Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Зармик Бабаян: «Надо верить в свою идею и не копировать чужую…»

Зармик Бабаян: «Надо верить в свою идею и не копировать чужую…»

Деловой Саратов поговорил о проблемах ведения бизнеса в Саратове и взаимосвязи предпринимательской и благотворительной деятельности с президентом благотворительного фонда «Культурное наследие» Зармиком Бабаяном.

— Насколько комфортен климат для ведения бизнеса в Саратовской области? Произошли ли какие-то изменения за последнее время?

— Занимаясь предпринимательской или общественной деятельностью мне часто приходиться слышать, что у нас «плохой климат» для ведения бизнеса: административные препоны, бюрократия и прочее. Только надо понимать, что у нас не то что не единственный регион, но даже не единственная страна, где есть проблемы. У европейских стран есть чему поучиться, например, там лучше отлажено социальное обслуживание населения. Но и у них есть свои трудности.

Человек, который решил заниматься бизнесом, в принципе, должен быть готов к проблемам. Если нет, то он не сможет заниматься бизнесом и ему надо быть наемным работником. Сложности в бизнесе самые разные, они связаны не только с административными барьерами, на которые сетует большинство предпринимателей, но включают в себя и кадровые вопросы, и конкурентную борьбу. Местный климат можно назвать благоприятным хотя бы потому, что во многих отраслях для малого бизнеса у нас очень низкая конкуренция, есть куда развиваться, есть масса перспективных направлений.

— Какие же направления для развития бизнеса, по Вашему мнению, наиболее перспективны сегодня?

— На поверхности лежит такое направление как общепит. Также в нашем городе нет ни одной «приличной» обувной мастерской, лишь маленькие точки, часто неопрятные и неуютные, специалисты которых лишь ремонтируют обувь. Несмотря на колоссальный ресурс в виде Волги-матушки и сумасшедший спрос, у нас слабо развита индустрия отдыха. На волжских турбазах очень высокие цены, собственно похожая ситуация и с ресторанами. Все из-за низкой конкуренции. Если бизнес находится в премиальном сегменте и чувствует, что он может продавать свои услуги или товары дороже, то, конечно, он будет это делать.

Слабо развита и досуговая сфера. После работы и сходить-то некуда: театр, кино, ресторан, вот и все. Не будешь же каждый день смотреть одни и те же фильмы. Стали появляться хорошие примеры в досуговой сфере. Недавно Алла Шокина организовала игру «Что? Где? Когда?», и в нее с удовольствием играют многие горожане. Другой хороший пример – Кумысная поляна. Муниципальная зона отдыха, которая сегодня работает круглый год и постепенно «обрастает» малым бизнесом: летом организован прокат велосипедов, зимой – лыж, есть беседки и мусорные баки. Как только появляется минимальная инфраструктура, и человек начинает вести себя по-другому, мусор уже относится в мусорный бак. Да, конечно, результат виден не сразу, но надо только дать людям немного времени, чтобы это наладилось.

Например, во Франции есть оборудованные муниципальные зоны отдыха. Входной билет на целый день можно купить за символическую плату, а на территории большинство «услуг» бесплатны. Там есть кафе, скамейки и столики, места для барбекю, куда можно прийти со своими продуктами, множество детских площадок, душевые и место для палаточного лагеря, где отдыхают старшеклассники. Небольшая плата за билеты помогает поддерживать зону отдыха в надлежащем виде без бюджетных вливаний, тем самым освобождая его от нагрузки.

— Наступило лето, во многих деловых сферах — «мертвый» сезон, оправдан ли такой спад деловой активности и чем, по Вашему мнению, бизнесменам у которых наблюдается сезонный спад можно заняться?

— Нет «золотой пилюли» для победы над сезонностью. Надо просто быть готовым к летнему спаду. Это связано хотя бы с тем, что лето – сезон отпусков, и даже если каждый отдохнет по 1 разу, то в течение всего сезона в городе будут отсутствовать около 30% потребителей. Но та же Кумысная поляна — пример «всесезонного» бизнеса.

— Чтобы Вы посоветовали начинающим предпринимателям?

— Для начала надо верить в свою идею и не копировать чужую. Сейчас поясню. К сожалению, я встречал много людей, которые видя чужой успех, начинали ему подражать, открывали такой же бизнес чуть ли не с тем же названием и ничего не получали. Освободившись от «шелухи» и зависти надо найти свою идею, просчитать ее и следовать ей, веря, что успех придет.

Некоторые, увидев что-то новое и успешное, например, в другом регионе, решили воплотить это в своем городе. Закупили, открылись, наняли персонал, и стали ждать, но ничего не получили. Дело не будет развиваться само по себе. Бизнес можно сравнить с садом: о нем нужно заботиться, его нужно растить, полоть сорняки, удобрять. Когда же вложения не оправдывают ожиданий, начинается поиск виноватых. Поэтому второй совет – важно признавать свои ошибки, и главное — не повторять их. Ведь повторяя ошибки, мы возвращаемся к началу движения.

— Вы возглавляете фонд «Культурное наследие». Как пришла идея его создания?

— Надо сказать, что у меня было несколько наиболее важных для меня благотворительных мероприятий. Так первый опыт благотворительности у меня был, когда мне было 16 лет. Я отправил все свои деньги людям, пострадавшим от землетрясения в Армении. К слову сказать, я не родился в Армении, и почти никогда там не жил. Но повинуясь своему желанию, зову сердца, я совершил этот поступок.

Мы с братом постоянно занимались благотворительностью. В первой половине 1990-х к нам, начинающим бизнесменам, обратились за помощью представители администрации. Мы помогли съездить на спартакиаду детям с ограниченными возможностями и нас очень порадовали золотые медали привезенные спортсменами.

Позже, 14 июня 2007 года был официально организован фонд «Культурное наследие». Так совпало, что 14 июня — день рождения моего деда, который меня воспитывал. Я счел это хорошим знаком. Но тогда созрела необходимость оформить юридически программы работы, сами проекты начали реализовываться гораздо раньше.

— Фонд реализует множество программ. Можете ли рассказать о них более подробно?

— Одной из крупнейших программ фонда является программа благоустройства и содержания Сторожовского кладбища. Оно находилось в заброшенном состоянии, и за последние 10 лет там проведена большая работа. На нем захоронены 16 участников Великой Отечественной войны. Фонд ухаживает за их могилами, да и за другими тоже. На территории кладбища была построена часовня, и как отметили сами священнослужители, это единственная часовня, дверь которой не запирается на замок, также в ней всегда есть бесплатные свечи, и каждый, кто не может позволить себе их купить может поставить их бесплатно. Возведены и различные хозяйственные постройки, проложены дороги, сделана парковка. Не так давно была сделана беседка, в которой можно укрыться от погодных невзгод: переждать дождь или посидеть в тени спрятавшись от палящего солнца. Заложен памятник участникам Великой Отечественной войны. Стараемся перед каждой Пасхой проводить субботник на территории кладбища. Стоит отметить, что 5 лет назад по результатам субботника мы вывозили около 30 машин мусора. В прошлом году мы поставили на территории мусорные баки и наладили еженедельный вывоз мусора, в этом году после субботника было вывезено всего 3 машины. Это я к тому, что при наличии соответствующей инфраструктуры люди начинают себя вести по-другому.

Много лет мы работаем с ветеранами, занимаясь вопросами систематизации мест захоронения участников ВОВ. В этом году Саратов стал первым участником федеральной программы по паспортизации мест захоронения, и мы поделились с администрацией города своими наработками по этому вопросам. В дальнейшем планируем продолжать участвовать в этом проекте. Также мы много лет проводим чаепития для ветеранов, а в 2010 году прошла акция посвященная стихам написанным участниками войны. Они размещены на сайте фонда.

К ветеранам у меня вообще очень трепетное отношение. Два моих двоюродных деда пропали без вести на Войне. Одного я нашел, второго пока нет. Родной дед прошел всю Войну, с 1939 года, а победу встретил в Берлине. Общаясь с ветеранами, я, возможно, стараюсь получить то, что недополучил в общении с дедом.

— У вас были «детские» программы?

— Мы принимали участие в организации детского православного лагеря в Солнечном поселке. Также мы стали победителями открытого конкурса организованного по распоряжению Президента РФ с программой «Безопасное детство». Мы разработали методический материал, который во многом стал опорой для развития других федеральных программ по безопасности дорожного движения. Суть нашей программы состояла в том, что занятия с младшими школьниками в игровой форме вели старшеклассники. Программа была отмечена Отделом пропаганды ГИБДД.

В рамках другой программы были организованы футбольные команды из детей из малоимущих семей. Был нанят тренер, куплена форма, и по итогам соревнований дети заняли призовое место.

— Какие проекты есть в перспективе?

— Сейчас планируем провести акцию по озеленению города. Ведь при желании у нас через 5 лет уже может появиться город-сад, для этого нужно лишь приложить немного усилий. Деревья надо не только посадить, но и ухаживать за ними. Можно закрепить ответственных (детей или семью) по уходу за деревом, рассказать им как правильно ухаживать за ним, при этом они будут нести личную ответственность за его судьбу.

Здесь, как в бизнесе, когда компания носит имя или фамилию своего основателя, то кроме общей юридической ответственности добавляется неизмеримая личная ответственность за качество продукции. Наш город знает примеры семейных брендов, например, Прачкин или Стружкин, наверняка, есть и другие. Возможно, развитие семейного бизнеса станет стимулом для развития предпринимательства. Тот же принцип можно реализовать и в благоустройстве. Каждая семья будет отвечать за дерево или клумбу, и тогда в скором времени город изменится.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: