Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Александр Антоненко: «Возрождение России начинается с возрождения провинции…»

Александр Антоненко: «Возрождение России начинается с возрождения провинции…»

Развитие туризма в Балашове – тема, которая давно перешла из разрозненных идей в конкретные концепции и предложения.

В июне этого года в Москве состоялся X съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры». Свою концепцию становления Балашова в качестве туристического центра на съезде представлял заместитель председателя Балашовского отделения ВООПИиК – Александр Викторович Антоненко.

— Александр Викторович, как долго существует отделение общества охраны памятников, истории и культуры на территории Балашова и каковы его основные функции?

— Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было организовано еще в 1965 году в целях привлечения общественности к участию в охране памятников истории и культуры.

Ранее в Балашове существовал его филиал, но в течение последних 5 лет никакой работы не велось. В 2012 году организация была возрождена, возглавляет ее А.А. Хреков, а я являюсь его заместителем. Основные функции – это восстановление и сохранение памятников архитектуры и культурного наследия. Балашов, как известно, был купеческим городком XVIII-XIX века. В самом городе и округе сохранились памятники архитектуры, например, наш знаменитый дом купца Дьякова, здания ЗАГСа и кинотеатра «Победа». Но также необходимо восстанавливать полуразрушенные имения, воссоздавать утраченные памятники архитектуры. Не случайно сейчас очень активно обсуждается возрождение Свято-Троицкого Собора. Усадьба Нарышкина с Падовским Санаторием и его окрестностями – пример туристского комплекса, который надо укреплять и приводить в порядок. Мы должны сохранить и передать потомкам то культурное наследие, которое у нас есть.

— Десятилетиями в малых городах и деревнях ветшали дворянские усадьбы и разрушались старинные фасады, а сейчас вдруг началась работа по их восстановлению, разработке туристических маршрутов по историческим местам. Как Вы думаете, с чем это связано?

— На мой взгляд, начало восстановления архитектурных памятников в глубинке — звено общей цепи. Сначала этот процесс был запущен в больших городах — Петербурге и Москве. Сейчас мы можем наблюдать все великолепие Петергофа: восстановлены фонтаны, отреставрированы здания. На съезде ВООПиК первым выступал советник президента по культуре и искусству В.И. Толстой, который отметил, что на сегодняшний день нужно развивать малые города России и сохранять культурное наследие, т.к. именно здесь в результате новостроек меняется исторический облик города.

Однако существует и экономическое обоснование. Сегодня в стране держится курс на экономическую децентрализацию, т.е. создается отток средств в провинцию. Жизненно необходимо вкладывать деньги в развитие малых городов, потому что Россия – это не только Москва и Петербург. А сейчас такая возможность, наконец, у государства появилась.

Существует термин «сити-маркетинг», который означает продвижение культурных, исторических особенностей города в масштабах как самого города, так и страны. Другими словами, брендом выступает сам город. Балашов как раз может стать таким брендом.

— Что даст для развития Балашова получение статуса туристического центра?

— На сегодняшний день для Балашова существует несколько точек роста: переработка сельскохозяйственной продукции; легкая промышленность на базе текстильного комбината, который набирает обороты. Наличие доступного сырья, соответственно, «потянет» за собой развитие швейной индустрии и т.д. А третья точка – это туризм как фактор социально – экономического прогресса. Поскольку туризм — это сфера производства услуг, направленная как на обслуживание «внешних» потребителей – иногородних и зарубежных гостей, так и на удовлетворение спроса жителей Балашовского района.

Наш район обладает на сегодняшний день большим количеством предпосылок, чтобы о Балашове заговорили, как о туристическом крае.

Территориально город располагается всего в 250 км от аэропорта г. Саратов, принимающего рейсы из Москвы, Баку, Еревана, а также из Германии, города Франкфурт-на-Майне. Строительство нового аэропорта позволит расширить географию пассажиров. Балашов имеет свой железнодорожный узел. Автомобильная развязка располагает район практически в центре пересечения дорог с Воронежской, Тамбовской, Волгоградской областями.

Характерная черта экономики цивилизованных государств в последнее десятилетие – увеличение доли сферы услуг по сравнению с производством. В настоящее время доходы от обслуживания туристов и экскурсантов занимают второе – третье место после автомобильного и нефтяного бизнеса. И некоторые эксперты полагают, что через некоторое время туризм выйдет на первое место, т.к. рынок услуг постепенно начинает доминировать над рынком производства. И Европа понимает, что Россия – в случае развития в стране туристической отрасли до мирового уровня — серьезный конкурент.

— Но действительно ли туристический бизнес даст развитие городской инфраструктуре или это еще один способ обогащения конкретных предпринимателей?

— Когда развивается туризм, город будет рассматривается не просто как территориальная единица, а как субъект. Появляется мотивация и финансовое обоснование делать качественный ремонт дорог, приводить в порядок фасады домов, административных учреждений. Любые вложения в экономику должны возвращаться назад, иначе не будет происходить развития. В экономическом плане существует разница: строить дороги только для горожан, или еще и для туристов, которые оплачивают проживание в местных гостиницах, ремонт машин в автосервисах, питание в местных кафе, экскурсии в музеях и т.д.

Туризм, конечно, даст возможность развиваться и конкретным организациям, и частным предпринимателям. Но, в первую очередь, будет развиваться все же сам город, поскольку туристическая сфера предполагает комплексное взаимодействие власти и бизнеса. Вообще существуют два способа развития туристического направления: частное финансирование и государственная поддержка. И оба способа предполагают вложения в инфраструктуру города. Внутренний туризм в России позволяет не только оставлять средства в самой стране (а не в Египте, Турции и т.д.), но и создавать рабочие места.

— Но если туристический бизнес так выгоден всем, то почему до сих пор многие предприниматели не верят в возможность его развития в Балашове?

— Общество еще не готово к этому. Туризм предполагает наличие определенной культуры самих людей, доброжелательного отношения к приезжим, развитой инфраструктуры. Мы привыкли к плохим дорогам, разрисованным граффити стенам, мусорным кучам по обочинам дорог. Это недопустимо.

Когда я организовал первую поездку по маршруту «Рубиновая линия», то один из гостей, ехавших в автобусе, заметил: «Что-то трясет слишком!». «Вот и туристов трясти будет», — ответил ему я.

Нужно, в первую очередь, повернуть сознание людей к тому, что мы на самом деле имеем очень много и может это предложить другим. На съезде поднимался вопрос преемственности, потому что продолжать наши начинания придется молодым. А молодежь пока интересует только торговля. Одной из целей проекта «Рубиновая линия» является развитие интереса к нашему городу, уважительного отношения к нему, чтобы те ребята, которые сами пробуют себя в качестве экскурсоводов, те ребята, у которых горят глаза, когда они смотрят на памятники и старинные здания, в будущем сами пытались сохранить все это. Чтобы они в качестве своего бизнеса рассматривали и туризм тоже.

И еще одна причина, о которой говорили и на съезде, и которая наиболее очевидна – это использование скандалов с сохранением и уничтожением памятниках в личных целях. Так, охраняемые объекты сносятся в качестве ветхого жилья, участки отдаются под строительство зданий, которые не вписываются в архитектуру города и меняют его облик навсегда. Защитников же этих памятников обвиняют в том, что они сохраняют «развалюхи», которые никому не нужны, и мешают строить современные здания. Так, в Петербурге был огромный скандал по поводу строительства Газпромом самого высокого здания в городе. Отмену строительства удалось добиться, но таких случаев по всей России множество. В этом смысле идет информационная война. Представители ВООПиК объясняют политикам, что сохранение истории – это тоже политические рычаги. Отмена сноса дворянского особняка 18 века даст гораздо больше политических очков, чем скандал, связанный с разрешением на строительство в исторической части города торгового центра.

Подобная ситуация значительно тормозит развитие внутреннего туризма в России.

— Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

— Во-первых, мероприятия, связанные с развитием туристического потенциала, должны войти в сводный план социально – экономического развития района. Туризм в нем должен стать одной из точек роста экономического потенциала. Во-вторых, необходимо строить гостевые дома в историческом центре города с европейским обслуживанием, а также пункты питания, как для взрослых, так и для детей. Сохранение фасадов зданий в их первозданном виде должно защищаться законом, в том числе и в случае их перепрофилирования. К сожалению, пока это не делается, и, например, существует проблема с магазином «Спутник» (дом купца Дозорова), на котором старинная кладка закрыта современным рекламным щитом.

Также нужно оборудовать парковки и стоянки для автомобилей, поставить указатели на федеральных и автомобильных автодорогах о памятниках культуры и истории, заворачивающих автотуриста заехать на «огонек» в этот город.

Можно еще долго перечислять мероприятия, необходимые для того, чтобы город стал «аппетитен» и для бизнеса, и для туристов, но, самое главное: понимать то, что развитие туризма в Балашове – это не миф, это реальность!

Специально для Делового Саратова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: