этой же серии мы сейчас работаем еще над несколькими книгами. Это альбомы по городам: Балаково, Хвалынск, Красноармейск и по селу Белогорное Вольского района.   Получить к себе на книжную полку новинку от ИД «Волга» можно будет уже в начале следующего года.

— А какие книги стоят на полке в вашей домашней библиотеке? Что составляет ваше любимое чтение? 

— В юные годы я читал очень много. Кажется, я прочитал все, что можно было прочесть. Доходило до того, что родители отправляли меня на улицу, под угрозой запрета на чтение. А сейчас времени на чтение практически не остается, я сам занимаюсь тем, что издаю книги. Если и выдается свободная минутка, то читаю в основном практическую литературу.

— В своих книгах вы используете уникальные иллюстрации, фотографии – откуда удается получить такие ценные материалы?

— За более чем 10-летний период работы мы сдружились с кругом саратовской интеллигенции. Наши фотографы, авторы, музейные сотрудники, историки и краеведы — все ценные материалы мы получаем от них. Особенно хочу отметить поддержку Кумакова Андрея Вадимовича – известного саратовского предпринимателя, краеведа и историка, который буквально по крупицам  собирает историю своего родного края и своей семьи. Его участие, безусловно, сказалось на количестве и качестве наших проектов. Где-то он помогает финансово и подключает своих партнеров, где-то помогает в поиске информации.

— У книг «Фотоальбом Саратов», «Волга», «Вольск», которые Вы упомянули, и целого ряда других изданий высокая цена. Почему Вы были уверены, что покупатели согласятся платить такие деньги?

— На самом деле наши книги совсем недорогие с учетом их себестоимости, я уже не говорю о ценности, которую они собой представляют.  Вот ответьте мне на вопрос: во сколько можно оценить альбом по Волге, который автор готовил более 30 лет?

— Здесь сложно рассуждать в категориях «товар-цена»…

— В том-то и дело! А у нас есть книги, над которыми автор работал всю свою жизнь. Если мы посмотрим на московские издательства, которые занимаются выпуском подобных эксклюзивных книг, то увидим, что цена там будет такая же, но тиражи на порядок больше и сроки окупаемости иной — короче. Вот и выходит, что книги ИД «Волга» недорогие. Скажу вам больше: некоторые наши клиенты, держа в руках очередную новинку, наоборот удивляются, почему наши книги стоят так дешево.

В ряде регионов России (в основном в республиках: Чувашия, Башкортостан, Татарстан, Мордовия) поддержки издания краеведческих книг уделяется большое внимание со стороны местного руководства. Вот там цены, за счет господдержки, действительно, в 1,5–2 раза ниже. У нашего правительства пока такой возможности нет. Но, даже не смотря на это, некоторые наши проекты получили серьезную финансовую помощь от губернатора. Путеводитель по музеям Саратовской области, альбом «Космическая слава Саратовской земли»,  альбом «С именем Столыпина», переиздание книги Хованского Н.Ф. «Участие Саратовской губернии в Отечественной войне 1812 г.», книга В.Н. Семенова «Правители земли саратовской» — все эти проекты были реализованы только благодаря участию со стороны Валерия Васильевича. Отдельную благодарность хотелось бы высказать Дмитрию Федоровичу Аяцкову: без его помощи многие книги так и не увидели бы свет.

— Как реагируют покупатели на книги и альбомы про города Саратовской области, про Саратов, Волгу, покупателям это интересно?

— Очевидно, интересно, если пользуются спросом. А если серьезно, то я нисколько не сомневаюсь, что множество людей, заинтересованы в том, чтобы их покупать. Есть вещи, с которыми должен познакомиться каждый человек: это и история родного края и люди, которые здесь когда-то жили, старые фотографии, живопись. Книга ведь несет и воспитательную нагрузку. Думаю, любому человеку будет интересно пролистать «Волга. Путешествие от Москвы до Астрахани», поскольку там есть уникальные фотографии. Наши книги не для «сухарей» – это не монографии. Это книги для чтения, для воспитания, для красоты, если хотите.

— Какие маркетинговые ходы Вы предпринимаете? Как рассказываете о себе читателям и продавцам?

— У нас есть собственный сайт, на котором можно узнать последние новости книжного мира, познакомиться с новинками от ИД «Волга». Сейчас занимаемся вопросом его обновления и думаем о создании в ближайшее время интернет-магазина. Хотя возможность заказать книгу через торговую интернет-площадку есть уже сейчас. Для этого достаточно зайти на наш сайт http://www.volga-id.ru и оставить заявку. Или воспользоваться сервисом OZON.ru: в этом году мы впервые вышли на эту торговую интернет-площадку с альбомом по Волге за предел Саратовской области.

— Под Новый год планируете удивить читателей каким-то новым проектом?

— В декабре 2014 года выйдет книга краеведа  Семенова Виктора Николаевича «Правители земли саратовской». Там собраны интересные жизнеописания всех руководителей, от первых  основателей  крепости Григория Осиповича Засекина и Федора Михайловича Турова до современных губернаторов Аяцкова Дмитрия Федоровича, Ипатова Павла Леонидовича, Радаева Валерия Васильевича.   Всем рекомендую, очень интересно написано. Готовится еще ряд интересных проектов по Саратову. Многие из них увидят свет в 2015 году.

 

Беседовала Екатерина Коробкина. Специально для Делового Саратова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: