Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Лариса Дудина: По правилам «органики»

Лариса Дудина: По правилам «органики»

Национальной системы сертификации экологически чистых продуктов в России пока нет, но органические хозяйства уже существуют. Одним из первых в 2011 году на рынок органики Саратова вышел проект «Петровская усадьба», выращивающий на экологически чистой земле кроликов и коров, а также корма для своих животных. За три года органического фермерства директор «Петровской усадьбы» Лариса Дудина освоила все тонкости бизнеса экопродуктов и прониклась идеалами биофермерства. О своем пути из «города в деревню», а также о том, как создавался семейный бизнес на производстве органических продуктов Лариса Дудина рассказала корреспонденту «Делового Саратова».

Экономист по образованию, Лариса Дудина в 1990 годы занималась антикризисным управлением. Но все время хотелось дела, к которому лежала бы душа. Тогда и возникла идея выпустить линейку экологически чистой продукции. Лариса Дудина легко нашла взаимопонимание в кругу семьи и среди друзей – они-то и стали ее партнерами по бизнесу. Решив заняться сельским хозяйством, Лариса Дудина и ее компаньоны сразу поставили себе цель – производить только экологически чистую натуральную продукцию. Общая площадь фермы по производству органических продуктов 260 га земли в селе Тракторное Петровского района Саратовской области. Сегодня у них уже целая ферма, налажено перерабатывающее производство, а в марте этого года был открыт первый магазин под брендом «Петровская усадьба». На ферме разводят кроликов и коров, производят молочные продукты. Постепенно удалось освоить и технологию мясного производства: мясные колбаски для жарки делают по народным старорусским рецептам, также выпускают полуфабрикаты и пельмени. Свой интерес к экологическому сельскому хозяйству Лариса Дудина объясняет просто: «Захотелось употреблять натуральные продукты, в происхождении которых я была бы уверена».

— Лариса Вячеславовна, как можно охарактеризовать российский рынок органической продукции?

— Рынок органической продукции в России довольно молод. Например, в Европе (в частности в Германии) первые биофермы возникли около ста лет назад, в Великобритании интерес к натуральному сельскому хозяйству появился чуть позже – примерно в 30-ые годы прошлого века. У нас же об органическом производстве заговорили лишь в 90-ые годы, а соответствующих стандартов для производства и сертификации экологически чистых продуктов нет до сих пор. Единственный выход для российских фермеров, желающих подтвердить качество своей продукции сертификатом «organic» — воспользоваться услугами инспекторов европейских сертифицирующих организаций. Обойдется такая процедура немалыми деньгами – порядка 1 млн евро. Естественно, что лишь единицы фермерских хозяйств смогут потянуть такие затраты. Вот и получается парадоксальная ситуация, при которой в России уже сложился огромный спрос на экологически чистую продукцию, а производители органики вынуждены работать «в тени», в подтверждение качества своего продукта, предоставляя лишь «честное фермерское слово».

Но для меня очевидно, что настоящий «бум» органического сельского хозяйства нам еще предстоит. У России имеются неоспоримые преимущества для развития органического производства – уникальные природные ресурсы. У нас есть много подходящих земель, которые практически не использовались после развала колхозов в 90-ые годы. За десятилетия запустения эти земли «отдохнули» от химических удобрений и идеально подходят под производство органических продуктов.

— Как выращивают экологически чистые продукты и чем они отличаются от обычных?

— Органическое фермерство требует много кропотливой работы, оно более трудоемко, чем традиционное. При этом не нужно путать просто деревенские продукты и органику. Фермеры могут использовать пестициды, гербициды, инсектициды и прочую химию в своем производстве, то есть вовсе не факт, что мясо коровы, выращенной в деревне, будет полезно и питательно. А первое правило органического сельского хозяйства – категорический запрет на использование химикатов, антибиотиков и препаратов «роста» в животноводстве, также принципы органики не предполагают использования переработанных комбикормов. Например, коровы «Петровской усадьбы» потребляют только натуральный корм, живут в естественных условиях, свободно передвигаются и пасутся на наших пастбищах. Из методов переработки органической продукции допустимы только старые добрые пастеризация, моментальная заморозка, варка и сушка.

Сейчас у нас на ферме 25 коров. Выращиваем мы их по строго установленным правилам: на 2 га земли держим только одну единицу рогатого скота. Если скот содержится более скученно, животные начинают болеть, их лечат антибиотиками, ни о каком экологически чистом производстве уже и речи быть не может. Еще одно важное правило органического хозяйства в животноводстве – это безстрессовый забой скота. Хороший продукт получается только после правильного убоя, и затем поступает на переработку в идеальном состоянии, с тем чтобы изготовленные из такого мяса колбаски, фарш и полуфабрикаты имели идеальный вкус.

Особое внимание мы уделяем производству молока и молочной продукции. На всем протяжении вскармливания коров не применяются антибиотики, стимуляторы роста, а весь цикл органического производства – от поля до магазина — полностью контролируется. Далее по налаженной логистической цепочке мясные и молочные продукты в сжатые сроки попадают на полки нашего фирменного магазина «Петровская усадьба». Таким образом, мы обеспечиваем полный цикл переработки, производства и реализации. Только в этом случае возможно гарантировать покупателям качественный продукт.

В перспективе планируется открыть собственный мини-завод по пастеризации и упаковке молока. Думаем, что он принесет дополнительные доходы. Если появятся хорошие фермы с биопродуктами в окрестностях Петровской усадьбы, сможем оказывать им услуги по переработки молока.

— «Если появятся хорошие фермы с биопродуктами в окрестностях Петровской усадьбы»… То есть на сегодняшний момент экоферм не так уж и много?

— Судя по всему, в Саратовской области пока единицы. И никакой конкуренции на биорынке у нас нет. Причина самая простая… Органическое сельское хозяйство — бизнес хоть и рентабельный, но ориентированный на «длинные деньги». Кроме того, для того чтобы фермер пошел в органику, нужно создать нормативно-правовую базу, защищающую все стороны, а также соответствующую инфраструктуру — от системы сертификации до образовательных центров. Вот и получается, что фермеров, согласных заниматься экологически чистыми продуктами, при таком раскладе не так уж и много. Только сейчас начинают поступать первые осторожные предложения о сотрудничестве.

— Что это за предложения?

— К примеру, одно известное фермерское хозяйство обратилось с предложением работать вместе: «Давайте мы отдадим вам нашу продукцию. У вас отлаженная логистика, есть свой магазин, а у нас этого пока нет». Среди фермеров, сотрудничающих с «Петровской усадьбой», не только те, кто занимается животноводством. У нас в ассортименте есть и мед, овощи, грибы, ягоды – потребителю предоставляется хороший выбор продуктов.

— А кто ваши клиенты?

— За три года работы у нас сформировалась своя клиентская база. Основная масса наших покупателей молодые семьи с детьми. К счастью, молодое поколение более внимательно относится к вопросам питания. Есть люди, которые каждую неделю закупают продукты у нас. В стандартный набор на семью входит мясо, мясные продукты, молоко, творог, сметана. На поверку выходит около 2-3 тыс. рублей в неделю. Получив заказ, мы формируем его, а потом либо развозим продукты или клиент сам может забрать заказ в нашем магазине «Петровская усадьба».

Потребители «на вкус» начинают понимать и отличать, что такое органика и в чем ее отличие от «фабричной» продукции. Некоторые ведь до сих пор говорят, что им натуральное молоко не привычно. Мы объясняем клиентам, что через молоко и сливки они впитывают благоуханье трав, все самое ценное, что дает природа.

Кроме того, тем, кто хочет наладить здоровое питание, нужно научиться еще и правильно готовить наши продукты. Представьте себе, что ко мне пришла клиентка с жалобой: «Я на вашем топленом масле пожарила говядину. Блюдо получилось невкусным». Если подходить к этому с точки зрения органики, то она испортила два продукта: масло и говядину. Объясняю: говядину надо жарить на сухой сковородке, а топленым маслом следует заправлять кашу. Экологически чистые продукты – это, естественно, благо, но при низкой культуре потребления оно может оказаться бесполезным. Нужно понимать, что культура потребления складывается не только из знания роли, которую играет та или иная пища в жизни человека, умения правильно выбирать продукты питания, но и из умения правильно готовить.

– Существует мнение, что экологически чистая продукция – продукция дорогая. Всегда ли это так?

— Нужно понимать, что органические продукты не могут стоить дешево, потому как у них высокая себестоимость. У нас животные растут медленно, так как в качестве корма используются только натуральные компоненты. Второй фактор, влияющий на стоимость, – до какого веса животное может дорасти. У каждого есть свой предел, и опять же большинство не дорастают на натуральных кормах до такого веса, как на комбикормах и усилителях роста.

Конечно, экологически чистая и натуральная продукция по определению не может быть дешевой. Но и мнение о том, что органика – это элитный продукт, доступный только избранным, — ошибочное. Например, сметана, произведенная «Петровской усадьбой» из органического молока, продается по 150 рублей за полкилограмма, килограмм сливочного масла обойдется покупателю в 450 рублей, а килограмм творога – 160 рублей. Да, наша продукция дороже, но разница с рынком составляет всего 10-20%. Если сравнить цену продуктов и получаемый эффект, то экопродукты вне конкуренции.

— Экологический стиль жизни обогащает Вашу жизнь, или, наоборот, ограничивает?

— Начнем с того, что такое «экологический стиль жизни»… В моем понимании, это гармония с окружающей природой, когда ты живешь за городом, дышишь свежим воздухом, тебя окружают предметы из экологически чистых материалов, ты занимаешься спортом и питаешься натуральными продуктами. С этой точки зрения, экостиль не может ни в чем ограничивать. И мне особенно приятно осознавать, что с каждым годом людей, которые придерживаются стиля «эко» становится все больше. А если мы обратимся за примером к опыту европейских стран, то увидим, что там уже миллионы людей живут по правилам «органики». Причем за последние несколько лет активное развитие на западе получила не только сфера экологически чистых продуктов питания, но и такое направление как экотуризм. У нас в стране созданы все предпосылки для развития этого направления, появилось много людей, которые питаются исключительно экологически чистыми продуктами, отдыхают за городом, выезжают в уникальные экологически чистые места.

К нам – в «Петровскую усадьбу» — уже сейчас съезжаются любители парного молока и свежих впечатлений. Как правило, выезжают семьями или собираются люди «из одной компании», выезжают за город, чтобы провести выходные на ферме, пообщаться с животными, своими глазами увидеть весь процесс производства наших продуктов и приобщиться к стилю «эко». Но мы не только знакомим гостей с азами экобизнеса и организуем экскурсии в коровник, в обязательной программе — кулинарные мастер-классы на натуральных продуктах. Я думаю, что в перспективе из этого направления может сформироваться своеобразная клубная система поклонников экостиля и просто любителей здоровой и вкусной еды. Тем более, что в Петровском крае очень хороший потенциал для развития экологического туризма: не так много в мире осталось нетронутых, первозданных мест.

У вас на сайте petrous.ru есть рецепты, которые Вы сами готовите. Где научились так хорошо готовить?

— Я с детства люблю готовить, а после того как появилось свое хозяйство с изобилием грибов, мяса, ягод для меня не составляет труда сделать какой-нибудь деликатес: например, тушеный кролик с грибами в сметанном соусе или жаренные колбаски с пловом и овощами.

— Какие еще перспективы развития органического сельского хозяйства Вы видите?

— Необходимо в каждом регионе создавать экологический кластер – чтобы поставлять людям полный ассортимент здоровой и экологически безопасной продукции. На основе этого кластера экофермы могли бы координировать свои действия создавая систему контроля качества, как структур производства, так и самих продуктов. Многие области и республики уже развиваются в этом направлении. Но для того чтобы сегмент органической сельхозпродукции начал развиваться по-настоящему динамично, чтобы у фермеров появилось желание развивать экологическое направление продукции и объединяться в сообщества, должны изменить правила игры на рынке.

Рынку натуральных продуктов питания нужна грамотная законодательная база: сейчас же складывается такая ситуация, что из-за отсутствия российской системы сертификации экологической продукции любой производитель может писать на упаковке приставки «эко» и «био», без реальных на то оснований. Для настоящих производителей органики это означает изначально несправедливые условия конкуренции. Принятие закона об органике станет первым шагом на пути создания цивилизованного рынка биоорганики. Кроме того, должна измениться и политика государства в этом направлении: о дотациях мы знаем только на словах, в реальности они до нас не доходят. Реальную помощь мы смогли получить только от Фонда микрокредитования.

Но все это отодвигается на второй план в сравнении с радостью общения с нашими покупателями. Нам очень приятно знать, что наши товары приносят покупателям пользу.

— Где можно приобрести продукцию экофермы «Петровская усадьба»?

— Ну конечно в нашем магазине «Петровская усадьба», который находится на пересечении улиц Рахова и 2-я Садовая, рядом с Горпарком, но можно сделать заказы и на нашем сайте в интернет-магазине и мы доставим свежую продукцию к вам домой.

Специально для информационно-аналитического портала «Деловой Саратов». Екатерина Коробкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: