Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Анна Саратовская. Кадровые тонкости: особенности работы с потенциальными сотрудниками и работодателями

Анна Саратовская. Кадровые тонкости: особенности работы с потенциальными сотрудниками и работодателями

Анна Саратовская

Анна Саратовская

Времена государственных заказов на специалистов давно миновали, а словосочетание «работа по распределению» знакомо разве что старшему поколению. Современные выпускники вузов после окончания обучения оказываются не перед дверью, за которой открываются широкие возможности, а с глазу на глаз с суровой реальностью —  работодатели не слишком охотно берут на работу тех, кто только что окончил вуз и не имеет опыта работы. С проблемой трудоустройства часто сталкиваются и уже состоявшиеся специалисты. В это же время работодатели постоянно жалуются на недостаток квалифицированных кадров. Найти друг драга соискателю и работодателю помогают кадровые агентства. О том, как воспользоваться их услугами и на что обратить внимание при выборе агентства, «Деловой Саратов» узнал у директора кадрового агентства «ЭкоСтатус» Анны Саратовской.

Кадровое агентство «ЭкоСтатус» — одна из старейших компаний на рынке труда Саратова. Вот уже 16 лет поиском вакансий, подбором персонала, анализом заработных плат, ведением кадрового документооборота компаний здесь занимаются настоящие профессионалы. За эти годы они прошли через перипетии экономического кризиса, на собственном опыте испытали что такое «финансовые ямы», но оптимизма и присутствия духа не теряли никогда. Для удобства соискателей работает сайт компании ecostatus.ru, где вакансии обновляются в ежедневном режиме.

– Анна Александровна, Ваше  агентство «ЭкоСтатус» позиционируется,  как рекрутинговое. Но в том числе Вам приходиться вести переговоры  и с кандидатами, которые не могут найти работу самостоятельно и они тоже являются Вашими клиентами. Довольно часто можно услышать мысль о том, что для соискателя обращение в такую компанию – это отсутствие гарантий трудоустройства. Миф этот связан с тем, что  некоторые агентства берут 100% предоплату и не заинтересованы в ее отработке. Так ли это на самом деле?

— Мы часто сталкиваемся с непониманием разницы между кадровым агентством и агентством по трудоустройству. Хотелось бы пояснить: рекрутинговые агентства НИКОГДА не берут денег с соискателей, поскольку мы выполняем заказ работодателей провести поиск и подбор подходящих кандидатур, и именно они являются нашими плательщиками. Мы не берем денег ни за внесение в базу данных, ни за оформление резюме, не переводим пенсионные средства в Негосударственные Пенсионные фонды и не ведем платных лекций…  Кадровое агентство «ЭкоСтатус» занимается подбором персонала по требованиям заказчика и предлагает потенциальным сотрудникам имеющиеся в наличии вакансии. Поэтому услуги для соискателей совершенно бесплатные!

Другой вопрос, что в последнее время развелось (другого слова не подберешь) очень много недобросовестных предпринимателей, называющих себя Кадровыми агентствами. Они обманывают людей, выманивая у них деньги: за несколько сотен рулей с безработными проводят лекции, после чего им обещают подыскать место. Не получив должного результата в одном таком агентстве, соискатель перестает доверять всем кадровым агентствам. В результате одна недобросовестная компания портит репутацию  профессиональным кадровым агентствам.

— Как определить профессиональное кадровое агентство,  на какие критерии стоит обращать внимание в первую очередь?

— Первое знакомство с кадровым агентством  клиент начинает с телефонного разговора. Уважительное отношение к собеседнику, понятные и разумные вопросы, полные ответы, предоставление рекомендаций по деятельности и хорошая репутация  — вот что отличает  профессионального рекрутера. Следующий этап – личное собеседование, во время которого квалифицированный специалист ясно и полно расскажет соискателю о вакансии и о компании работодателя, об этапах отбора, обстоятельно ответит на вопросы кандидата, а в случае отказа по результатам собеседования, объяснит его причины и обязательно ободрит.

В нашем случае мы еще и выводим кандидата из стрессового интервью, если таковое  применялось работодателем.  И естественно, в профессиональном кадровом агентстве, как я уже говорила выше, с кандидата никогда и ни в какой форме не станут брать деньги. Клиентом кадрового агентства является  не соискатель, а  компания-работодатель, он и оплачивает услуги по подбору персонала.

— Можно как-то распознать лжеагентства?

— Легко! Есть несколько общих моделей поведения таких «кадровых агентств». Например, одна из них… Вас по телефону приглашают на собеседование на подходящее вам вакантное место. Когда вы приходите в назначенное время, то оказываетесь перед дверью в кабинет работодателя, где уже собралась целая толпа «подходящих» кандидатов. А после «собеседования» вас буквально за руку ведут в соседний зал, где вам за 350 рублей продают методичку  и обязывают пройти курс лекций. Все! Вы попались… Дальше, Вам, скорее всего, продадут набор БАДов. А если вы проявите любопытство и будете задавать слишком много вопросов о цели лекции и расспрашивать о будущем месте работы, то вам объявят, что вакансия закрыта.

– Компания «ЭкоСтатус» на рынке работает давно, подскажите, а где сегодня можно научиться рекрутингу? 

— С момента открытия и начала работы «ЭкоСтатус» прошло 16 лет, и за это время рекрутинг, естественно, претерпел  изменения. Прежде  всего, необходимо отметить возросший на порядок профессионализм специалистов сферы рекрутинга. Научиться рекрутингу можно в вузе, но заручиться эффективными навыками можно только на практике. Сегодня оказывать на рынке труда некачественные услуги становится  все  труднее,  ведь клиент имеет возможность сравнивать качество услуг различных агентств.

 — Какие есть профессиональные сообщества и объединения в области рекрутинга? Компания «ЭкоСтатус» входит в них?

— Профессиональные рекрутинговые  агентства сегодня  входят в региональные кадровые сети и объединения.  Агентства имеют электронные базы данных, облегчающие  работу  рекрутера. В частности, наше агентство является  Представителем Федеральной рекрутинговой сети «Визави Метрополис» (г.Москва). Что это нам дает?  Нас в сети объединяет  профессионализм и сплоченность  команды  по всей России (а это 40 городов!), что позволяет быстро и качественно выполнять любые, даже очень сложные, проекты. Получая заказ, мы можем провести региональный подбор в любом городе по единым международным стандартам  качества.

В 2012 году наше агентство также было выбрано среди прочих  и стало Членом Ассоциации кадровых агентств при Полномочном представителе Президента в ПФО. Мы помогаем создавать резерв молодых и перспективных кадров.

— Но есть компании, которые не пользуются услугами кадровых агентств. Зачем вообще обращаться к Вам, когда в компании есть менеджер по персоналу?

— Скажем так, любая компания в своем развитии отношения к рекрутерам проходит несколько этапов.  Первый этап: самостоятельное закрытие вакансий кандидатами из числа своих знакомых. Здесь услуги кадрового агентства востребованы крайне  редко.  Второй  этап: разовые обращения к услугам кадрового агентства в случае, когда нужны профессионалы. Но здесь еще не сформированы требования к искомому кандидату, достаточно низкая планка бюджета на подбор персонала (именно на данном этапе развития можно слышать сетования на дороговизну  услуг агентства). В таких случаях компания создает собственный отдел рекрутинга, который вполне эффективно может справляться с небольшим потоком вакансий. Но когда бизнес развивается, например, происходит расширение торговой сети или открытие нового филиала, то, естественно, запросы на профессиональные кадры в разы увеличиваются. Речь уже идет о масштабном поиске сотрудников разного уровня и специализации. В такой ситуации руководители компании приходят к выводу, что самым оптимальным решением вопроса будет использование внешнего рекрутинга. Это более эффективно, быстро, качественно, в конечном итоге еще и экономично!

Очень часто наши  клиенты  обращаются за помощью и в том случае, когда подбор не должен быть  широко афишированным. Например, в случае если идет замена еще работающего ключевого сотрудника или открытие филиала без ранней огласки, чтобы избежать активных действий  конкурентов.

— В какую сумму выльется для работодателя обращение в кадровое агентство?

— Все зависит от методов подбора и целей заказчика. Будь то подбор рядового сотрудника с элементарным набором профессиональных качеств или прямое переманивание ключевого сотрудника у конкурентов, так называемый Хед Хантинг — цена заказа будет разной.

— Как вообще выстроена работа в кадровом агентстве  «ЭкоСтатус» с работодателями? 

— Работодатели, обращаясь к нам в первый раз,  получают первичную подробную консультацию по телефону. Затем на личной встрече выясняются все подробности и тонкости заказа. Рекрутер вникает во все  детали вакансии и портрет кандидата. В личном разговоре работодатель поясняет, какими личными  и профессиональными качествами должен обладать потенциальный кандидат. Подписывается договор на подбор персонала, где четко оговариваются сроки нашей работы. Далее начинается невидимый для заказчика процесс:  отсев и подбор из многочисленных резюме нескольких (чаще 3-5) подходящих к идеалу. Причем, специалисты «ЭкоСтатус» никогда не превращают «поиск по заданным параметрам» в механический процесс. Нет. Для нас это отдельный уникальный проект. Мы учитываем не только опыт работы, профессиональные навыки и умения кандидата, помимо этого мы пытаемся понять особенности конкретной должности в данный момент развития организации, прочувствовать атмосферу, которая складывается в каждой компании. Именно поэтому наши специалисты зачастую  даже просят увидеть  рабочее место, которое в будущем предоставит организация своему сотруднику.

Непосредственный отбор проводится на основании следующих инструментов: анализ резюме (мотивация, профессиональные этапы деятельности, совпадение формальных признаков – образование, опыт работы, личные качества), ситуационное интервью, профессиональное тестирование. В итоге мы предоставляем заказчику (работодателю) резюме кандидатов, подходящих под заявленные критерии вакансии. Далее начинается этап собеседования соискателей с непосредственным работодателем. При положительном собеседовании наш успешный кандидат выходит  на работу, а заказчик платит нам за  услуги.

— А как быть работодателю в том случае, если по результатам испытательного срока ваш кандидат никак себя не проявил?

— Это уже вопрос клиентоориентированности!  После трудоустройства кандидата  начинается этап гарантии, в течение которой мы держим связь и с работодателем и соискателем. Цель нашего беспокойства — это оценка работы кандидата и удовлетворенность работой у нового сотрудника. Потому что если обе стороны друг друга не устроят, то мы обязуемся осуществить замену, тем более бесплатно.

— По вашему опыту – какое резюме наверняка заинтересует работодателя: существует ли рецепт единственно верного написания резюме? Не является ли более правильным под каждую вакансию переписывать свое резюме, чтобы заинтересовать конкретного работодателя?

— Сколько работодателей, столько и мнений. Одним нужны подробности листов на семь,  другие резюме не читают, а выбирают, как говорится, «сердцем». Поэтому волшебного вида резюме не существует в принципе. Одно могу сказать точно, желательно резюме составлять четко описывая свои обязанности и достижения на всех местах работы. Не надо перепечатывать пункты из должностной инструкции, потому что на собеседовании таким же  языком кандидат не сможет рассказать о своем опыте. И будет выглядеть неубедительно.

— Какая наиболее частая причина отказа по резюме?

— По нашему опыту основной причиной отказа является «рваный» опыт и частая смена работы. Всегда приветствуется кандидат не «летун» и грамотно мотивирующий смену места работы. Пусть это будет рост и развитие карьеры, а необъяснимый  поиск себя в разных сферах. К своей карьере нужно подходить очень серьезно и выбор профессии должен быть очень взвешенным.

— А какие существуют варианты работы у соискателя с агентством: отправить резюме и ждать ответ, самостоятельно просматривать вакансии кадрового агентства или?..

Чтобы попасть в базу данных «ЭкоСтатус» необходимо выслать свое резюме и обязательно позвонить, чтобы уточнить: принято ли оно в работу. Дальше менеджер сам перезванивает соискателю и приглашает его в офис для собеседования. На этом этапе важно, чтобы человек подробно рассказал не только о своих навыках и опыте, но и о пожеланиях к будущей работе. Даже если сейчас в нашей базе вакансий не окажется подходящей, не стоит отчаиваться: вакансии обновляются буквально каждый день, нужно только периодически просматривать их, а лучше подписаться на рассылку «ЭкоСтатус».

— А есть вакансии, с которыми вы не работаете?

— К сожалению, мы не сможем помочь с рабочими вакансиями и с вахтой в другие города.

— С чем это связано?

— Дело в том, что мы не  можем брать на себя ответственность за вакансии в других городах, где наших кандидатов могут попросту обмануть.

— Были у вас проблемы с теми, кто так и не смогли через вас трудоустроиться?

— Хотя, мы беспокоимся о судьбе своих кандидатов, но кадровым агентством как таковым компания «Эко Статус» не является, поэтому никакой 100% гарантии трудоустройства своим кандидатам мы никогда не обещаем; все в его личных руках, в его желании получить работу. Наша задача заключается немного в ином – в способности найти подходящего кандидата и подготовить его к собеседованию. Поясню… Мы не учим проходить правильно собеседование и красиво себя «продавать». Нет. Мы просто подробно объясняем кандидату,  какой именно опыт нужно осветить на собеседовании, как создать и провести презентацию своих умений и навыков, чтобы за короткое время создать о себе объективное мнение. (Мало кто из кандидатов обладает ораторским умением, зачастую люди просто пугаются будущего работодателя, начинают отвечать невпопад и в итоге лишаются возможности получить работу). Специалисты «Эко Статус» также дадут советы соискателю о том, как выглядеть на  собеседовании, как получить обратную связь и т.д.

— Вы считали, сколько людей вы трудоустроили?

— За все годы, что мы работали… трудно подсчитать. Но одна тенденция прослеживается довольно четко: многие наши соискатели уже сами «доросли» до руководителей и заказывают у нас персонал.

– И все же… Какой он, идеальный работник? О ком мечтают современные работодатели?

— Идеальный работник – это активный, пунктуальный, высокоорганизованный и лояльный к компании сотрудник. Но все это общие слова. Для каждой компании и для каждой вакансии важен свой набор качеств.

Но всех кандидатов  и работодателей объединяет служение общим целям и высокая мотивация к труду за удовлетворительное материальное вознаграждение.  В сложных экономических условиях приходится работать много и держаться за работу и это повсеместная практика.

Вопросы задавала Екатерина Коробкина. Специально для Делового Саратова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: