Домой » Общение » Интервью » Галина Семёнова: Золотое правило бизнес-образования

Галина Семёнова: Золотое правило бизнес-образования

В последние годы приобретает популярность бизнес-образование, в частности стала востребованной программа МВА. О том, как реализуется это направление в экономическом университете «Деловому Саратову» рассказала д.э.н., профессор, Директор департамента дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров Галина Семёнова.

— Что отличает систему дополнительного профессионального образования СГСЭУ от других систем бизнес-образования, представленных в Саратове?

— Во-первых, это масштабность выбора образовательных направлений, в университете создана система дополнительного профессионального образования, представленная Департаментом дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, в который входят 8 структурных подразделений, объединенных в 2 института: Институт дополнительного профессионального образования и Институт международного бизнеса и делового администрирования.

Работа каждого подразделения охватывает довольно широкий спектр специализаций. Преобладают, безусловно, экономические направления и менеджмент. Наиболее востребованные программы в области финансового менеджмента, банковского дела, маркетинга, логистического менеджмента, психологии управления, кадрового менеджмента бухгалтерского учета. Ежегодно на программах нашей системы обучается более 2500 человек.

Во-вторых, это активное участие нашего университета в областных целевых программах. Например, на сегодняшний день действуют две крупные бюджетные программы, одна из которых связана с реализацией ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для нас, безусловно, предмет большой гордости, что университету доверена подготовка специалистов по местному самоуправлению: наш вуз участвует в решении задач государственной важности. По этой программе, которая финансируется из областного бюджета, мы работаем с 2005 года. На сегодняшний день в рамках этой программы обучено более 3000 человек. Это руководители финансовых органов муниципальных образований, депутатский корпус районных советов, представители финансовых органов городских и сельских поселений. Естественно, что реформа в ходе своей реализации рождает много вопросов, и немаловажен тот факт, что слушатели могут получить разъяснения, что называется, из первых уст, так как в учебный процесс вовлечены специалисты министерств и комитетов Правительства Саратовской области.

Значительный вклад в социально-экономическое развитие региона вносит целевая областная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области». Это уникальная возможность для представителей бизнес-сообщества бесплатно освоить ряд программ по самым востребованным направлениям: налогообложение, маркетинг, трудовые отношения, инновационный менеджмент, адаптация национального производителя к требованиям ВТО и т.д. Эта программа инициирована Министерством экономического развития и торговли Саратовской области.

В-третьих, это наличие в арсенале системы дополнительного профессионального образования СГСЭУ международных программ: программа подготовки профессиональных маркетологов «РИМА», реализуемая совместно с Голландским университетом. Она подготовлена совместно с голландским университетом, адаптирована и дается на русском языке. В ее основе лежат европейские методики продвижения продукта.

В результате освоения этой программы выпускник получает: диплом университета о профессиональной переподготовке по программе РИМА, сертификат о прохождении базового курса или бакалавра (в зависимости от уровня программы) Университета INHOLLAND (Нидерланды), международное ратифицированное приложение к диплому Нидерландской Организации по Международному Сотрудничеству в сфере Высшего Образования (NUFFIC).

В соответствии с договором между Саратовским государственным социально-экономическим университетом и Международным институтом менеджмента ЛИНК студентам СГСЭУ и его филиалов предоставляется возможность параллельного обучения на русском языке в Британском Открытом университете без выезда за границу по модульной программе «Бакалавр бизнес-администрирования» (Bachelor of Business Studies – BABS), реализуемой в современной технологии практико-ориентированного открытого дистанционного образования с включением очных модулей обучения.

— Дает ли вам какое-либо преимущество база экономического университета?

— Дает, и весьма существенное. Университет, как структура системы высшего образования, является научным, образовательным, идеологическим и культурным центром общества. Это несомненное преимущество по сравнению с небольшим бизнес-центром. Наш университет имеет богатую историю развития научных школ и подготовки профессиональных кадров для Саратовского региона. За год исследователи университета, профессоры и доценты издают более 2675 печатных листов научных публикаций, из них 85 печатных листов в зарубежных изданиях.

Жизнь нашего вуза наполнена общением с лучшими представителями культуры и искусства России. Гостями университета были Ростислав Растропович, Евгений Евтушенко, Олег Табаков, Юлий Ким. Этот формат общения в лучших традициях нашего университета. Вообще не только образование, но и культура и духовное развитие обязательно должны быть интегрированы в систему развития личности.

У СГСЭУ — богатая история, многие кафедры существуют не один десяток лет. Университетом установлены партнерские отношения с известными зарубежными вузами, в рамках международного проекта «Темпус» это: 17 вузов-партнеров стран Европы, Центральной и Западной Азии, включая Казахстан и Кыргызстан, нашими партнерами являются ведущие предприятия и организации Саратовского региона.

Немаловажно, что наш вуз — это образовательный бренд с хорошей репутацией. Федеральным ресурсным центром, курирующим президентскую программу, был проведен закрытый опрос слушателей, по результатам которого мы вошли в пятнадцать лучших учебных заведений, занятых в ее реализации.

— Что отличает вашу программу МВА, от других, которые реализуются в регионе?

— Конечно, одна из самых имиджевых программ, реализуемых в рамках системы ДПО университета — это МВА. Здесь идет обучение по трем специализациям — общий менеджмент, финансы и международный менеджмент. На основании заключенного соглашения с Бэкингемширским Новым Университетом (BUCKS, Великобритания) возможно получение сразу двух степеней МВА — российской и британской. Право на реализацию этой программы предоставляется Лицензией Министерства образования и науки Российской Федерации, это предполагает жесткие требования со стороны министерства к программе МВА, поэтому содержательная часть формируется и реализуется в рамках госстандартов, вариативная часть программы формируется за счет курсов по выбору.

Одна из основных задач, реализуемых в рамках программы МВА – формирование компетенций, предопределяющих степень МВА. Что же получает выпускник вместе с дипломом? Можно перечислить ряд общих компетенций, которыми должны обладать все выпускники MBA программ (версия Классификации компетенций Комиссии Европейского сообщества СЕК, 2005 год):

  • Когнитивные компетенции: знание теории и практики международного бизнеса и внешнеторговой деятельности; понимание сути и значения деловой культуры; правовая грамотность, понимание принципов построения и заключения контрактов.
  • Функциональные компетенции: умение вести переговоры так, чтобы было принято приемлемое для обеих договаривающихся сторон решение; умение использовать квалифицированную юридическую помощь по тем или иным вопросам; умение выделять главное и обосновывать свою точку зрения.
  • Личностные компетенции: владение иностранным языком и коммуникативная – как устной, так и в письменной формах – компетентность; психологическая устойчивость и умение позитивно взаимодействовать; самоконтроль – времени, психологического и физического состояния и т. д.
  • Этические компетенции: придерживаться определенных ценностей, не конфликтующих с ценностями партнеров; способность адаптироваться к ним.

В нашем университете создан Центр оценки и развития кадрового потенциала где работают профессиональные психологи и эксперты Assessment-центров федеральных компаний. В текущем 2012 году был реализован проект совместно с Управлением по кадровой политике и государственной службе Правительства Саратовской области, в результате которого выпускники Президентской программы прошли целый комплекс оценочных процедур и каждый получил экспертное заключение. Восемнадцать выпускников программы зачислены в областной кадровый резерв Правительства Саратовской области.

С этого момента возможность прохождения системы оценки компетенций стала доступна выпускникам всех программ университета, включая выпускников-студентов профилей основного образования. Этот проект с воодушевлением восприняли наши партнеры: представители крупных компаний и банков Саратовского региона. Для них очень важно получить специалиста с «прозрачным» потенциалом.

Есть еще одно очень важное событие для тех, кто заинтересован в поступлении на нашу программу МВА. Буквально 12 октября т.г. получено уведомление от Международного сертификационного центра ICM, о том, что принято решение о присвоении статуса «ICM Teaching and Examining Center» нашему университету. В результате аккредитации в Великобритании мы получили возможность присвоения Postgraduate diploma in Business Administration (МВА) – это магистерский уровень Британского образования.

Кроме того в этом году у программы появляются новые возможности, прежде всего, в связи с тем, что СГСЭУ сливается со знаменитым Плехановским университетом и становится Саратовским социально-экономическим институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Как подчеркнул ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Гришин В.И., объединившись, наши вузы укрепят друг друга: «Мы должны наращивать обмен лучшими преподавателями, реализовывать совместные научные проекты». А выпускники программы МВА получат диплом столичного вуза.

— Есть ли особые требования к преподавательскому составу?

— Требования к качеству образования продиктованы уровнем контингента слушателей: это люди с высокой личной мотивацией к обучению, с большим опытом практической работы, успевшие много достичь в профессиональном смысле. Это выдвигает особые требования к преподавателю, который должен выступать носителем ноу-хау, советчиком и консультантом в решении актуальных для них практических вопросов, быть своего рода гуру в бизнес-процессах.

Как правило, это требует наработки материала и идей пятилетия. Это могут быть и неопубликованные результаты, которые преподаватели знают из своей собственной практики, либо общаясь с разработчиками, либо со своими клиентами. При этом уже высок уровень систематизации и взаимосвязи разных курсов. Даются детали, являющимися критически важными для успешного применения тех или иных бизнес технологий, важными для управления компанией. Что самое важное — все эти материалы появляются как результат практической работы преподавателей или результат научных исследований университета в целом. Здесь идет речь о реальных проектах по решению реальных задач компаний, выполненных либо в процессе практической работы, либо рамках консалтинговых проектов.

Главное требование к разработкам системы бизнес-образования, это не просто описать факты и дать технологические наработки. Здесь, прежде всего, идет речь о тех решениях, которые тот или иной участник семинара или долгосрочного обучения может применять в повседневной своей практике, буквально на следующий день после посещения курса. Здесь происходит самое сильное сочетание двух вещей: факты-идеи и повседневные решения, которые менеджер должен реализовывать на своем рабочем месте.

— Как оценивают сложность программ слушатели?

— Учиться у нас непросто, мы об этом предупреждаем сразу. Программы бизнес-образования — это не клуб по интересам. Перед нами стоит ответственность перед слушателями, пришедшими на программы изменить свою жизнь, повысить личную эффективность, сделать свой бизнес более успешным. На протяжении всего процесса обучения идет напряженная работа, в которую включены все участники учебного процесса. К слушателям предъявляются довольно высокие требования, и мне неоднократно приходилось слышать о том, что требования могли бы быть более мягкими. Но это только во время обучения. Впоследствии, выпускники говорят о том, что все тяготы обучения с лихвой окупились в работе. Но есть «золотое правило» бизнес-образования — это создание обстановки комфортности и открытости. В лучших традициях европейских бизнес-школ всегда присутствует обмен опытом ведения бизнеса. Усилий требует не процесс освоения материала: обучение предполагает некую внутреннюю трансформацию человека. Можно сказать, происходит перестройка жизненной философии, ведь мы даем не просто совокупность определенных компетенций. Человек более уверенно себя чувствует при принятии решений, в развитии своего дела, легче находит партнеров. Это не просто набор знаний, и даже не просто диплом.

— Не так давно прошла информация об отмене дипломов о дополнительном образовании…

— Как таковой отмены не было. Была несогласованность в принятии решений в структурах министерства образования и науки. Проблема была не в том, что мы не могли выдавать документ, а не было норматива, где было бы четко указано: при каких условиях мы можем выдавать диплом государственного образца, а при каких нет. Сейчас эти разногласия разрешились, и мы выдаем документы об окончании программ, прописанных у нас в аккредитации и лицензии.

— Чем формат обучения в бизнес-школе и структуре ДПО отличается от вузовского?

— Это особый формат обучения с принципиально иной технологией ведения занятий. Весь учебный процесс идет в сопровождении авторского информационно-аналитического материала, который ежегодно обновляется. Школярской формы записи лекций нет, слушатель сразу получает весь материал в печатной форме. Задача преподавателя значительно меняется, материал не нужно надиктовывать, но при этом его нужно проговорить, сделать акценты и получить обратную связь. Нет ничего хуже «говорящей головы» профессора.

В программе есть определенный набор обязательных дисциплин, с регламентом часов и содержательного наполнения. Но один и тоже материал можно подать по-разному. Сейчас наиболее эффективной получается форма, в которой сочетаются лекции, семинары и тренинги, позволяющие получить и закрепить какие-либо навыки. Следует отметить, что наши тренеры имеют сертификаты международных центров. Внедряем и новые формы обучения — вебинары, аудио и видеолекции, он-лайн конференции. В технологиях обучения мобильный класс, где каждое рабочее место оборудовано ноутбуками.

Если опять коснуться компетентностного подхода, то важной составляющей процессов обучения являются методики измерения сформированных компетенций. В учебно-методическом обеспечении программ ДПО созданы матрицы, где представлены сквозные компетенции по всем учебным дисциплинам, включенным в каждую программу. Перед преподавателем стоит задача обеспечить формирование компетенций и для этого используются авторские технологии: карты личностного развития слушателей, рабочие тетради, внедряется проектный подход решения проблем предприятий.

— Зачем человеку получать дополнительное профессиональное образование (дпо), если у него уже есть специальность?

— Многие недооценивают преимущества ДПО. В целом оно дает возможность за 9 месяцев получить право на ведение нового вида профессиональной деятельности. Работодатели не требуют сейчас диплома, в первую очередь, им нужен специалист, обладающий необходимыми компетенциями, которые позволят выполнять ему возложенные на него обязанности. Именно их мы и формируем во время обучения. Программы дополнительного профессионального обучения наполнены отраслевой спецификой, в них нет общегуманитарных дисциплин, преобладает прикладной аспект представления знаний.

А самым главным аргументом является то, что жизненный цикл знаний всего 5 лет. И каким бы квалифицированным не был специалист или руководитель, он должен систематически повышать свою квалификацию, повышать свою профессиональную и личную эффективность.

— Что движет теми, кто приходит получать дополнительное образование?

— На этих курсах нет случайных людей, сидящих со стеклянными глазами, пришедших за «корочками», которых нередко наблюдаешь в студенческих аудиториях. Когда человек приходит на МВА, он взвешенно подходит к этому решению. Мотивы у всех разные. Кто-то нацелен на повышение эффективности бизнеса, кто-то на личное развитие или продвижение по карьерной лестнице. Более половины слушателей нацелены на переезд в столичный регион, где степень МВА и диплом РИМА хорошо котируются.

Специально для Делового Саратова. Елена Лосева