Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Поговорим о городе. Владимир Пономарев: «Если бы каждый у своего дома высадил цветы, мы бы свой город не узнали…»

Поговорим о городе. Владимир Пономарев: «Если бы каждый у своего дома высадил цветы, мы бы свой город не узнали…»

Саратов — один из крупнейших городов Поволжья, который за последнее время превратился в «город-офисов» и торговых площадей. Коренные жители с ностальгией вспоминают те времена, когда он был зеленым и красивым. По мнению социологов, комфортная городская среда сможет исправить эти скептические ассоциации и выступить как «генератор» изменения отношения к городу в лучшую сторону.

Чего недостает сегодня Саратову для того, чтобы он мог называться комфортным для жизни городом? Ответ на этот вопрос «Деловой Саратов» пытался найти в беседе с председателем правления СРОО «Клуб здоровой ходьбы и путешествий Пилигрим», саратовским путешественником и краеведом Владимиром Пономаревым.

— Владимир Анатольевич, что для Вас означает словосочетание «комфортная городская среда»? Можем ли мы говорить о том, что в Саратове такая среда создана?

— Однозначно описать словами комфортную городскую среду невозможно, она складывается из целого ряда параметров: доступных общественных пространств, регулирования высотности застройки, обустройства пешеходных зон, разработки индивидуальных проектов для фасадов зданий, строящихся в одном районе, и многого другого. Если с этой точки зрения рассматривать Саратов, то наша городская среда еще очень далека от комфортной. Реалии нашей повседневной жизни — некачественное асфальтовое покрытие, «танцующая» плитка и отсутствие уличного освещения. И сегодня еще можно видеть неоштукатуренные фасады домов, с проглядывающими кирпичами на полстены. Есть целые деревянные улицы в самом центре города. Пыль, грязь, мусор – это привычное явление для нашего города.

— То есть, речь идет об элементарном отсутствии благоустройства?

— Именно. К сожалению, на сегодняшний день, у местных властей идеи благоустройства ограничиваются лишь асфальтированием дорожек, да покраской побелкой бордюрного камня.

— С чего нужно начинать исправлять ситуацию?

— Если бы у местного бюджета было достаточно средств, то мы смогли бы преобразить Саратов. Но практика показывает, что дожидаться, когда правительство заложит средства в бюджет на благоустройство города, можно годами. И все же решить проблему можно, активно вовлекая жителей в процесс благоустройства. Начать с малого… Если бы мы, горожане, просто вышли на улицы, и каждый у своего дома высадил цветы или посеял газон, мы бы свой город не узнали.

В Саратове ежегодно сдается в эксплуатацию более десятка новых объектов – жилых домов, предприятий торговли и общепита, учреждений культуры, образования и здравоохранения. Способствуют ли современные объекты строительства созданию комфортной городской среды?

— Разные стили, несочетаемость зданий, угнетение одних зданий другими – все это очевидные острые вопросы. Но есть и еще одна проблема — сочетание исторической и современной застройки. К сожалению, уже сейчас достаточно примеров, когда новая застройка нарушает сложившийся архитектурный ансамбль. Я, например, считаю очень неудачным строящееся здание на улице Чернышевского, где располагается Городской парк. На мой взгляд, это яркий пример нерациональности застройщиков: контактный провод троллейбусной линии и возводимую стену жилого дома разделяют считанные метры.

— Городская среда должна быть не только комфортной, но и доступной. С этой точки зрения, насколько современные объекты рассчитаны на людей маломобильных – инвалидов-колясочников, людей преклонного возраста, с проблемами зрения и слуха, мам с детскими колясками?

— В Саратове очень мало объектов, куда могут беспрепятственно попасть и получить необходимые услуги маломобильные граждане. Очевидно, что большинство учреждений расположено в зданиях постройки середины прошлого века, и в них просто невозможно полностью произвести необходимое переоборудование для обеспечения полной доступности среды. Но для меня удивительно и то, что многие новые строения не учитывают требования доступности для инвалидов. Кроме того, ни состояние дорог, ни общественный транспорт не позволяют им вести полноценную жизнь. Очень многие вопросы остаются нерешенными до сих пор. Так, практически ни одна из платформ Саратовского железнодорожного вокзала не оборудована пандусами и специальными поручнями для подъема и спуска инвалидов-колясочников, не обеспечен доступ инвалидов к багажному отделению, телефонам-автоматам.

— Насколько наш город, на Ваш взгляд, живой, интересный и динамичный?

— Интересного у нас предостаточно! Доказательство: разнообразие видов досуга, активная культурная жизнь. Для меня совершенно очевидно, что город постепенно меняется, становится экстравертным, светским, хоть и медленно, но формируется единое городское сообщество.

— Спрос на комфортные и функциональные рекреационные места в городе возрастает с каждым годом, и согласно статистике, около 55% саратовцев предпочитают проводить свой досуг в парках и ТРЦ. Как Вы считаете, какие инфраструктурные проекты необходимо реализовывать в Саратове?

— Не секрет, что центральная часть города сегодня страдает от отсутствия гаражно-парковочного комплекса. Нужно разгрузить ул. Московскую, Чапаева, мост Саратов-Энгельс. В плане объектов индустрии развлечений и торговли в Саратове хватает всего с запасом на 10 лет, не думаю, что нужны новые ТРЦ. Очевидно, что город необходимо обеспечить спортивной инфраструктурой. Остро стоит вопрос с рекреационными зонами: Саратову не хватает парков, скверов, зон отдыха на свежем воздухе.

— Каким районам города больше всего не хватает рекреационных зон?

— Развивать их надо в каждом районе. Саратов не очень богат на рекреационные зоны. Парка у нас в городе фактически три – Городской, «Липки» и Парк Победы на Соколовой горе. Все они довольно популярны, туда ходят как для пробежек и прогулок с детьми, так и для спокойной беседы или игры в шахматы. Летом свободных лавочек в Городском парке и «Липках» нет. Большой минус Парка Победы в том, что до него идти далеко. Перед жителями отдаленных районов встает проблемка — публичного городского пространства для отдыха в шаговой доступности просто нет. Очевидно, что рекреационная зона ограничивается лишь старыми скверами, современных развлекательных объектов не хватает. В некоторой степени функцию «зон выходного дня» берут на себя ТРЦ, но в условиях урбанизации становится более востребованным именно отдых на открытых пространствах, отдых в тени деревьев. Я вижу выход в создании малых рекреационных зон (скверов, улочек, «зеленых островков»), прежде всего, на окраинах города.

— Вы прошли пешком не одну страну. В каком уголке мира (стране, городе) самая рациональная и комфортная городская среда?

— В этом смысле мне очень понравилась Англия. Я просто понял, куда надо стремиться, в каком направлении должна развиваться городская среда. Например, Лондон – это живой и комфортный город, с активной уличной жизнью, где люди отдыхают и общаются. Он разгружен от движения машин: только за последние годы там перекрыли несколько центральных улиц, сделав их пешеходными. Это значительно расширило территорию для пешеходов и сделало удобными велосипедные дорожки.

— Может ли современная саратовская городская среда быть приветливой для человека?

— Она должна быть приветливой! Но для этого должна существовать рациональная градостроительная политика. Архитекторы и те, кто согласует и утверждает их проекты, должны действовать заодно, чтобы городская среда формировалась в нужном направлении. Региональное правительство, безусловно, стремится к созданию красивой и благоустроенной городской среды. Но работа в этом направлении предстоит еще очень большая.

Специально для Делового Саратова. Екатерина Коробкина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: