Александр Благодаров: советы начинающим предпринимателям
23.05.2014

23 мая Саратовское региональное отделение общественной организации «Опора России» в рамках Недели предпринимательства организовало для студентов, желающих стать предпринимателями, встречу с известным саратовским бизнесменом и финансистом Александром Благодаровым – владельцем сети кофеен «Восток-Запад» и отелей «Богемия».
Предприниматель в непринужденной обстановке рассказал молодым людям об основных вехах своей жизни, о том, с чего все начиналось, и как он решил открыть свой бизнес. Александр дал советы тем, кто только собирается открывать бизнес или уже начал заниматься своим делом, а также ответил на все вопросы студентов, иллюстрируя каждый свой ответ ситуациями из жизни.
Спектр деятельности господина Благодарова очень широк: он был банкиром, владельцем строительного кооператива; одним из владельцев крупного завода; занимался агробизнесом и бизнесом в инновационной сфере; кофейни, рестораны, гостиничный бизнес, пиво «Богемия» — те сферы, в которых Александр Владимирович добился успеха. Однако на этом бизнесмен не останавливается и продолжает осваивать все новые виды деятельности.
Итак, Александр Благодаров о…
… том, как начать бизнес
- Придя с армии, я пошел разгружать вагоны. После первого дня, когда я не смог утром подняться, пришло осознание, что пора всерьез заняться бизнесом.
- Любая предпринимательская деятельность подразумевает много падений. Всегда следует иметь в виду, что придется не только пожинать лавры, но и страдать, жертвовать чем-то.
- Чтобы сделать шаг вперед, нужно получить стресс. Без потрясений невозможно двигаться вперед. Плавно и хорошо бывает только в кино, либо при хороших родителях, но тогда ты не идешь вперед – тебя просто кто-то тащит.
- Если человек считает, что бизнес нужно открывать на стартовый капитал, он не предприниматель. Стартовый капитал должен быть в голове. Этого достаточно.
- Чем легче достались первые деньги, тем скорее ты прогоришь.
- При организации любого бизнеса важно понимать, какими компетенциями ты обладаешь. Взять, к примеру, кафе. Нужно прикинуть, кто там работает: от уборщицы до бухгалтера. Потом — смотреть, какие из этих компетенций ты можешь выполнять лично. И если ты можешь многие компетенции «закрыть собой», и при отсутствии каких-то людей лично их заменить, то можно попробовать открыть кафе.
- Если ты считаешь, что ты начальник и поэтому не можешь вымыть пол, приготовить какое-то блюдо, сварить кофе, значит, у тебя нет необходимых компетенций. Соответственно, приняв на работу много людей, ты получишь команду, которая разговаривает с тобой на разных языках и для которых ты не авторитетен. В конце концов, ты разоришься.
…о литературе
…о видах бизнеса
- Возможность зарабатывать деньги есть всегда.
- В жизни любого государства нет таких периодов, когда вообще нет способов зарабатывать деньги с выгодой для всех. Разве что война…
- Наиболее сложный бизнес — тот, который кажется простым. Например, те же кофейни. Удержать такой бизнес и заработать на нем очень сложно.
- Есть бизнес, основанный на несоответствии, и бизнес, основанный на росте. Каким именно бизнесом ты хочешь заниматься, нужно определяться сразу… Первый – ситуативный бизнес: юридические компании, игра на разнице валют и т.д. Кафе относится ко второму типу.
- При организации бизнеса нужно иметь злого критика. Если тебя будут все хвалить, ты прогоришь.
… об актуальности
- Люди в нашей стране не готовы к качественно новому продукту.
- Бизнес должен быть модным, но мода проходит, и это нормально.
- Голова для того и дана, чтобы вовремя заметить проблемы: где-то перенаправить бизнес, переключиться на что-то другое, а где-то — и закрыть, зафиксировать прибыль и перейти на другое дело.
- Я постоянно начинаю какой-то бизнес. Как в сказке: одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю. Это нормальное состояние бизнесмена.
…о столичном бизнесе и бизнесменах
…о тренингах
- Я часто нарывался на бизнес-тренеров, которые меньше меня читают, меньше меня знают и абсолютно не успешны в бизнесе.
- Большинству бизнес-тренеров мне хочется задать вопрос: «В чем твоя крутость? Чего ты добился?» Ф. Котлер крутой? Да, потому что по его книге все учатся. С. Джобс крутой? Да, потому что его продуктами все пользуются. «А в чем твоя фишка? Где создание принципиально нового продукта?», — хочется спросить.
- Я принципиально никому не плачу деньги за интервью. И не плачу за всякую чушь, вроде лекций от горе-тренеров.
…о распределении прибыли и наследстве
- Как оценивать труд? Как договоришься. Все зависит от того, за сколько кто готов себя продавать, и устраивает ли эта цена того, кто покупает.
- В своем бизнесе нужно работать бесплатно. Как только ты изымаешь прибыль из своего бизнеса, ты не даешь ему развиваться, ты его убиваешь.
- Младшему партнеру, если он тебе нужен, ты должен платить, а сам должен голодать.
- Проекты, зарекомендовавшие себя, всегда нуждаются в новых людях с необходимыми компетенциями.
- Сегодня нет понятия «олд мани», то есть, нет смысла оставлять потомкам состояние: от него, скорее всего, ничего не останется. Наш мир слишком динамичный.
… о счастье
- Есть стоимость абсолютного счастья: доход на каждого члена семьи — 120 тыс. руб. в месяц. Это те деньги, которые человек способен эффективно проесть и не чувствовать себя ущербным. Тот, кто считает, что доход должен быть больше, никогда не имел и такого дохода.
- Можно носить часы Rolex, можно — Swatch, а можно вообще ничего не носить и чувствовать себя при этом счастливым.
- Мужчина живет для того, чтобы двигать эволюционный процесс. И пусть каждый понимает его по-своему.
- Если я засеял газоном какую-то территорию, и в Саратове в этом углу стало чуть лучше, я считаю, что уже не зря живу.
…о целях
- Свои цели нужно озвучивать и записывать. Мало кто из людей способен на это.
- Выявить свои личные цели легко. Достаточно написать на себя некролог. Там ты напишешь: «Такой-то умер в таком-то возрасте…» Напишешь, кем он был: сталевар, музыкант, предприниматель или еще кто-то. Сразу станет понятно, чем нужно заниматься.
- Предпринимательству нельзя научиться. Ты либо родился таким, либо – нет.
- Все успешные предприниматели – это те, кто и вагоны разгружал, и на рынке торговал, и джинсы варил… и в случае чего они смогут снова делать то же самое.
Специально для Делового Саратова. Кристина Фомина