Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Дмитрий Гришин о будущем онлайн-бизнеса и роботах, которые будут нас окружать

Дмитрий Гришин о будущем онлайн-бизнеса и роботах, которые будут нас окружать

Сооснователь Mail.Ru доказал, что умеет предугадывать будущее: компании, в которые инвестировал Дмитрий Гришин, купили Amazon, Ford и другие гиганты рынка. О новых бизнесах, которые порождает переход онлайна в оффлайн, он рассказал в интервью Forbes.

В жизни Дмитрия Гришина все происходит, как в произведениях Чехова: если есть ружье, оно обязательно выстрелит. Главное — дождаться этого акта. Гришин создавал программы (и даже продавал их) с шестого класса школы и в итоге стал сооснователем одной из самых крупных российских интернет-компаний Mail.ru Group. В 2012 году настал второй этап: он реализовал в бизнесе свое увлечение робототехникой, создав фонд Grishin Robotics. Для инвестиций Гришин выбирал проекты, где основой была не просто «железка», а эффект соцсети, который дает ПО, объединяющее устройства. Например, камеры Ring, установленные на домах района, подключаются к общей сети, позволяя полиции проследить путь злоумышленника. Скутеры с сим-картой передают данные о своем местоположении и состоянии, что позволяет оптимизировать доступ к ним пользователей (подобный стартап Spin, профинансированный компанией Гришина, был куплен Ford). Постепенно мир присоединяется к Гришину: онлайн-компании одна за другой выходят в офлайн и пробуют свои силы в «реальном мире». А ведь еще несколько лет назад казалось, что мироздание вот-вот с головой нырнет в интернет.

— Почему произошло взаимопроникновение офлайна и онлайна?

У интернет-компаний один из главных драйверов последних 10–20 лет — рост самой интернет-аудитории. Сперва росло число компьютеров, потом мобильных телефонов. Кроме того, у интернет-сервисов есть приятное свойство — его один раз создаешь, а потом масштабируешь. Существовал понятный паттерн проникновения на рынок. Интернет-компании, начавшие с какой-то одной операции для пользователей, добавляли все больше сервисов. И когда экспоненциальный рост аудитории закончился, они вступили в конкуренцию за пользователей.

Оказалось, что бороться за пользователя гораздо дешевле и проще в офлайне. И тогда традиционные интернет-компании стали смотреть, что еще пользователю надо. Оказалось, что у него есть масса интересов за пределами экрана. Наступила эпоха Connecting bits and atoms — объединения битов и атомов. Amazon открыл офлайн-магазины, но теперь это не просто ретейл, но и умные колонки, и аналог Netflix, и т. п.

— Но одна из крупнейших компаний мира — Facebook — осталась чисто онлайновой. Это значит, что не все поддаются тенденции?

А как же умная колонка с экраном Facebook Portal? Они сейчас в США почти в каждом магазине стоят. Но необязательно все компании будут работать и онлайн, и офлайн: каждая будет искать свою модель, будет много переходных форм.

К сожалению, офлайновый мир сложный. Интернет-компаниям надо понимать: если они хотят преуспеть, придется учиться работать в нем. Как офлайновый бизнес учился в онлайне, так теперь и онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн.

Зато интернет-компании получают массу новых возможностей. Один из видов бизнеса, который активно интересуется робототехникой, — рынок еды. Когда появились стартапы, которые изучают возможности доставки еды дронами, меня заинтересовала их бизнес-модель, и я увидел большой потенциал на этом рынке. В результате я инициировал покупку компанией Mail.ru Group у Foodpanda ее российского отделения — сервиса доставки еды Delivery Club.

— Какие новые бизнесы порождает эпоха «бит и атом»?

В транспорте это «уберы», сервисы аренды самокатов, доставка еды. Самокат, к примеру, это ведь не просто «железо». Самокаты имеют встроенные симки, и по интенсивности их использования и текущему расположению можно прогнозировать потребность в них.

Сервис Zume Pizza уникален тем, что выпекает пиццу прямо в машине. Клиент ее получает горячей и свежей — не надо использовать консерванты. Кроме того, такая машина может менять точки продажи вслед за спросом. Раньше пиццу в машинах никто не готовил. Чтобы добиться оптимального расположения печей и других элементов в машине, стартаперы использовали 3D-принтер. Он помог быстро создавать и тестировать разные расположения оборудования и сэкономил месяцы на проверке гипотез.

В ретейле происходит кросс-опыление. Можно заказать в онлайн-магазине товар, а в офлайн-точке посмотреть его перед выдачей. Или наоборот: попробовать его в демозале, а доставку уже заказать домой.

— Офлайн-магазины выживут?

Думаю, средний магазин станет меньше по размеру, но не по ассортименту. Теперь нет необходимости делать из магазинов склад. На витрине можно оставить только новые товары, которые обновляются каждый месяц, а остальное — в онлайне. Благодаря объединению битов и атомов возможны вещи, которые до сих пор кажутся фантастическими. Раз не надо держать целую линейку товаров, то в магазин может превратиться все, где люди проводят много времени: в такси можно купить еду, а в гостинице — понравившийся стул. Если раньше выживали только крупные сети, то теперь снова есть шанс у нишевых магазинов, в которых можно будет все узнать о товарах отдельной категории. Например, сервис Startups Store по клику в приложении оформляет для покупателя полку с его товаром в выбранном месте, например, в большом супермаркете.

Сравните это с автомобилями: раньше были только седан и внедорожник, теперь есть множество промежуточных версий. Также и при переходе из онлайна в офлайн появится много «гибридных моделей». Например, можно будет ехать на самокате бесплатно, если рекламодатель оплатит поездку за проморолик на экране самоката. Надо искать свою нишу, возможны свои бизнес-модели: где-то нужна рекламная, где-то подписочная и т. д.

— Ваша компания называется Grishin Robotics, но ваши роботы не похожи на те, которые мы привыкли себе представлять. Когда в вашем портфеле появятся настоящие шагающие андроиды, как у Boston Dynamics?

Есть такая типичная ошибка: кажется, что существует образ будущего, которое надо строить. Айзек Азимов популяризировал идею, что роботы должны быть человекоподобными. Но если посмотреть на историю, то мы поймем, что первые роботы были совсем другими.

Самые известные примеры роботов — это банкомат или навигационное устройство в машине. Это все классные специализированные роботы, и полвека назад их бы никто иначе и не назвал. А модели, похожие на человека или животное, пока не удается создать достаточно функциональными.

— Восстания роботов можно пока не опасаться?

Пока мы очень и очень далеки от универсального искусственного интеллекта. Нет даже робота, способного достать ключи из кармана. Хороший барометр — самоуправляемые автомобили: пока искусственный интеллект не может даже с машиной управиться. Те, кто опасается восстания машин, могут просто поглядывать в окошко: пока машины не ездят без водителей, можно ни о чем не беспокоиться.

Я вижу здесь много параллелей с историей развития паровозов. Современные дискуссии об искусственном интеллекте — мелочь по сравнению с тем, что творилось при строительстве первых железных дорог. Фермеры страдали от того, что их животные попадали под колеса составов. Сначала происходит событие, потом выясняются опасности: так было в случае железных дорог, так будет, возможно, и в случае нынешних продуктов. В итоге стороны находят компромиссный вариант, который не отменяет инновацию.

— Человечество не уйдет в виртуальную реальность?

Это тема для отдельного разговора. В целом эта технология также еще сильно не готова. Мне кажется, нам не грозит уход в виртуальную реальность, потому что человек устроен по-другому. Пока еще посещение диснейлендов продолжает экстремально расти. Может быть, не работают некоторые старые модели офлайн-развлечений, но зато появляются новые.

— Не помешает ли эпохе «бит и атом» сегментация интернета?

Я не люблю тенденцию к разделению интернета, но вижу, что из-за политических причин происходит патернализация не только сети, но и других сфер. Каждой компании предстоит выбор. Кто-то будет пытаться работать на своем рынке. Но те, кто перестал расти, будут выходить в новые страны, включая Китай с его ограничениями. В любом случае нагрузка на международный бизнес будет расти.

Мне кажется, глобальную интеграцию не остановить. Сейчас происходит локальный откат, который будет налагать ограничения на все сферы бизнеса. Но людей уже много раз в истории заносило в разные стороны — это вопрос человеческой природы.

Источник: Forbes

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: