Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Алексей Антонов. Просто о сложном, или для чего нужна Торгово-промышленная палата

Алексей Антонов. Просто о сложном, или для чего нужна Торгово-промышленная палата


Несмотря на длительное существование областной Торгово-промышленной палаты, многие предприниматели до сих пор либо не знают о её существовании, либо слабо представляют, чем эта организация может быть им полезна. Именно об этом мы и решили поговорить с новым президентом ТПП Саратовской области Алексеем Антоновым. Он рассказал «Деловому Саратову», чем ТПП может быть полезна простому предпринимателю, как она преодолевает кризис и какие проекты пытается реализовать на территории нашего региона.

antonov_tppАлексей Васильевич, если я не ошибаюсь, вы пришли в местную Торгово-промышленную палату в 1992 году на должность эксперта. За это время в стране многое изменилось, какие перемены произошли в работе ТПП?

— Торгово-промышленная палата – это не остров, который живёт отдельно от всего мира. Это его часть. Если говорить о задачах, то они остались те же, но поменялись немного приоритеты, способы достижения целей. Например, в 1992 году мы были озабочены тем, чтобы вывести региональный бизнес на международный рынок, а сегодня на первом месте привлечение инвестиций к нам. Чтобы и занятость, и производство развивались в нашем регионе.

На самом деле пунктов много, но это, пожалуй, основное изменение. Сейчас и в ближайшие годы мы будем стараться создать благоприятный деловой климат на территории нашей области.

Далеко не всем людям (и даже не всем предпринимателям) деятельность ТПП представляется прозрачной. Так чем же конкретно сейчас занимается Палата?

– Прежде всего, ТПП – это экспертная площадка. Мы проводим экспертизы товаров и услуг, правовые экспертизы, оцениваем новые законы… Проверяем, исследуем, выводим на обсуждение, даём рекомендации. В этот «коктейль» можно добавить выставки, торгово-экономические миссии, защиту бизнеса от несанкционированных проверок и разных вариантов давления…

— Например?

— Есть налоговые и неналоговые нагрузки на бизнес. Неналоговые – это штрафные санкции  со стороны Роспотребнадзора, Пожарнадзора, Стройнадзора. Казалось бы, давления со стороны этих структур не должно быть, если у бизнеса всё в порядке, но на деле всё бывает иначе. И ТПП стоит в первом ряду среди организаций, которые помогают бизнесу избегать таких моментов.

бизнес климатПроще говоря, Палата проводит всевозможные экспертизы, представляет и  защищает интересы бизнеса и содействует созданию благоприятного предпринимательского климата.

На ваш взгляд, какие-то достижения ТПП уже повлияли на бизнес-климат области?

— Прежде всего, влияет право законодательной инициативы. Наша палата — одна из трёх в системе ТПП РФ, наделенная этим правом.

То есть в своё время мы доказали, что можем разрабатывать законы, которые бы позволили представлять интересы бизнеса. Когда к нам приходят предприниматели с проблемой, которую мы обсуждаем на уровне гильдий и комитетов, возникают вопросы или идеи, которые нужно изобразить не просто в виде обращения к власти, а закрепить это на законодательном уровне.

Можете привести пример таких инициатив за последнее время?

— Первая инициатива, с которой мы вышли ещё до федерального закона — это региональный закон о промышленной политике. К сожалению, пришлось его отозвать, потому что не было федерального закона. Мы прописали программы из множества пунктов, которые потом отобразились и в федеральном законе.

ремеленникиСледующая инициатива – проект закона о ремесленной деятельности. Поддержка ремесленников и мастеров необходима, поскольку это самозанятость, культурная ценность и потенциал для развития внутреннего туризма. Благодаря нашей совместной работе с областным министерством экономического развития и инвестиционной политики родился проект по созданию автономной некоммерческой организации «Ремесленная палата». Процедура уже запущена и выделены федеральные деньги.

Сам проект масштабный и рассчитан на 10 лет. Мы создаем некий рынок, который будет поддерживаться. Закупим оборудование, на котором будут работать ремесленники. Проект предполагает обучение взрослых и детей, выставки, участие саратовских ремесленников в мероприятиях в других регионах. Я считаю это важным проектом: терять корни и ремесло нельзя.  Ремесленную палату мы презентуем уже в сентябре.

А как протекает процедура выхода с законодательной инициативой?

— Сначала выявляется направление. Допустим, мы обсуждаем с бизнесом какую-то проблему. Потом понимаем, что без определенного закона или поддержки невозможно что-то решить или развить. Тогда мы выходим с соответствующей инициативой. Наш правовой департамент разрабатывает документ, изучая опыт других регионов и стран. Это очень кропотливая и непростая работа, но мы справляемся – своими силами и с привлечением экспертов.

Затем мы обсуждаем то, что получилось, на своей площадке, потом привлекаем общественность, а уже после выносим документ на областную думу. Там уже  это согласовывается с правительством и принимается  решение. Процедура длительная, но вода камень точит. Что-то получается, что-то нет. Это наша повседневная работа и в том числе учёба на ошибках.

Какие инициативы в планах?

богемия— Сейчас мы собираемся ввести региональный закон по категорированию гостиниц. Аналогичный закон есть в Самарской области, в Татарстане.

Если мы хотим развивать внутренний туризм, нужно создать условия, чтобы гости понимали, какого сервиса от нас ожидать. При поездке человек выбирает 2-, 3-, 4-, 5-звёздочные гостиницы, надеясь, что получит сервис согласно своему выбору. Это общемировая практика.

А когда к нам приезжает турист, он не может понять, что такое «Богемия», «Жемчужина», «Словакия». Сколько звёзд, какой в них сервис…

То есть у нас гостиницы не категорированы?

— Пока только «Словакия» (3 звезды) и «Жемчужина» (4 звезды). Есть гостиничные сети, частные гостиницы, хостелы – для всего нужны система и порядок.

— В продолжение темы предпринимательского климата. Саратовская область вообще представляется депрессивным регионом в деловом плане, наиболее успешным видом бизнеса здесь остаётся торговля, услуги и, возможно, строительство. А как на счёт производства? Мне кажется, это самая больная тема.

– Мы это ощущаем по нашей работе. Например, количество выданных сертификатов страны происхождения (документ, который даётся при осуществлении экспорта) сократилось. Или работа, связанная с товарной экспертизой – это косвенные показатели, когда мы определяем количество и качество отправляемой продукции за границу. Этот показатель тоже сократился. С другой стороны, уже работающие предприятия не встали. Многие заводы сократили свой штат, уменьшили объёмы выпускаемой продукции, но не прекратили работу.

Время сейчас непростое. Мы, как и эти предприятия, тоже анализируем свои доходы и расходы. Палата ведь зарабатывает деньги сама на себя: мы используем средства для внутренних ресурсов – выставок, миссий, оплаты штата, экспертиз. У нас же нет бюджетного финансирования. Соответственно, мы тоже начинаем переориентироваться в ту или иную сторону, думаем, где можно было бы использовать наши платные услуги.

— На чём конкретно зарабатывает ТПП?

переводчик— Услуги, связанные с экспертизой, оценкой, сертификацией, переводами, выставками. Правовая работа, связанная с поддержкой предприятий.

Переводы какого рода?

— Часто приходит новое иностранное оборудование, технические характеристики которого необходимо перевести. Или приезжают специалисты, которые должны общаться с нашими специалистами или разработчиками и т.д. Любой предприниматель может обратиться за необходимым переводом. У нас есть штатные и нештатные переводчики. Сейчас, например, востребован китайский язык.

А какие бесплатные услуги может предприниматель получить у вас?

— Консультации. Консультируем по телефону и при встрече. Если вопросы надо прорабатывать детально, смотрим и рассказываем, сколько может стоить та или иная услуга. Для членов ТПП у нас на платные услуги скидки, телефонные консультации бесплатные, очные тоже. В месяц в среднем мы осуществляем около 300 таких консультаций. Можно обратиться в палату через сайт sartpp.ru или через соцсети.

Сколько сотрудников в Палате?

— Сейчас порядка 80 человек штатных сотрудников с учётом филиалов в Энгельсе, Балаково и Балашове. Нештатных сотрудников около 30 (эксперты, юристы, переводчики).

— Что может предложить Палата малому бизнесу? Предположим, у меня ИП – я занимаюсь ремонтом обуви или у меня своё ателье. Зачем мне вступать в Палату?

власть и предприниматели— Членов ТПП больше тысячи, из них по Саратову – 800, а остальные региональные и там, как правило, это ИП. Для чего нужна Палата? Не секрет, что многим только для престижа — повесить у себя в кабинете документ, что они являются членами ТПП. Если вам это поможет для работы – пожалуйста.

Но в основном члены Палаты – активные предприниматели, они участвуют в жизни ТПП, создают гильдии и комитеты по отраслевым направлениям. И, как правило, здесь они получают возможность общаться напрямую с различными структурами – фискальными, властными. Представители этих структур не отказываются от встречи и всегда приходят на площадку ТПП. Порой и сами просят: соберите, пожалуйста, своих предпринимателей –  нам нужно донести до них ту или иную  информацию. Индивидуальный предприниматель просто маленький, но у него та же цель – заработать денег, обеспечить достойную жизнь себе и своим сотрудникам.

Мы можем также проинформировать о разных мероприятиях, анонсировать бизнес-встречи с какой-то страной, сообщить, что нужны (или наоборот, появились) площадки для какого-то производства. Любая информация обязательно расходится среди членов ТПП и находит своего адресата.

— То есть сама я при необходимости в двери чиновника не пробьюсь, а вы поможете организовать эту встречу. Вы как медиатор?

— В том числе и медиатор. Мы можем представлять ваши интересы. Кстати, у нас в Палате в прошлом году создан Центр примирительных процедур, обращайтесь!

— Не считаете ли вы, что многие бизнес-объединения, которые имеются в России, рано или поздно превращаются в некую бюрократическую машину, напоминающую госаппарат, где всё проходит по определенному протоколу и формальной повестке дня? Что сделать, чтобы Торгово-промышленная палата не ассоциировалась с такой структурой, а была организацией с прозрачной и реальной деятельностью?

бюрократия 12— Не могу сказать за всех, но мы работаем над тем, чтобы этого не было. Мы не занимаемся прямой защитой от власти, которая якобы нападет на бизнес. Мы выступаем за диалог. Правительство – это во многом бюрократическая машина, она по-другому существовать не может. Она утверждает запретительные законы, но не занимается профилактикой какой-то проблемы. Вот мы и говорим, что  нельзя выравнивать всех под одну линейку. Мы всегда против того, чтобы штрафовать или закрывать бизнес не глядя. Проблемы нужно решать не запретительными методами, а созданием нормальных условий для работы предпринимателей – тогда и нарушений не будет. О какой нашей бюрократизации в этом случае можно говорить?

Конечно, можно было бы сидеть, перекладывать бумажки, которые приходят, и подписывать их… Но это значит –  остановиться в развитии. А в интересах любой региональной Палаты, чтобы её деятельность являлась весомой, значимой в жизни области. Притом должность руководителя ТПП – избранная, а не назначаемая. И это достаточно демократично. Существует конкуренция.

Каковы ваши ближайшие планы, или какие проблемы вы хотите решить, прежде всего?

— Проблемы есть всегда, иначе мы не двигались бы дальше. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что большинство из них связано с нынешней экономической ситуацией. Где-то не хватает денег, где-то, возможно, не дорабатываем.

Что касается планов, мы поменяем концепцию работы с членами ТПП. Чтобы стать ближе к предпринимателям, надо переформатировать наше отношение к ним, дабы они в тяжелый момент не замыкались в себе, а понимали, что нужно объединяться и идти вместе. Попытаемся перейти на некие программные проекты, которые будем вводить в бизнес. Будем налаживать более четкую связь с другими палатами России, опять же, чтобы улучшить качество услуг, предоставляемых нашим бизнесменам.

Например, пришёл предприниматель к нам с какой-то проблемой, а мы не можем оказать ему соответствующих услуг, однако знаем, что всё необходимое он может получить в соседнем регионе – в Волгограде или Пензе. И, наоборот, из других регионов могут обращаться к нам. Таким образом, мы становимся мобильнее,  совершеннее и в результате эффективнее для всех сторон. Главное, чтобы мы были полезны бизнесу и региону в целом.

 

Беседовала Кристина Фомина. Специально для Делового Саратова

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: