Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Дмитрий Аяцков: «Для каждого важна непрерывность образования…»

Дмитрий Аяцков: «Для каждого важна непрерывность образования…»

Дмитрий Аяцков в представлении саратовцам не нуждается. Дважды губернатор области, сейчас он возглавляет Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина. В новом качестве Дмитрий Федорович не только руководит филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, но и имеет возможность передать свой практический опыт новому поколению управленцев.

— Дмитрий Федорович, Вы стали руководителем одного из самых престижных учебных заведений страны. Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями о вузе.

— Прежде всего — это учебное заведение со своей историей, которая насчитывает не один десяток лет. История подготовки государственных служащих в России начинается с поддержанного императором проекта М.М. Сперанского, результатом которого стал Императорский Царскосельский лицей. Одними из его первых выпускников стали А.С. Пушкин и М.Е. Салтыков-Щедрин. В 2011 году лицей отметил свое двухсотлетие. Это было первое учебное заведение, осуществляющее подготовку госслужащих, и за время своего существования вырастило немало выдающихся деятелей. Все они трудились на благо и во имя процветания России. Одним из результатов Октябрьской революции стало упразднение царской системы подготовки кадров. Профессорско-преподавательский состав был уничтожен, многие высланы или расстреляны, как впрочем, и подготовленные ими специалисты.

Однако в период крупных реформ Россия всегда сталкивалась с кадровой проблемой. Послереволюционная ситуация служит тому ярким примером. Новая власть столкнулась с острой проблемой нехватки управленцев. Система подготовки кадров, необходимых для развития страны, создавалась заново. Так в 1922 году был организован КомВУЗ им. Ленина. Стали готовить кадры для партийных и руководящих должностей и даже газетчиков. За 70 лет Высшей партийной школой было подготовлено много талантливых руководителей, которые проявили себя не только на территории бывшей РСФСР, но и в республиках, ставших сегодня уже самостоятельными странами, таких как Армения, Азербайджан, Узбекистан. В 1990-е годы произошла смена государственного строя, к власти пришли демократы. Всю партийную номенклатуру не вполне заслуженно убрали с политической арены. Правители обновленной страны так же, как когда-то большевики, столкнулись с нехваткой знаний и квалифицированных кадров. Был издан Указ об организации кадровых центров, один из которых и создали на базе Саратовской Высшей партийной школы. Впоследствии Поволжский кадровый центр был преобразован в Поволжскую академию государственной службы им. П.А. Столыпина, которая и готовила кадры в течение 20 лет, наравне с такими же вузами других регионов.

Затем была реализована, на мой взгляд, блестящая идея — объединить 2 мощные академии — Академию народного хозяйства и Академию государственной службы в одну — Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, сокращенно РАНХиГС.

Сегодня это один из крупнейший вузов в Европе, который насчитывает 185 тысяч студентов и 30 тысяч человек профессорско-преподавательского состава. В нем действует трехуровневая система подготовки кадров: собственно сама академия в Москве, 6 институтов в каждом из округов, в том числе и наш Поволжский, 67 филиалов — от Камчатки до Калининграда. Практически в каждом субъекте РФ есть филиал подготовки управленцев. Это единственный политический вуз в нашей стране. Независимо от специальности подготовки (государственного и муниципального управления, политологии или маркетинга) его выпускники — это политики. Они проводят идеологию первых лиц государства в массы. Сегодня у вуза два учредителя — Администрация Президента РФ и Правительство РФ.

— Почему Вы согласились возглавить именно этот вуз?

— Сейчас идет реформирование всей системы образования. Процесс перестройки всегда нелегок. Он сложно идет на федеральном уровне, определенные трудности есть и у нас.

Если бы мне предложили возглавить Поволжскую академию государственной службы, я бы своего согласия не дал. Сегодня идет становление такого необычного вуза, как Поволжский институт управления имени Петра Аркадьевича Столыпина, и многое нужно создавать. Специфика не в государственной службе, здесь ключевое слово — управление.

Мы готовим и юристов, и экономистов, но все они, в первую очередь — управленцы, в том числе и политические. Юристов, экономистов, медиков и инженеров готовят другие вузы. Мы же готовим тех, кто ими должен управлять. Беда там, где в региональную или федеральную власть приходят люди, не подготовленные как управленцы. В первую очередь, беда для тех, кем они управляют.

Наши специалисты востребованы не только в государственных структурах, но и в бизнесе. У нас 84% выпускников работают по специальности, мы единственный вуз в Саратове, который может похвастать такими высокими показателями на рынке труда. Могу сказать, что этот процент будет только увеличиваться.

— Как отслеживается дальнейшая профессиональная судьба ваших выпускников?

— Есть специальная служба, осуществляющая мониторинг трудоустройства наших ребят и их карьерного роста. Кроме того, мы создали Ассоциацию управленческих кадров, которая и будет заниматься консолидацией молодых управленцев и их профессиональным развитием. Выпускники нашего вуза работают не только на территории Саратовской области, но и по всей России, и за границей. Наш диплом востребован на международном уровне. У нас проходят подготовку иностранные студенты (как, например, сейчас из Венгрии и Словакии). Преподавание ведется на английском, французском и немецком языках. Ежемесячно, у нас до 50 студентов находятся на стажировках за границей в странах Европы, Америки и Китае. Мы подписали более 30 договоров о сотрудничестве с иностранными управленческими вузами. Так, буквально в конце прошлого года провели международную научно-практическую конференцию, где было одновременно представлено 12 стран.

— Каковы приоритетные направления в работе вуза сегодня?

— Одна из первых программ, которую приняли в рамках модернизации здравоохранения и образования — переподготовка руководителей образовательных и лечебных учреждений, которую мы сейчас проводим. Факт принятия подобной программы подтверждает заинтересованность государства в квалифицированных руководящих кадрах на всех уровнях власти.

Очень важным является такой фактор, как непрерывность образовательного процесса, получение второго высшего образования для управленцев, политиков, хозяйственников или постоянное повышение квалификации. Важна актуализация уже имеющихся знаний в современном мире, который, к счастью, не стоит на месте. Когда все быстро меняется, необходимо всегда быть в курсе последних разработок, независимо от сферы деятельности.

Наши студенты учатся на очной и заочной формах обучения, получают второе высшее и дополнительное образование. Сейчас студентов и слушателей у нас около 12 тысяч.

— Как Вы видите дальнейшее развитие ?

— Идет реформирование всей системы высшего образования в России. Реформа предвещает сокращение общего числа вузов, за счет чего планируется улучшить состояние оставшихся. Сейчас есть много «контор» по выписке дипломов. При этом в стране — одновременно острая нехватка специалистов высокого уровня и большое количество на рынке труда «липовых» дипломов, которые никоим образом не подкреплены знаниями.

В нашем вузе дают глубокие знания, и при этом мы уделяем большое внимание эстетическому воспитанию наших студентов. Они должны уметь петь и танцевать, вести светские беседы, правильно держать вилку и ложку. Это — будущая власть, это — лицо региона. Поэтому в целях всестороннего развития молодежи мы сами разрабатываем программы в рамках, которые установлены Министерством образования России. Что не запрещено, то разрешено, и мы стараемся создать курсы, максимально отвечающие требованиям времени.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева

 

Фотография: Известия Саратов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: