Архивы

Рубрики

Домой » Общение » Интервью » Алексей Лавров: социальные услуги смогут оказывать частные компании наравне с государственными

Алексей Лавров: социальные услуги смогут оказывать частные компании наравне с государственными

Минфин настаивает на том, чтобы открыть доступ частным компаниям и НКО к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, и рассчитывает, что закон об этом будет принят еще в этом году. Об этом рассказал заместитель министра финансов Алексей Лавров «Российской газете» на Московском финансовом форуме.

Изменения затронут образование, здравоохранение (за исключением обязательного медицинского страхования), социальную защиту, занятость населения, физическую культуру и спорт, туризм.

Фактически это должно завершить реформу, начатую восемь лет назад. По формальным признакам она состоялась: внедрены госзадания, упорядочены однотипные госуслуги, их финансирование нормируется в расчете на единицу услуги, а не на учреждение, появилась обязанность органов власти устанавливать требования к качеству услуг и контролировать его. Но главную цель реформы — оказание гарантированных государством социальных услуг на основе принципа «деньги следуют за потребителем» еще предстоит достичь, считает Алексей Лавров.

Лавров Алексей Михайлович

Заместитель министра финансов РФ с 2011 года

• Родился 30 июня 1959 года в Казани.

• В 1982 г. окончил географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономическая география». В 1985 г. стал кандидатом географических наук.

• С 1986 по 1992 гг. являлся сотрудником Центрального научно-исследовательского экономического института при Госплане РСФСР.

• С 1994 по 1997 гг. — главный аналитик, консультант, советник Администрации Президента РФ.

• В 2002 г. назначен руководителем Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ. С 2004 г. — член коллегии Минфина России.

• В 2011 г. назначен заместителем министра финансов РФ для курирования вопросов бюджетных реформ, формирования государственных программ и государственного финансового контроля.

• С 2009 г. преподает в Высшей школе экономики. Профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента в государственном секторе факультета государственного и муниципального управления.

— Почему качество социальных услуг растет так медленно?

— Госзадания распределяются административно, без учета объема и качества услуг, и органы исполнительной власти и сами государственные учреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в «борьбе за потребителя» и оптимизации расходов.

— Как Минфин планирует изменить эту систему?

— Нам не надо изобретать велосипед. В мире давно применяются конкурентные способы оказания госуслуг за счет бюджетных средств как государственными, так и негосударственными организациями. Есть такой опыт и у нас — в системе обязательного медицинского страхования, в высшем образовании на федеральном уровне, в социальном обслуживании граждан в ряде субъектов Федерации и муниципальных образований.

В этой связи нашей задачей является создание инструментов, позволяющих с учетом имеющегося опыта обеспечить доступ негосударственным организациям к оказанию госуслуг наравне с государственными учреждениями.

Мы рассчитываем, что законопроект об этом, который правительство внесло в Госдуму, будет принят в текущем году. При этом вступление его в действие предусмотрено с первого января 2020 года, то есть в следующем году должны быть приняты все подзаконные акты.

Законопроект предусматривает внедрение нового инструмента — государственного (муниципального) социального заказа, который определит показатели объема и качества оказания услуг, а также категории потребителей таких услуг.

Формировать такой заказ является обязанностью органов исполнительной власти, отвечающих за организацию оказания той или иной государственной услуги в социальной сфере.

Для исполнения социального заказа наравне с госзаданиями будут использоваться конкурентные процедуры отбора исполнителей: конкурсы с участием как государственных и муниципальных учреждений, так и негосударственных организаций, а также сертификаты, дающие право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.

Исполнителем таких услуг может стать любое юрлицо, вне зависимости от его организационно-правовой формы. По нашему мнению, развитие конкуренции на рынке госуслуг позволит добиться повышения их качества и доступности.

— Получается, все субъекты будут обязаны привлекать частные организации к оказанию госуслуг?

— Нет, наша позиция заключается в том, что не нужно навязывать субъектам Федерации и муниципальным образованиям способы исполнения социального заказа и отбора организаций, участвующих в его реализации, — это их сфера ответственности, их выбор. Но его нужно обосновывать в рамках общих для всех рамочных правил и критериев. Региональные и местные власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети, а за доступность и качество социальных услуг.

— На каких условиях планируется привлекать негосударственный сектор?

— Условия, на которых будут оказываться государственные услуги, должны быть равными для всех исполнителей, вне зависимости от их организационно-правовой формы, поскольку это основной залог справедливой конкуренции.

В этой связи нами готовится нормативная правовая база, позволяющая создать такие условия.

В первую очередь законопроектом предусмотрены равные условия в части оплаты оказания госуслуг. Так, в случае участия негосударственной организации в исполнении социального заказа, ей гарантируется оплата оказанных услуг в объеме, не меньшем объема финансирования оказания таких услуг государственным учреждением в соответствии с утвержденным ему госзаданием. Оплата услуг вне зависимости от способа исполнения социального заказа осуществляется путем предоставления субсидии, в том числе в порядке финансового обеспечения, что позволит исполнителям услуг получать авансирование.

Кроме того, предлагается установить возможность заключения долгосрочных соглашений в целях оказания госуслуг, а не на период бюджетного планирования, как это делается сейчас. Это позволит решить проблему ограниченности ресурсов негосударственных организаций при выходе на рынок социальных услуг, она неоднократно отмечалась экспертами. В этой связи мы подготовили и внесли в правительство соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.

Еще одной задачей, которую предстоит решить, это создание равных условий в вопросах налогообложения. Сейчас госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от уплаты НДС, аналогичный подход предлагается использовать и в отношении госуслуг, оказываемых негосударственными организациями.

— Вы согласны, что эти изменения несут определенные риски для потребителей?

— Мы сделали все возможное, чтобы их нивелировать. В первую очередь в рамках законопроекта выстроена всеобъемлющая система контроля: это и классический государственный финансовый контроль за порядком предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета, это и контроль уполномоченного органа за соблюдением исполнителем услуг условий соглашений, это и контроль общественными объединениями и объединениями юридических лиц, который будут проводить независимый мониторинг, а также вправе инициировать проверки государственными органами.

Кроме того, предусмотрено использование как действующих институтов оценки качества услуг (независимая оценка качества условий оказания госуслуг), так внедрение новых. Потребители вправе будут обращаться в уполномоченные органы с жалобами на ненадлежащее оказание услуг, а уполномоченный орган обязан будет провести проверку и принять меры, вплоть до замены исполнителя. За бездействие предусмотрена административная ответственность должностного лица, а также ответственность должностного лица исполнителя услуг за неоказание или ненадлежащее оказание госуслуг, законопроект об этом уже внесен в правительство.

Источник: Российская Газета

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

   


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: